Ключевые слова: врачебно-педагогический контроль, методы исследования, физические нагрузки, физическое развитие, тренированность, самоконтроль, критерии самоконтроля, переутомление.
Врачебно-педагогический контроль (ВПК) - это обследования, проводимые врачом совместно с преподавателем (тренером) непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, во время соревнований для определения воздействий физических нагрузок на организм занимающихся.
Целью ВПК является предупреждение развития у спортсменов переутомления, патологических изменений, приводящих к заболеваниям. Его применение способствует совершенствованию процесса физического воспитания и получению занимающимися максимального оздоровительно-тренировочного эффекта.
К задачам ВПК относятся: ознакомление с условиями, организацией и методикой занятий физическими упражнениями и спортом; изучение воздействия учебно-тренировочных занятий и соревнований на организм занимающихся; соответствие физической нагрузки возрасту и уровню подготовленности занимающихся; накопление данных для коррекции планирования, организации и методики физического воспитания.
|
|
ВПК проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам.
Используют следующие основные формы ВПК:
1. Исследования, проводимые непосредственно в течение всего занятия, после различных его частей, после выполнения отдельных упражнений, а также во время соревнований. Эта форма используется, когда необходимо выяснить правильность построения занятий, последовательность применения различных тренировочных средств, доступность используемого количества повторений упражнения, их интенсивность, правильность установленных интервалов отдыха и т.д.
2. Исследования, проводимые до занятия и спустя 20-30 мин или 24-48 ч после него. Сравнивая показатели функционального состояния организма до и после занятия можно судить об изменениях, происходящих в организме под действием физических нагрузок, определять степень тренированности.
3. Исследования, проводимые утром и вечером. Эта форма используется при 2-3-разовых тренировках в день и помогает правильно определить объем, интенсивность и содержание занятий, исключить возможную перегрузку.
4. Ежедневные исследования в течение одного недельного цикла. Их проводят в том случае, когда тренера интересуют вопросы планирования нагрузок, определения степени восстановления после различных тренировочных дней в цикле.
5. Исследования, проводимые через день в течение 2-3 недель и более после изучаемого этапа тренировки или соревнования.
|
|
Для проведения ВПК применяют как простые, так и сложные клинико-физиологические и педагогические методы исследования. К сложным относят: биохимические методы, инструментальные методы (электрокардиография, оксигемометрия, миотонометрия, электромиография), радиотелеметрические методы (позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД), электрокардиограмму (ЭКГ) на расстоянии) и др. Для проведения этих методов требуется специальная медицинская подготовка. К простым методам исследования относятся: анамнез (сбор сведений о себе) и визуальное наблюдение, определение массы тела, измерение ЧСС и артериального давления (АД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и легочной вентиляции, исследования нервной и нервно-мышечной систем, определение быстроты мышечных движений. Эти методы могут быть самостоятельно использованы преподавателем или тренером и спортсменом в процессе занятий.
При проведении ВПК полученные результаты необходимо регистрировать, так как они используются при планировании тренировочного процесса, а также проведении своевременной профилактики патологических состояний.
Дополняет и повышает эффективность врачебного контроля самоконтроль.
Самоконтроль - это регулярные наблюдения занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изменением под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль позволяет оценивать эффективность тренировки, своевременно выявлять неблагоприятное воздействие физических упражнений на организм занимающихся.
Данные, полученные в процессе наблюдения за своим здоровьем, изменениями в физическом развитии, необходимо фиксировать в дневнике самоконтроля и периодически показывать тренеру и врачу. В комплексе с данными врачебного контроля они позволят более точно судить о влиянии физических нагрузок на организм спортсмена, оценить правильность выбранных средств и методов учебно-тренировочных занятий, предупредить перетренированность или переутомление, выявить недостатки в физическом развитии ребенка.
Задачами самоконтроля являются: приобретение знаний о физическом развитии человека; приобретение навыков в оценке психофизической подготовки; ознакомление с простейшими доступными методиками самоконтроля; определение уровня физического развития, тренированности и здоровья.
К основным методикам самоконтроля относятся: инструментальные и визуальные. Самоконтроль должен быть систематическим и проводиться в течение длительного периода, что позволит получить и проанализировать динамику функционального состояния организма. Самонаблюдения могут быть как очень подробными, содержать в дневнике 15-20 пунктов, так и краткими - 4-5 пунктов, но информативными. В первые месяцы занятий физическими упражнениями следует проводить подробный самоконтроль, в дальнейшем его можно упростить. Самонаблюдения выполняются в одно и то же время, одним и тем же методом и в схожих условиях. Например, показатели могут регистрироваться утром, сразу после сна, перед началом тренировки и после ее окончания.
Данные самонаблюдений условно можно подразделить на субъективные (определяемые вашим личным отношением) и объективные (характеризующиеся данными каких-либо измерений, в том числе с помощью приборов). К субъективным относятся такие, как настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься, переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима, наличие болевых ощущений и т.д.
К объективным критериям самоконтроля можно отнести пульс до и после тренировки, артериальное давление, частоту дыхания, ЖЕЛ, определение длины и массы тела и т.д.
|
|
Форма дневника самоконтроля может быть произвольной. В дневнике отражаются содержание тренировки (объем, продолжительность, интенсивность нагрузки), оценка самочувствия после занятия.
Проведение систематических самонаблюдений и их анализ необходимы спортсмену для грамотного и осмысленного отношения к своему здоровью, образу жизни, позволяет лучше познать себя, более рационально и с большим эффектом заниматься физическими упражнениями и спортом, регулировать учебно-тренировочный процесс и предупреждать состояние переутомления.