Фед бюджет – инструмент гос регион-ой политики

Бюджетный федерализм – отношения м/д органами гос. власи и орг. гос. власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределение и перечисление их между федер. бюджетом и консолидирован. бюджетами РФ.

Уровни бюджетной система: федеральный, региональный и муниципальный. Бюджетная система включ также гос вне­бюджетные фонды (федеральные и региональные).

Бюджеты принимаются на основе: Бюджетного, Налогового кодексов РФ, Закона о федеральном бюджете на очередной год, актов законодательных органов субъек­тов РФ и органов МСУ.

Принципы бюджетного федерализма:

• Распределение и закрепление расходов бюджетов по разным уровням,

• Закрепление на постоянной основе собственных и распр-е по временным нормативам регулирующих доходов по уровням,

• Равенство бюдж. прав субъектов и муниц-ых образ-й, равенство всех территор. бюджетов во взаимоотнош. с федеральным, выравнивание уровней минимал. бюдж. обеспеченности через предоставление финансовой помощи. Распределение помощи по регионам идет неравномерно.

Доходы бюджетов. Преобладающую часть доходов бюджетов составляют налоги (примерно 80%). Налоговая система РФ объединяет 3 группы налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Распределение федеральных налогов между бюджетными уровнями осуществляется по смешанной схеме.

Исключительно в федеральный бюджет поступают: НДС; акцизы на нефть, природный газ, бензин; таможенные пошлины и сборы, доходы от внешнеэконом. деятельности.

Ряд федеральных налогов распределяется в определенных пропорциях между федеральным и региональными бюджетами: налог на физ лиц, акцизы на спирт этиловый, платежи за пользование недрами, налоги на отдельные виды транспортных средств.

Региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог.

Расходы бюджетов:

Бюджетные расходы на региональное развитие (9% расходов федерального бюджета): • Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ; • дотации и субсидии закрытым административно-территориальным образованиям; • субвенции, дотации и субсидии субъектам РФ на развитие, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования; • Фонд регионального развития; • Фонд развития региональных финансов.

Расходы регион. бюджетов: социально-культурные мероприятия, государственная поддержка отраслей народного хозяйства, регион. программы, помощь муниц. бюджетам.

Межбюджетные трансферты. В бюджетной системе России используются только вертикальные трансферты: от бюджета вышестоящего уровня к нижестоящему. Основной источник межбюджетных трансфертов — Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Назначение общих трансфертов из ФФПР — выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Помимо общего выравнивающего трансферта в бюджеты субъектов федерации поступают различные целевые трансферты (дополнительная помощь высокодефицитным регионам на опр. цели). Особой формой финансовой поддержки регионов является передача в их собственность акций предприятий, находившихся ранее в федеральной собственности. Недостаток – несовершенство институц. структуры.

Дотация – бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюдж.системы на бездвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юрид. лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юрид. лицу на условиях долевого инвестирования целевых расходов.]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: