Принципы традиционной и гуманистической

«центрированной на мире детства» парадигм

(по А. Б. Орлову)1 обучения



Субординации — мир детства — часть мира взрослых, его не самостоятельный придаток

Монологизма — мир детства — это мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей. Содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении от взрослых к детям

Произвола — мир взрослых всегда навязывал свои законы миру детей, которые никак не воздействовали на него

Контроля — контроль мира взрослых, рассматриваемый как необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивал принудительное восприятие ребенком мира взрослых

Взросления — развитие, движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов. Нарушение процесса — аномалия

Инициации — существование границ между миром взрослых и детства

Деформации — мир детства всегда деформирован вторжением взрослых

Равенства — мир детства и мир взрослости — совершенно равноправные части... мира человека

Диалогизма — мирдетства так же, как и мир взрослости обладает своим собственным содержанием... взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс»

Сосуществования — мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались

Свободы — мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства (кроме охранения жизни и здоровья), предоставить миру детства выбирать свой путь

Соразвития — развитие мира детства — это процесс, параллельный развитию мира взрослости, гармонизация внешнего и внутреннего «я» — цель развития

Единства — мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных (имеющих границы перехода) миров

Принятия — человек должен приниматься таким, каким он есть, безотносительно к нормам, оценкам «взрослости» и детскости


1 Орлов А. Б. Указ. соч. С. 102—103 и 107.



Приведенные выше принципы гуманистической «центрированной на мире детства» образовательной парадигмы представляют собой некую идеализированную, пока не вполне реалистическую модель образования (особенно что касается принципа «свободы», ибо «жить в обществе и быть свободным от него невозможно»). Полная педагогическая и родительская ориентация на такую саморазвивающуюся личность может принести ей в будущем страдание (невозможность «адаптации и последующей интеграции», по А. В. Петровскому, в референтную для нее группу). Вероятно, реализация всех этих принципов должна осуществляться с учетом принципа реалистичности.

Самоочевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигмы, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «образовательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: