Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося

В этом плане личностно-деятельностный подход к научению с позиций обучающегося (при учете организации личностно-деятельностного подхода к обучению, и особенно организации субъектно-субъектного учебного взаимодействия самим педагогом) прежде всего предполагает свободу выбора пути, учебника, методов, а в отдельных случаях — даже партнера обучения — педагога. Личностно-деятельностный подход к научению с позиции обучающегося психологически предполагает, во-первых, обеспечение безопасности (security) личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равнопартнерских, до-

1 Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982. С. 33.

верительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. В-третьих, личностно-деятельностный подход к научению с позиции ученика предполагает единство внешних и внутренних мотивов у него, где внешним является мотив достижения, а внутренним — познавательный мотив. В-четвертых, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Это является основой развития не только чувства компетентности и аффилиации как компонентов собственного достоинства (self esteem), но в значительной мере и чувства уверенности в себе как предпосылки самоактуализации. Личностно-деятельностный подход к научению с позиции обучающегося означает также наличие актуальной ситуации интернализации новых форм, правил, способов и средств социально-профессионально-коммуникативной деятельности, т. е. развитие не только профессиональной компетентности ученика, но и его личности в целом. Это, в частности, означает, что на основе перехода внешнего во внутреннее у ученика, студента целенаправленно и эффективно формируется саморегуляция, самооценивание и т. д.

Все рассмотренное выше с очевидностью показывает, что проблема личностно-деятельностного подхода к научению (с позиции обучающегося) в дополнение к личностно-деятельностному подходу к обучению (с позиции педагога) ставит перед частными методиками преподавания целый ряд проблем, в частности проблему изменения распространенной позиции преподавателя-информатора, источника знаний, контролера на позицию фасилитатора; проблему создания учебной ситуации раскрепощения человека; снятия социальных барьеров, затрудняющих педагогическое общение, и т. д.

В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностная» компонента этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется с ними.

Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно, все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

* * *

Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, реализующих основные принципы смены его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. Основные направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого-педагогической науки оптимизировать этот процесс, на что направлен и личностно-деятельностный подход.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные тенденции и принципы современного образования?

2. Как связаны между собой культура и образование?

3. Чем отличаются друг от друга традиционное и проблемное, программированное, алгоритмизированное обучение?

4. В чем суть контекстного обучения?

5. Что означают личностная и деятельностная компоненты в личностно-деятельностном подходе?

Обязательная литература

Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.

Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.

Дополнительная литература

Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1993.

Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя производственного обучения профтехучилища. М., 1989.


Глава 2. Приобретение человеком индивидуального

опыта в образовательном процессе

§1. Двухстороннее единство обучения — учения

в образовательном процессе

Впедагогической психологии, педагогике, общей дидактике обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучающая, воспитывающая и обучающаяся, т. е. обучение (teaching), осуществляемое педагогом, и научение (learning), в самом широком смысле слова или, точнее, учение, осуществляемое учеником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: