Процессуальные теории мотивации
К основным процессуальным теориям мотивации относят:
Теорию эспектаций В.Врума I.
| Х или У-теорию Д.Мак-Грегора II.
| Теорию справедливости П.Гудмэна.III
| Модель Портера и Лоулера.IV.
|
Разработаны в начале 60-х г.ХХв. Её основная парадигма состоит в том, что деятельность человека определяется не столько имеющимися потребностями сколько вероятностью их достижения, т.е. сильные, но нереальные потребности не мотивируют персонал:
Е=Ym×Pm+Vp×Pp+ YдPд +YcPc+YзPз
Y-валентность, m-денег, p-карьеры, д-хорошего отношения администрации, з- сохранение рабочего места; р- соответственно вероятность связи данных результатов деятельности эффективностью труда.
| Основной ее особенностью является исполменеджером 2-х вариантов мотивации труда персонала Х и У.
Эффективное использование концепции Мак-Грегора возможно:
· для выбора стало лидерства при использовании Х-теории стиль должен быть авторитарным, У-теории- демократическим.
| Сформулирована в начале 70-х ХХ в. Основа мотивации по ней:
Вознаграждение / затраты труда = coust
· Невыполнение соотношения вызывает у людей психологический дисбаланс;
· персоналу свойственно объяснять наличие дисбаланса субъективно.
| Сформулирована в середине 70-х ХХв. ЕЕ основная особенность- это синтез теории эспектаций и теории справедливости. Сущность концепции:
· результаты труда персонала зависят от 3-х переменных (затраченных усилий, способностей работника и осознания им своей роли в процессе труда);
· каждый человек имеет собственное мнение о справедливости вознаграждения;
· задача менеджера-создание условий для постоянного удовлетворения трудом со стороны персонала.
|