Адаптация – приспособление человека, личности к условиям внешней среды, к обстановке в коллективе, группе, принятие чьих-то позиций, норм поведения, приоритетов инновационной политики.
Алгоритм – набор, процедура действий, которые идут в намеченной последовательности и нацелены на получение определенных результатов.
Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным установлениям.
Антология – (гр., букв. – букет цветов) – подборка наиболее характерных, представительных авторских работ.
Ассоциация – объединение, союз людей или организаций для выполнения какой-либо задачи, ведения какого-либо дела. Группа-ассоциация имеет сложившуюся структуру, но деятельность ее членов носит преимущественно индивидуальный характер.
Венчур – тип внедренческой фирмы, созданной с помощью рискового капитала и призванной работать с нововведениями.
Демаркация – установление границ на местности или в зоне условного размежевания интересов.
Детерминированность – свойство однозначности, определенности. Детерминантами в математике называют определители, с помощью которых находятся решения линейных систем уравнений.
Диверсификация – разнообразие, разностороннее развитие. По отношению к производству – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов и направлений деятельности.
Доминанта – главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-либо.
Дуализм – двойственность, раздвоенность. В философии Декарта, Канта признание духа и материи, идеального и материального двумя самостоятельными, независимыми началами.
Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.
Императив – повеление, настоятельное требование (в частности – действовать по правилам, чьим-то установлениям).
Инновация –есть воплощенное в жизнь новшество (идея), зафиксированное в сознании и практике человека изменение существующих реалий. В стратегическом значении – продукт управляемого человеком развития, который целенаправленно используется обществом и его структурами для достижения прогресса в той или иной сфере жизнедеятельности.
Институционализация – учреждение каких-либо новых общественных институтов, правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений. Институциональный – связанный с общественными институтами.
Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.
Константа – постоянная величина, неизменность.
Коллектив – группа, объединение людей, отличающиеся общественно значимой направленностью дел, высоким уровнем профессиональной подготовки, организационным и психологическим единством. Макрогруппа в рамках формальной или неформальной организации.
Конформизм – пассивное приспособление, отсутствие своего мнения. Конформист — человек, выражающий внешнее согласие с чужой позицией из-за боязни оказаться «не таким, как все».
Кооперация – сотрудничество; группа людей, которой свойственно единство целей и действия, но в которой в то же время нет еще достаточно выраженных психологических связей.
Корпоративность – отношения людей, сформированные общностью профессиональных и социальных интересов, потребностей, которые могут приобретать разные организационно-правовые формы и складываться в разных территориальных и отраслевых границах.
Корреляция – соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимообусловленность предметов, явлений, понятий, людских настроений и желаний.
Креатив – отражение созданных определенными людьми и в рамках общих для них протекций, обстоятельств социальных продуктов и производных от них условий.
Маркетинг – изучение рыночного спроса, ценообразования, планирование товарного ассортимента в целях обеспечения конкурентоспособности организации и стимулирования ее инновационного развития.
Инноватор – нововводитель, нововнедритель: человек, реализующий новую идею, вносящий определенное изменение в существующую среду.
Новатор – (лат. novator – обновитель) – человек, вносящий новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в какой-либо области деятельности.
Новация – (лат. novatio – обновление, изменение) – слово, изначально имевшее в виду прекращение обязательства по соглашению сторон путем замены его новым обязательством; например, выдача векселя взамен ранее выданного обязательства. В наше время является синонимом слова «новшество».
Онтология – философское учение о сущем, бытии; в отечественной науке традиционно рассматривается в единстве с теорией познания и логикой.
Парадигма – пример, образец, используемые для доказательства, сравнения, определения неких общих характерных черт исторического периода, этапа развития какой-либо области знания, техники, социальной жизни.
Переменная – в эксперименте или исследовании признак, который может принимать различные значения (например, пол, возраст, социальная группа, доход, род занятий).
Постулат – то же, что и аксиома, выступающая в роли истины, не требующей доказательства. Маленький нюанс: постулат – требуемая истина.
Редукция – сведение сложного к простому, а если буквально, от латинского корня, – то возвращение, отодвигание назад.
Рекреация – восстановление и укрепление физических, а в каких-то ситуациях и интеллектуальных сил человека.
Репродукция – воспроизведение чего-либо с помощью изобразительных, технических, биологических и прочих средств.
Рефлексия – самопознание личностью своего внутреннего состояния, умение представлять себя на месте другого человека, мысленно проигрывать ситуацию за него. Реакция нервных, мыслительных центров на возникающие внешние события.
Ротация – круговое движение, часто ассоциируемое с тиражированием текста на печатной машине соответствующей конструкции.
Самоорганизация – способность сложных систем к упорядочению своей внутренней структуры.
Синергетика – научное направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление для выявления общих закономерностей самоорганизации, становления устойчивых системных образований естественного и искусственного происхождения.
Социализация – самостоятельное усвоение человеком жизненного опыта, самообретение им социальных качеств, необходимых для достойной адаптации в общественной среде. Способы формирования умений, соответствующих социальным ролям.
Стратификация – порядок, согласно которому неравенство с большой вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные слои (страты) общества.
Тезаурус – полный набор систематизированных данных о какой-либо области знания, позволяющий человеку ориентироваться в информационной среде.
Толстовство – направление общественной мысли и общественного движения в России конца XIX – начала ХХ веков. В их основе учение писателя Л.Н.Толстого, в котором он идеализировал патриархальный строй жизни и рассматривал исторический процесс с точки зрения вечных, изначальных понятий нравственного и религиозного сознания человека.
Топология – раздел математики, изучающий наиболее общие свойства геометрических фигур, не изменяющиеся при любых непрерывных преобразованиях.
Трансфер – перевод, передача, обмен, в которых участвуют разные категории предметной и социальной среды.
Трансформация – преобразование, превращение, в определенных случаях передача меняющихся параметров, качеств материального, электрофизического и социоприродного свойства.
Эволюция – процесс изменения, развития, естественного и последовательного приобретения нового качества.
Эвристика – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации. Эвристическая деятельность – форма активного отношения к действительности, в основе которого логическое мышление и творчество человека.
Эксклюзив – принадлежащие именно этому владельцу информация, право, общественный продукт и т. п.
Экспонента – показательная математическая функция с независимым переменным, в социологии – та независимая переменная, которая в процессе эксперимента или исследования объясняет происходящее или вызывает изменения в изучаемом явлении.
Энтропия – количественная мера неопределенности ситуации, упорядоченности системы и ее способности пребывать в таком состоянии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аверин Ю., Дмитриева Е., Волкова О. Социологические исследования: место и роль в коммуникативных кампаниях, методология и методика проведения. – М., 2006.
Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи (Часть вторая). – М., 2003.
Александров Е. А. Основы теории эвристических решений. – М., 1975.
Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск, 1986.
Ангеловски К. Учителя и инновации: Пер. с макед. – М., 1991.
Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. – Казань, 1991.
Аньшин В. М. Маркетинг нововведений: Учеб. пособие. – М., 1994.
Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. – М., 1997.
Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества. – М., 2001.
Волчкова А. П. Управление инновационным процессом в современной школе: организационно-педагогический аспект / Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1999.
Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. – 1997. – № 9.
Гинзбург Я.С. Эксперименты в разработке и внедрении нововведений / Автореф. дис… канд. экон. наук. — Новосибирск, 1983.
Гранин Д.А. Эта странная жизнь. – СПб., 2004.
Гребнев Е. Т. Управленческие нововведения. – М., 1985.
Дмитриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейкова Н.И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. Учебно-методическое пособие. – М., 1992.
Добрынина О.Х., Хван А.А., Кулакова И.В. Психологическое обеспечение инновационной деятельности // Психологическое обеспечение инновационных процессов. – Новокузнецк, 1993.
Дудченко В.С. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие. – М., 1996.
Елфимов М. Возникновение нового: Философский очерк. – М., 1983.
Ефросинин В.В, Методика проектирования и реализации инновационной педагогической технологии как средства повышения качества образования / Автореф. дис… канд. пед. наук. – Тольятти, 1999.
Ильяева И.А. Общение: от Сократа до наших дней (философско-социологический анализ): Монография. – Белгород, 2005.
Инновации в образовании глазами социолога. – Екатеринбург, 1996.
Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М., 1997.
Князева Л.В., Лаврененко И.М., Усманов Б.Ф. Генерирование и оценка идей по реализации региональной социальной политики. – М., 1998.
Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. – М., 1997.
Кретов Б.И. Личность и инновационные процессы в современном российском обществе. – М., 1993.
Кривоносова Л.А. Управление качеством жизни населения. – Хабаровск, 2005.
Кун Т. Структура научных революции: Пер. с англ. – М., 2003.
Лопатин В. А. Опыт инноваций // Психологический журнал. – 1984. – № 4.
Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учеб.пособие. – М., 2003.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – Л., 1991.
Маршак А.Л. Социология инноватики как прикладная наука: к постановке вопроса // Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор управления отечественной промышленностью: Сб. статей. – М., 1996.
Мошняга В.П. Международные принципы и государственно-регио-нальные особенности социальной работы: Учебное пособие. – М., 2000.
Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках: Пер. с нем. – М., 1984.
Оппенлендер К.Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики // Вопросы экономики. – 1996. –— № 10.
Перепелица П.С., Рыбалко В.В. Психология изобретательской деятельности. – Киев, 1981.
Петраков А.М. Информационные составляющие экономических моделей качества нововведений // Информация и российское общество. Тезисы доклада 1-го Международного конгресса. – М., 1998.
Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания / Автореф. дис… док. пед. наук. – М., 1994.
Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер.с фран. – М., 1988.
Рудинова Ю.И. Подготовка молодого учителя к инновационной деятельности в школе / Автореф. дис… канд. пед. наук. – СПб., 1999.
Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Учеб. пособие. – М., 1995.
Социальная инноватика в управлении: вопросы и ответы, структурно-логические схемы: Учеб. пособие для вузов / Иванов В.Н., Мельников С.Б., Мельникова Н.С. и др. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2004.
Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. – М., 1996.
Сукисян М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. – М., 1996.
Тард Г. Социальная логика: Пер. с фран. – СПб., 1996.
Твисс Б. Управление научно-техническими нововедениями. – М., 1989.
Тичи Н., Девонна М. А. Лидеры реорганизации: Пер. с англ. – М., 1990.
Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. – Л., 1929.
Тюрина В.Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость: Конспект лекций. – Саратов, 1994.
Уайлд Д. Оптимальное проектирование: Пер. с англ. – М., 1981.
Уайт П. Управление исследованиями и разработками: Пер. с англ. – М., 1982.
Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции. – М., 1995.
Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ. – М., 1987.
Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. – 5-е изд. – М., 2007.
Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. – М., 1991.
Цыганов А.А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью / Автореф. дис...канд. экон. наук. – М., 1999.
Чупров В.И. Социальная инновация // Социологическая энциклопедия: В 2-т – М., 2003. – Т.2. – С.456-457.
Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. – М., 1999.
Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Методическое пособие. – М., 1991.
Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М., 2004.