(методика организации игр в отряде)
Представить себе летний оздоровительный лагерь без игр, забав, развлечений просто невозможно.
Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников и просто подвижные игры в лесу, на поляне, во время купания поднимают настроение детей, снимают напряжение, уменьшается количество отрицательных поступков со стороны детей.
Для того чтобы правильно организовать, «поставить» игрy, у вожатого должна быть соответствующая подготовка и он всегда должен помнить, что такое игра.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта.
Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми.
Игра — полезное средство воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жизненных потребностей.
|
|
Дети любят и хотят играть, поэтому вожатый должен в совершенстве владеть методикой проведения различных игр.
Перед началом проведения игр вожатый должен составить план, во что он будет играть. Продумав заранее ход игры, определите место, время, необходимый инвентарь, возможных участников и помощников. Учитывайте возраст и пол, количество участников. Не спешите вводить все новые и новые игры: достаточно 2-3 новых игр в неделю. Начинайте с простых, но интересных.
Вожатый должен всегда иметь при себе «шпаргалку» с играми, чтобы в нужный момент (в случае перемены плана, появлении свободного времени и т.п.) предложить ребятам новую игру. Организатору не помешает иметь сборники игр. Их можно купить или составить самому. Некоторые игры, если в них долго не играть, забываются.
Удобно составить для себя игротеку с играми, записанными на карточки. (Такую игротеку можно брать с собой для работы). Вожатому удобнее будет работать, если он не только будет пополнять игротеку, но и комментировать записанные уже игры, по возможности, вносить какие-либо изменения или создавать новые игры на основе старых.
Предлагая ребятам новую игру, надо ее объяснить. Лучше это сделать в кругу, причем объясняющему стоять лучше на линии круга, а не в центре, чтобы половина слушающих не оказалась за спиной говорящего.
|
|
Порядок объяснения игры рекомендуется следующий:
- название игры и краткая характеристика (например: в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика);
- каковы роли играющих, их исходное положение;
- ход игры и цели, к которым стремятся играющие;
- чем заканчивается игра;
- правила, которые в конце объяснения игры надо четко сформулировать, чтобы все их твердо запомнили.
Спросите, все ли понятно в игре ее будущим участникам, покажите при необходимости отдельные моменты и приемы игры, договоритесь о сигналах начала и остановки игры (свисток, словесная команда, взмах флажком или рукой, начало или прекращение музыкального сопровождения и др.).
Водящего, который нужен во многих играх, можно выбрать несколькими способами: по собственному желанию одного из играющих; по выбору большинства; по назначению руководителя; по жребию или считалке; по результатам предыдущей игры (если заранее договорились, что выигравший или, наоборот, проигравший в предыдущей игре станет водящим в следующей игре). Иногда водящими бывают все по очереди. В некоторых играх проводится предварительное состязание в каком-либо умении (метать палку на дальность, камень - в цель, ответить на вопрос и др.), и отличившийся в этом состязании становится водящим.
Для командных игр требуется распределить участников по командам (если нет постоянного состава команд, как в спортивных играх). Часто ребята сами делятся на команды, но иногда дают право выбирать игроков капитанам команд (первый выбирает второго, второй – третьего и т. д., причем очередь переходит от одной команды к другой). Есть другие способы разбивки на команды: складывание разрезанных открыток, объединение играющих по знакам зодиака, по цветам розданных карточек и т.д.
Если игроки мало знают друг друга, то распределение проводит руководитель по своему усмотрению или путем расчета игроков на «первый-второй-третий...». Последний способ наиболее быстрый, но может привести к тому, что команды окажутся неравные.
Капитанов команд, судей и помощников выбирают сами ребята или назначает по своему усмотрению руководитель.
Организатором игры может выступать вожатый или кто-то из ребят, подготовленный к проведению игры; можно также привлечь к организации игр других помощников. В этих случаях вожатый сам может быть участником или только наблюдать за ходом игры и вмешиваться только в крайних случаях. Нередко руководитель берет на себя роль судьи в играх соревновательного характера, особенно если судейство требует квалификации, какой нет у остальных присутствующих.
Судьей же может быть кто-то из ребят или самому вожатому необходимо следить за длительностью игры и предупредить играющих, когда пройдет первая половина игры и когда до истечения всей игры останется 1-2 минуты. Но во многих подвижных играх продолжительность игры неопределенна, так как роли водящих переходят от одних игроков к другим непрерывно (салки, жмурки, лапта, прятки и т.п.). Здесь уже самому организатору надо решать, в какой момент прервать игру, а для этого внимательно следить за состоянием играющих. Лучше прервать игру, когда играющие еще не пресытились игрой, но уже стали заметно уставать. При этом надо дождаться момента, достаточно естественного для остановки игры, например, когда сменяются водящие.
Несколько минут нужно предусмотреть на организованное завершение игры: подведение итогов, необходимые в педагогическом отношении замечания и разъяснения, приведение в порядок площадки, инвентаря, внешнего вида участников игры, спад игрового возбуждения, без чего трудным будет переход к другим занятиям. Желательным является разбор (анализ) игры, при котором коллективно обсуждаются достижения и недостатки отдельных участников и всего игрового коллектива. В первую очередь надо отметить все положительное, на что можно опереться в будущих играх. Общий тон обсуждения должен быть спокойным, ободряющим, вселяющим веру в новые достижения.
|
|
Задачи вожатого не ограничиваются правильным проведением той или иной игры, но включают в себя и подготовку воспитанников к правильному проведению игр при самостоятельной их организации.
Помните, что главный смысл игры не в победе любой ценой над «противником», а в удовольствии от общения друг с другом, физическом и духовном росте участников игры.
3.5. Быстрее! Выше! Сильнее!
(методика организации соревнований)
Дети любят соревноваться и легко доходят в этом соревновании до ажиотажа. Им нравится соревноваться со своими друзьями и сверстниками, напрягать свои силы и получать за это награды, призы, подарки.
Потребность самоутверждения - один из самых главных движущих мотивов поведения подростков. И здесь соревнование - естественное средство удовлетворения этой потребности. Состязание, спортивные игры, всевозможные конкурсы - основа деятельности, которой больше всего увлекаются дети, которая присуща самой природе детства.
Между тем вожатый, педагог не могут не признать, что есть немало примеров, когда соревнование приносит не пользу, а вред ребенку, детскому коллективу. Здесь оно выступает не как основа для сплочения, а как пружина дезорганизации, обиды, накопления злости и зависти по отношению к победителю.
С подобным явлением вожатые-практики сталкиваются всегда, когда в основе своей педагогической деятельности используют немудреную формулу: «Есть соревнование - это всегда хорошо, нет соревнования - это всегда плохо».
Между тем этот метод соревновательности, как всякий другой педагогический метод, имеет определенные границы своего оптимального применения. Нарушение этих границ никогда не остается безнаказанным. Соревнование является средством, а не самоцелью. Соревнование всегда является стимулом работы. С его помощью мы в детях формируем и развиваем нравственные мотивы поведения. Злоупотребление этим стимулом может навредить, поскольку суть дела нередко подменятся ожиданием обещанного вознаграждения или похвалы. Поэтому от внимательного взора вожатого и педагога не должны ускользнуть те девчонки и мальчишки, которые обрадовались, что в соседнем отряде, с которым шло соревнование за самый чистый корпус, получили низкие баллы; что Петя с Васей убрали свою территорию у корпуса, а мусор «нечаянно» рассыпали на территории соседнего корпуса, как раз перед санитарным обходом.
|
|
Когда соревнование приносит и пользу, и вред, актуальным становится вопрос о мере. В каких случаях его следует применять как метод в воспитательной работе, и в каких - не применять, как сделать так, чтобы извлекать из него пользу и избежать вреда для ребенка, детского коллектива. Для этого следует разобраться, что такое соревнование как метод и как он действует. В научной литературе соревнование определяется как социальное явление, сопровождающее всякую совместную деятельность и общение. Соревнование является социальным стимулом, способным активизировать какую-либо деятельность. Там, где действуют коллективно, где присутствует здоровый дух соревнования, можно говорить о его положительных аспектах.
Но если злоупотреблять соревнованием, оно становится столь привычным для детей, что начинает выступать для них как постоянная потребность в превосходстве над другими, как средство получения похвал и наград. Важным становится уже не сам предмет соревнования - соблюдение чистоты, борьба за вежливость, помощь ближнему, порядок и красота вокруг корпуса и во всем лагере, укрепление своего здоровья, а стремление завоевать вымпел, занять первое место, заслужить почести, получить приз или подарок и т.д.
Учитывая природу и действие механизма соревнований, виды воспитательной работы можно разделить на две группы:
а) где соревнования желательны и необходимы,
б) где они недопустимы.
Итак, когда же соревнование желательно или же необходимо? Важно помнить и знать, что соревнование в одном виде деятельности должно находиться во взаимосвязи с другими видами деятельности, или, по крайней мере, на них отражаться. При длительном соревновании вожатые обязательно должны включать в него разнообразные кратковременные формы, а индивидуальное соревнование должно сочетаться с коллективным. Причем коллективное выступает обязательно как основное, а индивидуальное как составная часть.
Наиболее часто встречаются такие соревнования как:
- спортивные мероприятия (спартакиада, Олимпийские игры зимой и летом, «Веселые старты», эстафеты, командные спортивные встречи по различным видам спорта т.д.);
- интеллектуальные турниры (различные адаптированные версии телевизионных передач, например, «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и т.д.);
- развлекательно-познавательные мероприятия (КВН);
- творческие выставки (рисунки, поделки, фото и т.д.);
- конкурсы.
Каждая из вышеперечисленных форм соревнования имеет определенные воспитательные цели и задачи, поэтому методика организации и проведения их определяется рядом условий и учитывает:
а) возрастные особенности детей. Длядетей младшего возраста приемлема система соревнований (конкурсов) по конкретным отдельным направлениям (делам), с небольшими сроками проведения. Для детей старшего возраста приемлема комплексная форма соревнования, в которую могут входить несколько видов деятельности;
б) уровень воспитанности, способностей и возможностей детей. Например, 12 июня (День принятия декларации «О государственном суверенитете РФ) в загородном лагере младшие отряды участвуют в конкурсе строя и песни, средние и старшие отряды - в параде Войска русского, а старшие отряды, кроме того, принимают участие в соревновании на военно-туристской полосе препятствий, требующей определенных умений и навыков, а также физической подготовки;
в) время года, количество участников, планированием воспитательной деятельности.
Теперь рассмотрим, когда же соревнование недопустимо.
Во-первых, при неравных возможностях соревнующихся, связанных с их личными качествами и способностями. Так, нельзя проводить соревнования между младшими и старшими отрядами в беге на 100 метров; в конкурсе бальных танцев естественно выиграет пара, которая профессионально занимается хореографией.
Во-вторых, недопустимы соревнования, основанные на взвешивании нравственных начал: доброты, культуры - недоброе это дело. Также как и состязаться в скромности - по меньшей мере, нескромно.
В-третьих, нельзя проводить соревнование, заведомо определяющее «победителя». Так, если в отряде есть вожатый, который профессионально рисует, то соревнование на лучший отрядный уголок, выставку или стенгазету уже состоялось, не начинаясь. И еще хуже, если к этому виду деятельности привлекаются профессиональные исполнители тайком, окольными путями (родитель приехал на выходной и его «тихо привлекли» на 1 - 1,5 часа к его профессиональной деятельности).
Дети в любом возрасте испытывают потребность в оценке своей работы. Поощрения всех видов укрепляют положительные ростки воспитания, вызывают чувство удовлетворения, желание новых успехов, стимулируют поиск новых идей и сил. И тут тоже важно чувство меры. Плохо, когда мало премий, значков, грамот, подарков, сувениров, открыток и т.д. - их должно быть столько, чтобы подавляющее большинство участников могло рассчитывать на их получение. В то же время, когда слишком много наград, происходит девальвация поощрения. Когда у ребенка на руках 15 грамот и 24 благодарности, они обесцениваются. Среди всех достижений происходит забывание того момента, когда ребенок по-настоящему, со всей настойчивостью прикладывал свои усилия для достижения поставленной цели. Организаторам не следует забывать и об организации процесса награждения, торжественности этой церемонии.
Вожатым лучше не указывать на неудачи тех, кто отстал от победителя, а призывать всех ребят равняться на лучших, подмечать не только успешные результаты, но и, это очень важно для детей, стремление каждого, возможно, прежде отстающего ребенка, коллектива к продвижению к поставленной цели, искать и развивать формы такого детского стремления.
Соревнование в разнообразных областях может помочь ребенку обрести веру в себя. При планировании и анализе своей деятельности вожатый должен стремиться запастись для каждого ребенка таким делом, в котором он может выиграть.
Если на педагогическом совете при подготовке к смене вожатые решили организовать серию соревнований, то наибольший эффект участия детей в мероприятиях и мотивация к деятельности будут при создании тематической смены, каждый день в которой для них окажется новым, интересным, увлекательным. И чтобы следующий день был еще лучше, чем предыдущий, сами дети будут стараться его создать, приготовить. Такие смены принято называть тематическими.