— Отгадайте загадку.
Хожу в пушистой шубке. Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу.
(Белка)
О ком будет сегодня рассказ?
«Устная связная речь»
9 занятие
3. Подбор родственных слов по данному образцу
На доске запись:
ВОЛК — волчица, волчата, волчонок, волчья, волчишко, волчище, волчок.
— Прочитайте родственные слова.
— Подберите родственные слова к слову БЕЛКА (выстав
ляют картинки «Белки с бельчатами», «голова и хвост бел
ки») (рис. 15):
БЕЛКА — белочка, бельчата, бельчонок, беличья..
4. Знакомство с текстом «Запасы на зиму». Словарная работа
— Послушайте стихотворение.
Почему грибы на елке На сучках висят кругом? Кто устроил их так ловко? Кто с грибов очистил сор? Это белкина кладовка, Это белкин летний сбор.
, (Е. Третнева)
— Как вы озаглавите это стихотворение?
— Для чего белочка развесила грибы на елке?
— Как вы понимаете выражение это белкина кладовка.
Тексты на карточках раздают детям. Логопед читает
текст, дети следят за чтением учителя, слушают.
|
|
ЗАПАСЫ НА ЗИМУ
Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на нее гриб. Грибы на ветках высохнут.
А когда придет зима...
— Объясните значение слова, подберите к указанным сло
вам близкие по значению.
СУЕТИТСЯ —... (бегает, хлопочет, что-то делает, мечется во все стороны)
ХЛОПОТУНЬЯ —... (ктолюбит хлопотать, заботиться)
5. Физкультминутка
Логопед читает стихотворение, дети показывают действия белки.
БЕЛОЧКА-РЕЗВУШКА Под сосною, на опушке Скачет белочка-резвушка. Дел немало у нее: Выбрать на зиму дупло.
Застелить дупло ковром — '
Мягким пухом или мхом, Неспеша заделать щели,
«Устная связная речь»
9 занятие
Чтобы снежные метели В дом зимой не залетели. День-деньской по лесу скачет И орех в кладовку прячет. А потом на землю — прыг! И отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок — Подсушись, боровичок! Скачет белка-шалунишка, Рвет с сосновых веток шишки, Лапками сжимает ловко И несет в сбою кладовку.
6. Работа над предполагаемым окончанием рассказа
— Сможет ли белочка зимой собирать корм на земле? Рас
скажите об этом. (Выпадет снег. Он укутает землю пушис
тым одеялом.)
— Чем питается белочка зимой? Чем кормит своих бель
чат? (Зимой белка с бельчатами будет грызть в дупле ореш
ки и шишки. Она будет прыгать по веткам деревьев и под
крепляться сушеными грибами. Так и проживет холодную
зиму.)
|
|
7. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа
Учащиеся читают вслух начало рассказа на карточке, затем самостоятельно продолжают рассказ до конца. Работают 1—2 ученика. Учитель-логопед редактирует предложения детей.
8. Итог занятия
— Чему учились на занятии?