Хумс в сборниках хадисов

В трудах ученых обоих исламских направлений имеется множество хадисов, из которых следует, что выплата хумса обязательна с доходов и прибыли.

1. Бухари и Муслим приводят хадис, в котором сказано, что представители рода Абд аль-кейс обратились к Посланнику Аллаха: «Между нами и вами обитают язычники, поэтому мы сможем видеться с вами только в запретные месяцы. Поведай нам вкратце о деяниях, которые мы сможем совершить и войти в рай, а также к которым мы будем призывать других». Посланник Аллаха сказал им: «Я призываю вас к четырем деяниям и удерживаю от четырех других деяний. Я призываю вас к вере в Аллаха. А знаете ли вы, что есть вера в Аллаха? Свидетельство, что нет божества кроме Аллаха, выполнение ритуальной молитвы, выплата закята и выдача хумса с доходов…» [582] В данном хадисе Посланник Аллаха не повелел представителям рода Абд аль-кейс выплачивать хумс с военных трофеев, ибо они не имели достаточных сил воевать с язычниками и из-за страха перед ними не обладали возможностью покинуть свои жилища, кроме как в запретные месяцы, в которые арабы не вели войн. Он призвал их выплачивать хумс со всех доходов, которые они приобретали в течение года.

2. Когда Посланник Аллаха отправил Амру ибн Хазама в Йемен, он написал ему письмо, в котором в частности было сказано: «Это поручение от Посланника Аллаха к Амру ибн Хазаму в Йемене. Я призываю его к богобоязненности во всех делах, а также к выплате хумса с доходов…» [583]

3. В письме Посланника Аллаха к Джунаду Азди и его соратникам было написано: «Под защитой Аллаха и под защитой Мухаммада ибн Абдуллы находятся те, кто вершит ритуальную молитву, выплачивает закят, повинуется Аллаху и Его Посланнику, выплачивает из своих доходов хумс Аллаха и часть Пророка, а также сторонится язычников». [584] Письма такого же содержания, в которых указывалось на обязательность выплаты хумса, были адресованы многим арабским племенам и наместникам Пророка Ислама.[585] Во всех этих хадисах не идет речь о том, что хумс необходимо выплачивать только с военных трофеев, как пытаются показать это ряд суннитских исследователей. Ни в одном из случаев Посланник Аллаха не поставил условие о выплате хумса только с добычи, добытой на войне. Тем более, как уже было сказано ранее, многие из арабских племен, ставшие мусульманами, не имели достаточных сил, чтобы в одиночку противостоять язычникам и воевать с ними. Пророк предписывает мусульманам выдавать хумс со всех своих доходов, ибо «гунм», «ганимат» и другие производные этого слова означают в первую очередь доходы и прибыль.

Также необходимо обратить внимание на следующий важный момент. Согласно огромному количеству хадисов, принятых как достоверные и суннитами, и шиитами, только предводитель мусульман или его прямой наместник имеют право собрать военную добычу, а затем разделить ее между воинами. И никто не может сделать это самостоятельно. Если объявление войны, сбор военных трофеев, вычет из них пятой части и их разделение между воинами являлись в эпоху раннего Ислама непосредственной прерогативой Пророка, то как может кто-то утверждать, что в вышеуказанных хадисах Пророк велит мусульманам самостоятельно выплачивать хумс с военных трофеев?

4. Безгрешные имамы из пророческого рода, являющиеся продолжателями традиций своего великого предка, указывали своим последователям на обязательность выплаты хумса. Однажды группа мусульман написала Имаму Джаваду (да будет мир с ним) письмо следующего содержания: «Ответь нам на наш вопрос о хумсе. Должен ли мужчина выплачивать хумс со своих малых и крупных доходов, получаемых им от торговли и ремесленничества?» В ответ им имам написал: «Хумс нужно выплачивать со всех доходов после вычета необходимых расходов на жизнь». [586]

5. Абу Али ибн Рашид сказал Имаму Джаваду: «Ты повелел мне подчиняться тебе и собрать причитающееся тебе. Я сказал об этом твоим друзьям, но некоторые из них спросили: «Что причитается имаму?» Я не смог в полной мере ответить на их вопрос». Имам сказал: «Они должны выплачивать пятую часть со своих доходов». Абу Али спросил: «Из каких доходов?» Имам ответил: «С торговли и ремесленничества». Абу Али спросил: «Значит торговец и ремесленник обязаны выплачивать хумс?» Имам ответил: «Да, если после вычета необходимых расходов на жизнь они будут в состоянии продолжить торговлю и ремесленничество». [587]

6. Когда Имама Казима (да будет мир с ним) спросили о том, с чего выплачивается хумс, он ответил: «Хумс выплачивается со всего, что приносит людям малые или крупные доходы». [588]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: