| ___Я__И__В_________________________________ |
Не умеют отказывать Умеют отказывать
| ______Я______________В_______________И__ |
Отзывчивые Черствые
| _____Я_И_В_________________________________ |
Рисунок 1.5. Пример столкновения диспозиции «Ценность» с диспозицией «Конфликт».
Рисунок поясняет причины конфликтной диспозиции. На континууме конструкта “Не умеют отказывать – умеют…” идеальное Я и Я-воспоминание пытаются сдвинуть актуальное Я в направлении полюса “Умеют отказывать”. Этому препятствуют ценностные диспозиции (доброты и отзывчивости) других конструктов.
Рассматривая рисунок 1.5, не надо иметь психологического образования, чтобы понять причину конфликта: «добрые и отзывчивые люди не отказывают; если я буду отказывать, то перестану быть доброй и отзывчивой, а последнее для меня – ценность». Почти явно напрашивается стратегия психокоррекции – научиться отказывать, оставаясь доброй и отзывчивой.
Итак, анализ структур диспозиций – это второй уровень анализа психодиагностической информации по МИСС. По сравнению с изолированным рассмотрением диспозиций он позволяет осуществить переход от констатации некоторых фактов субъективной жизни к объяснению их причин. Следующим уровнем анализа «Я» является анализ иерархических мотивационно-смысловых линий.
|
|