ИА “ХУНАФА”
الحنفــاء
[1] Сообщается от праведных предшественников и имамов о необходимости принимать качества Аллаха Всевышнего так, как о них сообщено в Коране и достоверной Сунне, без попыток растолковать (таъвиль)и представить (тамсиль). Так, когда один человек спросил: “ Милостивый вознесся на Трон, а как Он вознесся?”, имам Малик, да помилует его Аллах, ответил: “Вознесение – известно. Каким образом Он вознесся – неизвестно. Вера в это (вознесение) – обязательна. Вопрос же (об образе или форме вознесения) – ересь”.
[2] Джабриты отрицают свободу воли, т.е. возможность выбора человека.
[3] Кадариты отрицают, что все действия человека предопределены Аллахом.
[4] Мурджииты утверждают, что человек, уверовавший в сердце, каковы бы ни были его дела, обезопашен от наказания Аллаха.
[5] Ва’идиты утверждают, что Аллах обязательно должен наказать не покаявшегося грешника и не может его простить.
[6] Т.е. в вопросе таких терминов, как “верующий”, “мусульманин”,” кафир” и т.п.
|
|
[7] Харуриты-хариджиты и му’тазилиты не считают верующим человека, который не выполняет что-либо из обязанностей религии и совершает что-либо из больших грехов.
[8] Мурджииты и джахмиты считают, что грехи не вредят иману человека.
[9] Рафидиты-шииты обвиняют в вероотступничестве большое количество сподвижников, да будет доволен ими Аллах, при этом превозносят и, некоторые из них, даже обожествляют Али, да будет доволен им Аллах, и его потомков.
[10] Хариджиты обвиняют в неверии Али и Муавию, а также последовавших за ними сподвижников.
[11] Праведные предшественники (саляф салих) – мусульманские учёные первых трёх поколений Уммы.
[12] Му’тазилиты утверждают, что Коран сотворён.
[13] Как утверждают куллябиййиты, одна из му’тазилитских сект.
[14] Как утверждают аш’ариты.
[15] Некоторые еретические секты утверждают, что слова Корана сотворены, а их смысл – нет, и наоборот.
[16] Хадис об этих событиях приводит Абу Дауд и др., Альбани счел достоверным.
[17] Ибн Таймийя не упомянул заступничество за обитателей Ада для облегчения их мук, которым также наделен посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
[18] Мусульмане, переселившиеся в Медину, главным образом из Мекки.
[19] Жители Медины, принявшие Ислам.
[20] Мудд – мера объема, равная содержимому двух пригоршней.
[21] Иджма’ – единодушное мнение Уммы или учёных определенного периода, наряду с Кораном и Сунной является бесспорным источником исламских знаний.
[22] Мирный договор, заключенный Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с многобожниками Мекки в Худайбиййе в (см. суру Победа).
|
|
[23] См. суру Железо, аят 10.
[24] Присяга под древом, названная присягой довольства – предшествовала заключению Худайбийского договора.
[25] Хадис об этом привел Ахмад, Тирмизи, Абу Дауд, Альбани счел достоверным.
[26] См. суру Победа, аят 18.
[27] Эти десятеро – Абу Бакр, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн Аффан, ‘Али ибн Аби Талиб, Тальха ибн ‘Убайдуллах, Зубайр ибн ‘Аввам, Са’д Ибн Аби Ваккас, Са’ид ибн Зайд, ‘Абд ар-Рахман Ибн ‘Ауф и Абу ‘Убайда Ибн аль-Джаррах, да будет доволен ими Аллах.
[28] См. Сахих аль-Бухари, хадис 3344,
[29] Гадир Хумм – местность между Меккой и Мединой, где на пути из Прощального хаджа посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью, в которой, в частности, упомянул превосходные качества ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах.
[30] Род посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
[31] Сарид – блюдо из кусочков мяса и хлеба.
[32] Муджтахид – мусульманский ученый, обладающий достаточными знаниями для иджтихада, т.е. вынесения самостоятельного решения на основе Корана, Сунны и единогласного мнения Уммы (иджма’).
[33] Хадис об этом приводят аль-Бухари (6805), Муслим (3240) и др.
[34] Сверхъестественные способности людей делятся на 3 вида:
- му’джизат, которыми Аллах наделяет своих пророков;
- карамат, которыми Он наделяет праведников;
- и те необычные возможности, в которых шайтаны помогают своим друзьям для отвращения людей от религии Аллаха.
[35] Друзья Аллах (аулийа) – богобоязненные мусульмане, как сказал о том Аллах: “Воистину, друзья Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они те, которые уверовали и были богобоязненны” (Йунус, 62-63)
[36] Таби’уны – следующее после сподвижников поколение праведных предшественников.
[37] Тарикат – путь, методика, способ действий. Этот термин используется также суфиями для названия их сект.