Уровень жизни пенсионеров

Снижение эффективного тарифа в распределительную систему в связи с одновременным отвлечением средств на формирование накопительной составляющей негативно отразится на темпах апрельской индексации размера страховой части пенсии.

В результате этого средний размер трудовой пенсии в распределительной системе к 2020 г. возрастет в 3,41 раза при росте средней заработной платы в экономике в 6,57 раза и инфляционном росте потребительских цен — в 2,33 раза. Это свидетельствует об устойчивой тенденции дальнейшего снижения жизненного уровня трудовых пенсионеров.

Коэффициент замещения трудовой пенсии также будет иметь явно выраженную тенденцию к снижению. К 2020 г. его значение снизится до уровня 12,65% от средней зарплаты, т.е. практически в 2 раза.

Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера будет увеличиваться до 2012 г. (со 105 до 114%), однако с 2013 г. прогнозируется постепенное его снижение, и к 2020 г. оно уменьшится до 106 %.

Размер накопительной составляющей трудовой пенсии в первые годы ее выплаты не превышает 0,1% средней заработной платы и не будет оказывать сколько-нибудь заметного влияния на суммарный размер трудовой пенсии и соответственно на материальное обеспечение застрахованных граждан в старости.

При более оптимистических предположениях об уровне доходности от инвестирования пенсионных накоплений, коэффициент замещения накопительной части трудовой пенсии может увеличиться, однако по-прежнему не сможет оказать существеннее; влияния на доходы лиц, выходящих на пенсию в период 2006-2025 гг.

Таким образом, актуарный прогноз на долгосрочную перспективу показывает резкое углубление негативных тенденций, обусловленных, помимо дальнейшего ухудшения демографической ситуации в стране, необоснованной налогово-тарифной политикой (занижением ставки ЕСН и страховых взносов), и нормами, заложенными в действующем пенсионном законодательстве.

Актуарный анализ причин сложившихся в результате пенсионной реформы негативных тенденций в современной пенсионной системе России выявил следующее.

Демографические факторы и рынок труда. В долгосрочной перспективе прогнозируется снижение численности постоянного населения России: к 2020 г. она сократится на 9,14% (т.е. на 13,08 млн. чел.) и составит 130 млн. чел. При этом численность населения трудоспособного возраста сократится на 15,83 млн. чел. и составит в 2020 г. 74,43 млн. чел., или 57,25% от общей численности населения. Доля населения в возрасте старше трудоспособного возрастет к 2020 г. до 26,3% против 20,4% в 2005 г. При этом удельный вес пенсионеров в общей численности постоянного населения Российской Федерации возрастет с 25,39% в 2005 году до 29,73% к 2020 г., т.е. почти на 4,34 процентных пункта.

В результате действия данной тенденции нагрузка пенсионной системы на занятое в экономике население будет возрастать: к 2020 году на каждые 100 получателей трудовых пенсий будет приходиться 156 чел., занятых в экономике, тогда как в 2005 году их было 198 чел.

Макроэкономические факторы. Сроки и уровень проводимых индексаций размера трудовых пенсий предусмотрены в соответствии с требованиями статьи 17 Закона № 173 исходя из прогноза инфляции и роста доходов Фонда на плановый период. Индекс потребительских цен (инфляция) в среднем за год, в разах к предыдущему году, с 2005 по 2010 г. сократится с 1.094 раза до 1,066 раза. Далее будет происходить более плавное его снижение, и к 2020 г. темп инфляции составит 1,041 раза.

Номинальная среднемесячная заработная плата будет увеличиваться на протяжении всего прогнозного периода, однако темп ее роста будет постепенно замедляться. С 2005 по 2010 темп роста среднемесячной заработной платы, в разах к предыдущему году, сократится с 1,22 до 1,14, в 2020 г. он составит 1,11.

На протяжении 2005- 2020 гг. темп роста номинальной среднемесячной заработной платы в 1,09—1,07 раза превышает индекс потребительских цен. Последствием роста доходов распределительной составляющей в части, направляемой на финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии, является значительное увеличение объема пенсионных обязательств, не обеспеченных в будущем реальными денежными средствами ввиду неблагоприятной демографической ситуации. Учитывая приведенные положения, очевидно, что увязка роста пенсии с темпом роста зарплаты в экономике необоснованна.

Институциональные факторы. В рыночных условиях пенсионное страхование из социального механизма переходит на финансово-кредитные принципы. В идеале система обязательного пенсионного страхования должна быть самообеспечиваемой, однако не соблюдение на практике ряда экономических принципов обязательного пенсионного страхования привело к возникновению и дальнейшему росту дефицита средств. В частности, были сохранены:

• нестраховые периоды трудового стажа,

• условия досрочного выхода на пенсию.

Кроме того, законодательно не предусмотрена законом пенсионная формула (модель) на переходный период до 2027 года (когда начнется выход на пенсию младшего поколения застрахованных лиц). В результате этого номинально применяется общая формула с пенсионным капиталом и дожитием, а на практике РПК за период 2000-2001 гг. считается (конвертируется) по заработку, а не по уплаченным взносам.

Законодательно закрепленное (без какой-либо связи с реальной демографической отчетностью) применение продолжительности периода выплат трудовой пенсии ("дожития") в фиксированном размере - 19 лет (причем в первый год реформы – 12 лет) неизбежно ведет к искусственному завышению размера РПК для абсолютного большинства граждан и соответственно к перерасходу средств ПФР. Для сравнения приведем, по прогнозным оценкам, ожидаемую средневзвешенную продолжительность жизни для населения в возрасте 55/60 лет в 2005 г. - 19,4 года (12.6 лет - для мужчин и 22,1 года - для женщин), к 2020 г. прогнозируется неуклонный рост этого показателя примерно до 22.

Применяется экономически неправомерная формула индексации РПК, без учета экономически обоснованного финансового обеспечения. Существенно завышенный объем государственных пенсионных обязательств приводит к увеличению будущих выплат пенсии без учета конкретной демографической и социально-экономической ситуации, складывающейся в стране к моменту реализации пенсионных прав застрахованных лиц.

Применяется экономически необоснованное (существенно заниженное) значение страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости. При минимально допустимом страховом стаже 5 лет за застрахованное лицо уплачиваются страховые взносы несоизмеримые с тем объемом выплат в виде базовой части пенсии, которые он будет получать в течение 19 лет (период дожития после выхода на пенсию).

Актуарный анализ перечисленных и многих других факторов развития современной пенсионной системы позволяет сформулировать основные предложения, вытекающие из требований безусловной реализации страховых принципов существования рыночной пенсионной системы, которые направлены в первую очередь на долгосрочную финансовую стабилизацию пенсионной системы за счет внутренних источников финансирования. Данные предложения по стабилизации целесообразно для наглядности скомпоновать в несколько логических блоков и реализовывать в течение нескольких периодов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: