Традиционное деление экономики в индустриальном обществе на производственную и непроизводственную сферы в постиндустриальном обществе дополняется так называемым третичным сектором, т.е. сферой услуг, которая по своей значимости в экономически развитых странах не уступает отраслям материального производства. Уже в конце 80-х годов 20 века доля услуг в валовом внутреннем продукте развитых стран приблизилась к 70 % и продолжает расти в настоящее время (рис.1.1).
Рис.1.1. Принципиальная модель основных сфер
человеческой жизнедеятельности
В данной модели:
- институциональная сфера включает все институты государственного управления от высших органов власти до местного самоуправления;
- производственная сфера включает все формы организации производства материальных благ;
- социальная сфера включает все разнообразие способов удовлетворения социальных потребностей людей;
- сфера услуг включает все виды производства самых разнообразных услуг.
Таким образом, сферу услуг можно определить как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг.
|
|
Нередко оценки и роли значения сферы услуг в современной экономике расходятся из-за различий в понимании экономической природы услуг и сферы их распространения. Достаточно популярным среди маркетологов стало определение услуг, предложенное Ф. Котлером: «Услуга – любое мероприятие или выгоды, которые одна сторона может предложить другой, и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо».
Нетрудно заметить, что Ф. Котлер акцентирует внимание на основополагающих свойствах услуги – неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость. Кроме того, указывается на то, что услуга:
- обладает полезностью для кого-то, кто ее не производит;
- становится полезностью в процессе обмена видами деятельности (это относится преимущественно к услугам, имеющим товарную форму);
- носит преимущественно утилитарный характер, т.е. чаще всего связана с обеспечением общих условий производства и жизнедеятельности человека.
Именно последнее свойство услуги положено в основу характеристики ее экономической природы, которую дают авторы Толкового экономического и финансового словаря: «Содействие удовлетворению индивидуальных и коллективных потребностей без передачи права собственности на какое-либо имущество». При это, на первый взгляд, допускается некоторая неточность, так как по умолчанию исключаются услуги, имеющие абсолютную ценность, т.е. самоценные услуги (большинство произведений искусства, культуры и т.п.).
|
|
Впрочем, этот момент устраняется, когда дается развернутый перечень услуг:
- личные услуги;
- интеллектуальные услуги;
- представление жилья, к этой категории можно также отнести деятельность по содержанию гостиниц и ресторанов;
- средства связи;
- финансовые услуги;
- общие услуги, обеспечивающие защиты общества и соблюдение порядка в отношениях между членами.
Маркова В.Д. выделяет пять типов услуг:
1. производственные – инжиниринг, лизинг, обслуживание оборудования и т.д.;
2. распределительные – торговля, транспорт, связь;
3. профессиональные – банки, страховые, финансовые и другие;
4. потребительские (массовые) услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением;
5. общественные – телевидение, радио, образование, культура.
В международной статистике учитываются следующие группы услуг:
- фрахт, включая страхование, портовые сборы и услуги;
- другие транспортные услуги;
- туризм;
- прочие услуги.
Услуга – объект продажи в виде действий, результатом которых является тот или иной полезный эффект. Примерами услуг могут быть чистка одежды, доставка на дом товара, билетов, продуктов. Сдача объектов в аренду, оказание юридических и других консультаций.
Услугам свойственны четыре отличительные характеристики, которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ:
- неосязаемость – услугу нельзя увидеть, попробовать на ощупь, услышать, увидеть до момента приобретения;
- неотделимость от источника – врач ставит диагноз больному. Диагноз невозможен без присутствия врача;
- непостоянство качества – качество услуги во многом определяется состоянием источника, уровнем его квалификации, настроения;
- несохраняемость – услуги нельзя хранить.
В табл.1.1 представлена общая классификация услуг.
Таблица 1.1.
Классификация услуг
Классификационный признак | Виды услуг |
Экономическая природа | Абсолютные Утилитарные |
Назначение | Личные Коллективные |
Сфера распространения | Производственная сфера Непроизводственная сфера |
Степень коммерциализации | Коммерческие Некоммерческие |
Форма организации | Государственные Негосударственные |
Способы производства | Чистые Смешанные |
Уровень абстракции | Идеальные Реальные |
Экстернализм | Общественные блага Частные блага |
Исходя из представленной классификации услуг, определены основные классы услуг (табл.1.2).
Таблица 1.2.
Основные классификации услуг
Основные классы услуг | Сферы услуг |
Осязаемые действия, направленные на тело человека | Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе |
Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты | Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги |
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека | Образование, радио-, телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи |
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами | Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами |
Количество видов услуг на мировом рынке превышает 600. Наибольшее значение в мировой торговле услугами в настоящее время имеют туризм, транспорт, информационно-коммуникационные и страховые услуги. Расширяется и доля секторов финансовых услуг, в том числе экспортного кредитования. Оно охватывает от 12 до 29 % от всего объема экспорта развитых стран. На сектор информационных услуг приходится около 20 % акционерного капитала США, 18 % -- Великобритании, 14 % -- Швеции, 11 % – Германии, 8 % -- акционерного капитала Японии.
|
|
Сегодня сфера услуг становится все более значимой в экономике, так как она создает многочисленные рабочие места и вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт. Кроме этого, значимость услуг определяется не только их вкладом в создание рабочих мест, но и тем, что многие виды деятельности, не имеющие самостоятельного значения для конечных покупателей, по существу являются услугами, которые потребляются промежуточными покупателями, такими как отделы и подразделения организаций.
По сравнению с 2006 г. отмечен рост в Республике Беларусь: ВВП – на 8,1 %; производства промышленной продукции – на 8,5; розничного товарооборота – на 15,3; оказано платных услуг населению почти в 12 раз; реальные денежные доходы населения увеличились более чем на 15 %.
В табл.1.3 представлена отраслевая структура ВВП за 2005-2007 гг.
Таблица 1.3.
Отраслевая структура валового внутреннего продукта, в текущих ценах, %
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Сфера производства товаров | 44,3 | 45,1 | 43,6 |
в том числе | |||
- промышленность | 28,4 | 27,6 | 26,7 |
- сельское хозяйство | 7,9 | 7,5 | 7,4 |
- строительство | 6,9 | 7,9 | 8,5 |
Сфера услуг | 41,7 | 41,5 | 40,9 |
Чистые налоги на продукты и импорт | 14,0 | 13,4 | 15,5 |
Валовой внутренний продукт |
Несмотря на целесообразность повышения темпов развития сферы услуг – менее материально - и энергоемкой в сравнении с другими отраслями экономики, в целом тенденции ее развития можно охарактеризовать как негативные. Доля этой важной и экономически выгодной сферы деятельности в отраслевой структуре ВВП в динамике последовательно, хотя и незначительно, продолжала снижаться – 41,7 % в 2005 г. и 40,9 % в 2007 г.