Выбор профессии

Что же определяет выбор профессии вообще и педагогической профессии, в частности. Отвечая на этот вопрос, Е. А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности1. Эти факторы, безусловно, важны и для выбора педагогической деятельности в качестве профессии, но, как будет показано в следующей главе, одним из
важных факторов, определяющих ее предпочтение, — это любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта. Последнее, по данным Н. В. Кузьминой, является наиболее типичным. Другими словами, само содержание педагогической деятельности — «возможность учить детей» — оказывает большое влияние на выбор педагогической профессии. Случайный выбор этой профессии, по данным исследований Н. В. Кузьминой, не превышает 9%.

Показательно, что отмеченные Е. А. Климовым «общепрофессиональные» факторы выбора профессии оказываются значимыми и для педагогической деятельности. Среди них влияние: 1) учителя и любимого учебного предмета; 2) семьи, семейных традиций; 3) предшествующего опыта работы. Существенно также и удовлетворение от педагогической деятельности, профессии. По данным Н. В. Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельностиу педагогов в целом высок»2, закономерно повышаясь по мере ее продуктивности.

Таким образом, профессия педагога с позиции общей характеристики профессиональной деятельности представляет собой специфический ее вид в схеме отношений «Человек-Человек», определяясь прежде всего целью развития обучающегося, средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.

1 Климов Е. А. Как выбирать профессию. С. 121—128.

2 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 28.

Субъектные свойства педагога


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: