Претензии по поводу толкования аята

Первая претензия: Семейство Посланника Аллаха не ограничивается только Фатимой, Али, Хасаном, Хусейном и девятью остальными имамами. К его семейству относятся также его жены и другие его родственники.

Ответ: К семье, то есть к близким каждого человека, относятся дети, родители, жены, внуки, ближайшие родственники. Это общечеловеческое понятие и Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) не исключение из этого правила. Его жены, дети, внуки и другие ближайшие родственники являются для него его семьей. С этим никто не спорит. Возможно кто-то думает, что шииты считают иначе, но это не так. Для каждого мужчины его жена и дети бесспорно являются семьей. Но совершенно иначе обстоит дело с выражением «ахль аль-бейт Пророка», которое переводят на русский язык, как семейство Пророка, род Пророка, домочадцы Пророка. В исламской традиции к «ахль аль-бейт Пророка», не в значении традиционной семьи, а в значении непорочного и безгрешного пророческого рода (или семейства), относятся лишь дочь Пророка Фатима и двенадцать имамов. Аят «Очищение», используя выражение «ахль аль-бейт», не подразумевает семью в традиционном общечеловеческом смысле этого слова, в нем идет речь о непорочных руководителях человечества, к которым относятся вышеупомянутые лица.

Сказанное выше отчетливо прослеживается в хадисе, который привели в своих сборниках многие суннитские ученые. После того, как Посланник Аллаха накрыл накидкой Али, Фатиму, Хасана и Хусейна и сказал: «Господи, они мое семейство (ахль аль-бейт). Удали от них скверну и очисти их полностью»,Умм Салама, жена Пророка, спросила: «Я с ними?Являюсь ли я из них?»Пророк ответил ей: «Ты на своем месте и ты в благодати». [259] Когда Умм Салама задавала свой вопрос, она не имела в виду, являюсь ли я твоей женой, частью твоей семьи. Нет, она имела в виду, отношусь ли я к тем лицам, о которых говорится в данном аяте. И Пророк отвечает ей отказом, то есть ты, несмотря на то, что являешься моей женой, не относишься к моему семейству в том значении, которое имеет в виду этот божественный аят. Подобный хадис в 5-ом томе своего «Сунана» приводит Байхаки, где Пророк дает точно такой же ответ другой своей супруге – Аише.

Джалалуддин Суюти в «Джами ас-сагыр» приводит следующий хадис: «Находясь на смертной одре, Пророк обратился к Фатиме, своей дочери: «Первым человеком, который присоединится ко мне из моего семейства (ахль аль-бейт), будешь ты, а первой из жен будет Зейнаб». [260]В этом хадисе Посланник Аллаха еще раз четко проводит различие между своими женами и своим семейством (ахль аль-бейт), потому что жены и все остальные родственники это одно, а ахль аль-бейт (семейство, род, домочадцы Пророка) это совершенно другое. Последних избрал сам Всевышний Аллах для того, чтобы они наставляли человечество к вечному счастью после смерти Посланника Аллаха.

В «Сахихе» Муслима приводится хадис от Зейда ибн Аркама: «Его спросили: «Относится ли жена к ахль аль-бейт?» Он ответил: «Нет, так как возможно такое, что муж даст ей развод и она вернется к своему отцу».[261]

Никогда не было такого, чтобы кто-то из жен Посланника Аллаха или из его родственников относили себя к ахль аль-бейт – пророческому роду. В истории не зафиксировано ни одного подобного случая, когда они заявляли о своей принадлежности к ахль аль-бейт. И напротив, огромное количество исламских хадисов и исторических фактов свидетельствуют о том, что в течение всей своей жизни Посланник Аллаха и каждый из двенадцати имамов напоминали людям, кто на самом деле является семейством Пророка, и какую роль они играют в Исламе и в жизни каждого мусульманина.

Помимо всего сказанного несостоятельность утверждения о том, что жены относятся к семейству Пророка (ахль аль-бейт), отчетливо видна из внешнего смысла самого аята. Данный аят указывает на непорочность и безгрешность семейства Пророка, на их абсолютную внутреннюю чистоту. Будет ли кто-нибудь утверждать, что жены Пророка являются непорочными и безгрешными? Конечно же нет, ведь они такие же обычные люди, как мы с вами. Поэтому никак невозможно подогнать жен Пророка и других его родственников под смысл аята, который несет в себе весть об абсолютной безгрешности.

