Исследование степени выраженности эмоционального выгорания
Для диагностики степени выраженности "эффекта эмоционального выгорания" может быть использована методика анкетирования персонала, разработанная американскими психологами К. Маслачом и С. Джексоном для измерения степени выгорания в профессиях типа "человек-человек". Анкета состоит из 22 утверждений, отражающих мысли и переживания человека по поводу его профессиональной деятельности, и имеет три оценочные шкалы:
- "эмоциональное истощение" (проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше);
- "деперсонализация" (связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми необходимо контактировать по роду работы; контакты с ними становятся обезличенными и формальными);
- "редукция личных достижений" (проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности; в безразличии к работе).
|
|
Методика позволяет оценить интенсивность негативных чувств и мыслей, испытываемых опрашиваемым, которая характеризует степень выраженности эффекта "выгорания". Ниже приведен образец бланка опросного листа для исследования степени выраженности "синдрома эмоционального выгорания" и порядок интерпретации результатов исследования.
Интерпретация результатов исследования
"Эффект эмоционального выгорания" выражен, если наблюдается высокая степень эмоционального истощения, выраженности деперсонализации и редукция личных достижений.
Ответы на вопросы анкеты оцениваются следующим образом: «никогда» - 1 балл, «очень редко» - 2 балла, «иногда» - 3 балла, «часто» - 4 балла, «очень часто» - 5 баллов, «каждый день» - 6 баллов.
Степень эмоционального истощения работников коллектива характеризует сумма баллов за ответы на вопросы N 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
Выраженность деперсонализации характеризует сумма баллов на вопросы N 5, 10, 11, 15, 22.
Снижение рабочей продуктивности как редукцию личных достижений характеризуют ответы на вопросы N 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.
Оценочные шкалы | Степень выраженности эффекта эмоционального выгорания, баллы | |||
минимальная | средняя | высокая | критическая | |
Степень эмоционального истощения | 9-12 | 13-26 | 27-40 | 41-54 |
Выраженность деперсонализации | 5-6 | 7-14 | 15-22 | 23-30 |
Редукция личных достижений | 8-12 | 13-24 | 25-36 | 37-48 |
Всего по 22 вопросам анкеты | 22-33 | 34-68 | 69-102 | 103-136 |
Развитие "выгорания" происходит подспудно, в течение длительного периода, и зависит от личностных особенностей работника (например, необщительность, застенчивость, эмоциональная неустойчивость, низкая самодостаточность и т.п.) и влияния производственных факторов. "Выгорание" развивается раньше, если работник:
|
|
- оценивает свою работу как незначимую;
- не удовлетворен профессиональным ростом;
- испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют;
- полностью поглощен своей работой (трудоголик);
- испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требований;
- испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).
Анкета
Уважаемый респондент!
Стресс-мониторинг проводится с целью изучения стрессогенности организационной среды и разработки на этой основе действенных мер по снижению профессиональных стрессов и конфликтов.
Инструкция: Внимательно ознакомьтесь с описанием эмоциональных состояний, представленных в таблице ниже, и оцените, как часто это описание соответствует вашему состоянию, проставив знак "+" в соответствующей колонке.
Как часто Вы можете сказать о себе следующее: | Варианты ответов (отметьте только один ответ на каждый вопрос): | |||||
никогда | очень редко | иногда | часто | очень часто | каждый день | |
1.Я чувствую себя эмоционально опустошенным | ||||||
2.После работы я чувствую себя, как "выжатый лимон" | ||||||
3.Утром я чувствую усталость и не испытываю желания идти на работу | ||||||
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и подчиненные и стараюсь учитывать это в интересах дела | ||||||
5.Я чувствую, что общаюсь некоторыми подчиненными и коллегами, как с предметами (без теплоты и расположения к ним) | ||||||
6.После работы на некоторое время мне хочется уединиться от всех и от всего | ||||||
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами | ||||||
8.Я чувствую угнетенность и апатию | ||||||
9.Я уверен(а), что моя работа нужна людям | ||||||
10.В последнее время я стал(а) более черствым по отношению к тем людям, с кем работаю | ||||||
11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня | ||||||
12.У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление | ||||||
13.Моя работа все больше меня разочаровывает | ||||||
14.Мне кажется, что я слишком много работаю | ||||||
15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими коллегами и подчиненными | ||||||
16.Мне хочется уединиться и отдохнуть от всех и от всего | ||||||
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе | ||||||
18.Во время работы я чувствую приятное оживление | ||||||
19.Благодаря своей работе я уже сделал(а) в жизни много действительно ценного | ||||||
20.Я чувствую потерю интереса и равнодушие ко многому, что радовало меня в моей работе | ||||||
21.На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами | ||||||
22.В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей |
Дата заполнения __________20___г.