Схема апперцепции

Когда формируется прототип - ранний вариант личности, воплощающий цель,-- устанавливается направление и ориентированность жизни индивида. Все этодает нам возможность предсказывать, что случиться в его жизни в дальнейшем. Ребенок будет воспринимать различные ситуации не такими, какие онисуществуют в действительности, но согласно личной схеме апперцепции, --иными словами, он будет воспринимать ситуации сквозь призму предубежденийсвоих личных интересов. В связи с этим был обнаружен весьма интересный факт, что дети сорганическими дефектами связывали весь свой опыт с функционированиемповрежденного органа. К примеру, ребенок с желудочными расстройствамипроявлял повышенный интерес к еде, тогда как другой, с дефектом зрения, былболее озабочен вещами, на которые нужно смотреть. Это повышенное вниманиесвязано с личной схемой апперцепции, которая, как мы уже сказали,характеризует личность в целом. Таким образом, все вышеизложенное можетнавести на мысль, что для обнаружения сферы интересов ребенка, нам простонужно убедиться, какой из органов поврежден. Однако все не так просто.Переживание ребенком факта неполноценности органа отличается от восприятияэтого факта внешним наблюдателем, так как ребенок переживает этот фактмодифицированным своей схемой апперцепции. Таким образом, внешнее наблюдениенеполноценности не обязательно приводит к глубокому пониманию схемыапперцепции, хотя факт неполноценности органа действительно являетсяэлементом схемы. Ребенок погружен в реальность, где он равен всем остальным: никто изнас не наделен знанием абсолютной истины. Даже наша наука не обладаетзнанием абсолютной истины. Она основывается на здравом смысле, которыйговорит, что все меняется и меньшие ошибки делаются там, где делалисьбольшие. Мы все совершаем ошибки, но важно то, что мы можем их исправлять.Исправление ошибок легче и безболезненнее происходит во время формированияпрототипа. Однако, мы можем сделать это и позже, пересматривая всю ситуациюраннего периода. Так что, если нашей задачей является лечение пациента,страдающего неврозом, нам необходимо найти не обычные ошибки, которые онсовершил в последнее время, а фундаментальные, сделанные в раннем возрастево время формирования прототипа. Если мы обнаружим эти ошибки, их возможноисправить с помощью соответствующей терапии. Следовательно, в свете индивидуальной психологии уменьшается важностьпроблемы наследственности, так как важно не то, что наследует человек, а то,что он делает со своей наследственностью в ранние годы, - иными словами,важен прототип, который формируется ребенком в его окружении.Наследственность, конечно же, ответственна за врожденные органическиедефекты, но наша задача в данном случае заключается в том, чтобы облегчитьчастные трудности и поместить ребенка в более благоприятную ситуацию. Посути дела, подобное положение для нас даже удобнее, так как обнаруживопределенный дефект, мы знаем, что можем применить соответствующуюстратегию. Часто ребенок без врожденных дефектов хуже переносит недоеданиеили любое другое испытание из того множества, которое выпадает в периодвзросления. А теперь мы рассмотрим программу, которую индивидуальная психологияпредлагает для воспитания и обучения невротичных личностей:детей-невротиков, преступников, алкоголиков, -- людей, которые подобнымобразом пытаются уйти от настоящей жизни. Сначала для того, чтобы быстро без труда понять, что беспокоитпациента, мы спрашиваем, когда начались проблемы. Обычно причину видят вкакой-то новой жизненной ситуации. На самом деле, новая ситуация не при чем,так как еще до того, как она сложилась, наш пациент -- это мы обнаруживаем входе исследования - не был к ней готов. Пока он находился в благоприятныхобстоятельствах, ошибки его прототипа не проявлялись: в каждой новойситуации, реагируя согласно своей схеме апперцепции, созданной егопрототипом, он вынужден экспериментировать. Его ответы окружающему миру ужене являются только реакциями. В них появляется элемент творчества, но приэтом они все так же преследуют цель, которая доминирует на протяжении всейего жизни. Уже в ранних исследованиях индивидуальной психологии мы поняли,что нельзя рассматривать наследственность, как и любой другой фактор,изолированно от целого. Ясно, что прототип отвечает на жизненные ситуации всоответствии со своей собственной схемой апперцепции. Поэтому, чтобы достичьжелаемого результата терапии, психологу необходимо работать именно с ней.

Чувство неполноценности и чувство общности[1]

Психологический контекст приобретает чрезвычайную важность в случаяхдетей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются вболее сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенноечувство неполноценности. Уже во время формирования прототипа они болееинтересуются собой, чем окружающими, и эта тенденция может остаться у них навсю последующую жизнь. Органическая неполноценность -- это не единственнаяпричина ошибок в прототипе, есть еще ряд ситуаций, которые могут быть ихпричиной. Например, ситуации избалованных и отвергнутых детей. Далее у насбудет возможность описать их более детально и предоставить истории клиентов,иллюстрирующих три особо неблагоприятные ситуации: детей с поврежденнымиорганами, избалованных и отвергнутых детей. Сейчас же важно отметить, чтоэти дети растут, испытывая затруднения и страх, потому что развиваются вокружении, которое не учит их независимости. Так как мы считаем, что социальный интерес -- это наиболее важныйфактор в подходе к воспитанию и лечению, нам бы хотелось уже на первыхстраницах прояснить значение этого понятия. Только смелые, уверенные в себелюди, чувствующие себя в мире как дома могут извлекать преимущества как изблаг жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, ноони также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемамжизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами. Чтобы бытьчеловеком, необходимо быть подготовленным к социальному поведению. У трехтипов детей, упомянутых нами, формируется прототип с наименьшей степеньючувства общности. У них отсутствует такая ментальная установка, которая быпомогала им воплощать их жизненные планы или разрешать проблемы. Чувствопоражения рождает в прототипе ошибочную установку в отношении жизненныхпроблем и тенденцию развивать личность в бесполезном направлении. Впротивоположность этому, наша задача в лечении этих пациентов заключается втом, чтобы направить их поведение в полезную сторону и закрепить общуюпозитивную установку в отношении жизни и общества. Недостаточно развитое чувство общности является эквивалентом ориентациина бесполезную жизнедеятельность. Индивиды с недостаточно развитым чувствомобщности составляют группы проблемных детей, преступников, душевнобольных,алкоголиков. В таких случаях проблема, которую необходимо решить,заключается в том, чтобы найти средства, способные повлиять на ихвозвращение к полезной стороне жизни, и обращение их интереса к окружающим.Таким образом, можно сказать, что наша так называемая "индивидуальная"психология в действительности является социальной психологией.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: