|__________________________________________ Я И В ___|
Применяя приемы, описанные выше, было установлено, что высокоморальные по сравнению с аморальными выигрывают в том, что они живут среди себе подобных, образуя некоторый мир. В этом мире люди не предают и не отбирают последнего, в этом мире, опять-таки, нет необходимости тратить силы на бессмысленную борьбу и излишние напряжения. Таким образом, пришли к той же направленности, что и в первом случае.
Выявление опыта и личностных стандартов результатов действий разворачивалось примерно по такой схеме. Высокоморальные отличаются тем, что способны на бескорыстные поступки. Часто они действуют ради других, себе в ущерб, поступаясь собственными интересами. В данном случае опыт и личностный стандарт результата действия полностью совпали. Дополнительным подтверждением этого являлось то, что клиент очень неуверенно объяснял мотивы поступков и чувства аморальных людей, в то время как о «родном» полюсе говорил очень обстоятельно.*
Если теперь сопоставить две линии, ведущие к направленности (рис. 2.П4), то видно, что для реализации одной и той же цели (жить не напрягаясь), у клиента есть разные стратегии. Личностные стандарты результата действия едва ли ни противоположны. С одной стороны, стандарт - действовать в своих интересах, не испытывая вину за свои поступки, с другой - действовать бескорыстно, себе в ущерб.
|
|
| |||||
|
|
Рисунок 2.П4. Пример противоречия на уровне
мотивационно-смысловых линий.
После того как эти две линии были выявлены и сопоставлены, клиент продемонстрировал достаточно ярко выраженную эмоциональную реакцию. Он привел несколько примеров из собственной жизни, как эти две линии мешают друг другу.
В частности, он подрабатывает репетиторством. Желанию вести себя как «ушлый», выражаясь его терминологией, и брать как можно более высокую плату за свои услуги, противостоит ценность высокоморальности, со стоящей за ней способностью совершать бескорыстные поступки. Отсюда отмеченная им самим неестественность поведения и «плохое» самочувствие при обсуждении вопросов об оплате за репетиторство.
Литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. I, II. М. 1982.
2. Белинская Елена Павловна. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. http://flogiston.df.ru/projects/articles/time_aspect.shtml
3. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
4. Воробьев Влад Мих. Келли-98. Ко-терапевтическая компьютерная система. С-П, 1998.
|
|
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений. Т. 2. М.,1982.
6. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. С-П., 2000.
7. Козлова И. Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли. // Системные исследования. М., 1975.
8. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
9. Кондратьев М. Ю. Социально-психологический вариант техники «Репертуарных решеток». // Детский практический психолог. № 1-2, 1996.
10.Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.
11.Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
12.Основы теории и практики профориентации. Руководство к лабораторному практикуму. Л., 1991.
13.Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
14.Психологический словарь.
15.Физиологическая генетика и генетика поведения. Л., 1981.
16.Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. М., 1989
17.Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
18.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.2. М., 1986
19.Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. С-П., 1997.