Вторая претензия: Если рассмотреть 33-ий аят суры «Сонмы» полностью, то мы увидим, что до и после вышеупомянутого отрывка говорится о женах Посланника Аллаха. Обращение к женам Пророка начинается еще с 28-ого аята. Каким же образом отрывок: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о семейство (Пророка), и очистить вас полностью» может относиться не к женам Пророка, а к другим лицам?

Ответ: Во-первых, как уже было сказано ранее, многочисленные и достоверные хадисы свидетельствуют о том, что данный отрывок 33-ого аята относится не к женам Пророка, а к Али, Фатиме, Хасану, Хусейну и к остальным девяти имамам. На это указывает также тот факт, что в данном отрывке идет речь об абсолютной непорочности и непогрешимости, которые присущи вышеупомянутым лицам, и которые отсутствуют у жен Пророка и у остальных людей.

Во-вторых, начиная с 28-ого аята суры «Сонмы» и заканчивая 34-ым аятом этой суры, обращение к женам Пророка идет во множественном числе женского рода. А в том отрывке, который мы рассматриваем, обращение идет во множественном числе мужского рода. Таким образом, в полном соответствии с грамматикой арабского языка, обращение здесь относится не к женам Посланника Аллаха, а относится к ахль аль-бейт. Следует заметить, что в некоторых суннитских сборниках существуют хадисы, указывающие на то, что к семейству Пророка, о котором говорится в данном отрывке аята, относятся одни лишь жены Пророка и никто другой. Данные хадисы находятся в вопиющем противоречии с внешним смыслом самого аята. Потому что, как уже было сказано, обращение в данном отрывке идет во множественном числе мужского рода, и это обращение никак не может быть отнесено к женам. Принимать эти хадисы за правду можно было бы в том случае, если обращение в рассматриваемом нами аяте использовалось во множественном числе женского рода. Поэтому, говорят шиитские исследователи, все подобные хадисы являются более поздними измышлениями.

В-третьих, в Коране имеются аяты, в которых в основной смысловой текст вставлены фразы, не относящиеся к предыдущей и последующей темам. В качестве примера можно привести данный аят. Или же 3-ий аят суры «Трапеза», в котором рассматривается тема запрещенной пищи, но между предложениями вставлен аят о том, что Ислам в день Гадир Хум стал совершенной религией.

Третья претензия: Если утверждения шиитов верные, и в соответствии с данным аятом имамы из семейства Пророка являются безгрешными и непорочными, так как с них была удалена скверна (риджс), то получается, что с каждого, с кого была удалена скверна, также является непорочным. В 11-ом аяте суры «Добыча» сказано: «Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить c вас скверну сатаны, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы». Согласно комментариям к Корану этот аят был ниспослан перед битвой при Бадре, и в нем говорится о воинах-мусульманах, которых было более трехсот человек. Получается, что если с них удалена скверна, то все они являются непорочными и безгрешными.

Ответ: Для того чтобы ответить на данную критику необходимо вновь обратиться к грамматике арабского языка – языка, на котором ниспослан Священный Коран. Между значением слова «скверна», которое употреблено в 33-ем аяте суры «Сонмы», и словом «скверна», использованном в 11-ом аяте суры «Добыча» существует огромная разница. Ибо в суре «Сонмы» это слово употребляется с арабским артиклем «аль-джинсия», и поэтому слово «скверна» охватывает здесь абсолютно все виды внешней и внутренней скверны, к которым относятся многобожие, нечестие, грех, сомнения, ошибки и так далее. А в суре «Добыча» слово «скверна» используется без этого артикля и означает один лишь определенный вид скверны. Обратившись к толкованиям Корана, несложно узнать, какой именно вид скверны был удален с воинов перед битвой Бадр. В ночь перед битвой Всевышний Аллах послал воинам-мусульманам сон, чтобы те отдохнули и не печалились в бессоннице перед предстоящей битвой. С некоторыми из мусульман во время сна произошла поллюция, и наутро они обнаружили себя в состоянии ритуальной оскверненности. Милостивый Аллах ниспослал с неба воду, дабы воины совершили большое и малое ритуальные омовения, и очистили себя от скверны сатаны. Поэтому в суре «Добыча» не идет речь о непорочности и непогрешимости, в то время как в рассматриваемом нами отрывке 33-его аята суры «Сонмы» они являются основной темой аята.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: