В литературе по учебному планированию в качестве источника замысла чаще всего называется проблема. В процессе работы по методу проектов на своих уроках, я заметила, что обучающимся трудно выявить проблему в выполняемом проекте. Это был самый сложный момент в процессе проектирования. Тогда, обучающимся было предложено слово «проблема» заменить словом «хочу». «Хочу», это прежде всего желание что – то создать, воплотить, изменить. По моему мнению, это исследовательская деятельность должна запускаться проблемой, ситуацией «пробела» в знании, противоречием, а проектный замысел имеет право начинаться с нормального, человеческого «хочу».
Проектная деятельность не только обращает взгляд учащихся вперед, но и «в стороны», т.е. на возможности, которые они могут решить в процессе проектирования. Именно от учащихся зависит, какие из существующих возможностей будут решены, а какие останутся в перспективе. Так рождается замысел проекта.
Каждый шаг в рождении замысла имеет огромную образовательную ценность, содержит в себе возможность развития многих значимых человеческих качеств: прогностических способностей, навыков самоанализа.
|
|
На данном этапе также осуществляется целеполагание и планирование.
Целеполагание.
На этом этапе возможность преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к проектной деятельности.
Планирование.
Важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретают не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. По моим наблюдениям, в этот период энтузиазм и ощущение новизны приглушается, что может несколько снизить мотив к деятельности. Здесь необходимо педагогу вмешаться и напомнить, что некоторые учащиеся отстранились от работы и заняли позицию наблюдателя.
Наличие исходной возможности, понимание конечной цели, имея план работы и ресурсы можно перейти к следующему этапу.
Реализация.
Этот этап требует от учащихся способностей, связанных с самоконтролем, самооценкой, практической умелостью, аналитических способностей и многого другого. Это период максимального колебания мотива. По моим наблюдениям, у некоторых обучающихся ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышает мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться.