Центральный банк. Правовое регулирование деятельности ЦБ

Организационная структура ЦБ (Банка России).

www.cbr.ru

ФЗ о Центральном банке РФ (Банка России) от 10.07.2002 №86-ФЗ

Закон о ЦБ выделяет единую организационную структуру Банка России, состоящую из

Центральный аппарат ЦБ иные учреждения (центральный каталог кредитных историй)

Территориальные учреждения РКЦ полевые учреждения Учебные центры и банковские школы


Национальные банки республик

Главные управления Банка России в субъектах РФ


Правовое регулирование создания и деятельности территориальных учреждений осуществляется положением Банка России «о Территориальных учреждениях Банка России» от 29.08.1998 №46-П. согласно данному положению, территориальные учреждения являются филиалами Банка России, не являются юридическими лицами и наделяются имуществом Банка России.

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) являются связующим звеном между ЦБ и кредитными организациями.

Структура РКЦ:

РКЦ

Оборотная касса Резервный фонд

С 1 марта 2013 года для всех клиентов кредитных организаций, в отношении которых она имеет обязательства, меняются нормы банковского резервирования – процентная ставка 4,25% от суммы обязательств отчисляется ежеквартально в единый централизованный резерв.

Оборотная касса на конец операционного дня обнуляется, имеющийся остаток передается в резервный фонд.

В случае, если выбытие больше прибытия денежных средств в оборотную кассу, то средства поступают из резервного фонда.

Основное предназначение РКЦ заключается в выдачи наличных денежных знаков кредитным организациям в пределах накопленных сумм резервирования по нормативам обязательных резервов ЦБ.

Полевые учреждения.

Согласно ст. 86 ФЗ о ЦБ, полевые учреждения являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а так же Положением о Полевых учреждениях, утвержденный совместно ЦБ РФ и Министерством Обороны РФ.

Все счета Минобороны открываются в полевых учреждениях.

Правовое регулирование деятельности ЦБ

В 2002 году изменилась структура ЦБ.

Высшим органом управления является Национальный банковский совет (ранее таковым был совет директоров).

Особенность НБС – коллегиальность.

Помимо НБС, руководство осуществляет председатель ЦБ, который имеет право назначать себе заместителей.

Так же руководство осуществляет Совет директоров.

Председатель ЦБ - согласно КРФ председатель ЦБ назначается Государственной думой по представлению Президента РФ на срок 4 года и не может занимать данную должность более 2-х сроков подряд. Причем к кандидату предъявляются жесткие требования (отсутствие родства с президентом, председателем правительства, председателями судов, ни с одним из депутатов или членами совета федерации). Срок рассмотрения кандидатуры в ГД- 2 недели. Президент может трижды выдвинуть кандидатуры, далее кандидатура меняется.

Национальный банковский совет является коллегиальным органом и состоит из 12 членов: двое назначаются СФ ФС РФ из числа своих членов, трое- ГД РФ из числа депутатов, трое –президентом РФ, трое – Правительством РФ, и председатель НБС.

Председатель банковского совета как правило Министр финансов РФ.

ФЗ о ЦБ прописывает следующую компетенцию НБС:

  1. Утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов, капитальных вложений, расходов на содержание служащих банка России, в том числе расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование
  2. Утверждение годового отчета Банка России
  3. Рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы
  4. Рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики
  5. Принятие решений об участии Банка России в уставных капиталах кредитных организаций
  6. Назначение главного аудитора банка России и рассмотрение его докладов
  7. Ежеквартальное рассмотрение информации совета директоров по следующим вопросам:

А) реализация основных направлении денежно-кредитной политики

Б) реализация направления банковского регулирования и банковского надзора, в том числе валютного регулирования и надзора

В) исполнение сметы расходов Банка России

Рассмотрение проектов нормативных правовых актов в области банковского дела

  1. Рассмотрение правил ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности кредитными организациями.
  2. Внесение в ГД РФ предложений о проведении проверки счетной палатой финансово хозяйственной деятельности Банка России и его структурных подразделений
  3. Утверждение направлений распределения прибыли ЦБ остающейся после перевода в федеральный бюджет 75% от полученной ЦБ прибыли

Перечень компетенции – закрытый

Совет директоров

Компетенция совета директоров пересекается в большинстве случаев с непосредственными функциями, которые возложены на сам ЦБ ст.4 ФЗ о ЦБ.

Все рассматриваемые советом директоров решения обязательно представляются на рассмотрение национальному банковскому совету (в последствии на подпись председателю), а в некоторых случаях представляются государстенной дума, президенту, правительству РФ.

Составляют проекты основных направлений денежно-кредитной политики государства.

Правовое положение БР

Банковское законодательство определяет двойственный правовой статус ЦБ. С одной стороны ЦБ определен как юридическое лицо, уставный капитал и иное имущество которого являются федеральной собственностью. Все свои функции, цели деятельности и полномочия ЦБ осуществляет независимо от других органов государственной власти. При этом статус, цели, функции и полномочия ЦБ РФ определяются КРФ, ФЗ о ЦБ и другими ФЗ.

С другой стороны ЦБ наделен властными полномочиями, которые согласно банковскому законодательству распространяются на банковскую деятельность.

ЦБ РФ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, поэтому не смотря на то что имущество находится в федеральной собственности, средства федерального бюджета не являются источником финансирования деятельности банка России.

Банк России ставится на учет в налоговых органах, является налогоплательщиком налогов и сборов, установленных налоговым кодексом. Прибыль банка России определяется как разница между доходами, полученными от осуществления банковских операций и расходами. При этом до 2016 года включительно 75% прибыли поступает в виде неналоговых доходов в федеральный бюджет.

Оставшаяся часть прибыли по решению совета директоров направляется на формирование фондов и резервов

Согласно ст. 3 ФЗ о ЦБ целями деятельности банка России являются:

  1. Защита и обеспечение устойчивости рубля
  2. Развитие и укрепление банковской системы страны
  3. Обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

Функции банка России

  1. Во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Согласно ст. 35 ФЗ о ЦБ, основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

а) процентные ставки по операциям банка России

б) нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России (резервные требования).

В) операции на открытом рынке – операции ЦБ по купле-продаже казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций БР и иных ценных бумаг определенных решением совета директоров.

Г) рефинансирование кредитных организаций – согласно нормативным документам банка России рефинансирование в отношении кредитных организаций может осуществляться путем ломбардного кредитования, кредитов овернайт и однодневных расчетных кредитов

Д) валютные интервенции – операции купли-продажи банком России иностранной валюты с целью воздействия на курс национальной валюты.

Е) установление ориентиров роста цен (таргетирование)

Ж) прямые количественные ограничения – например, установление лимитов рефинансирование кредитных организаций. Устанавливается максимальный размер кредита в рублях. Установление коридора процентных ставок по кредитным и депозитным операциям банков.

З) эмиссия облигаций банка России от собственного имени

  1. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует налично-денежное обращение. (для юрлиц – до 600 тыс рублей, для ИПБОЮЛ – 100 тыс на 1 договор). Кассовая дисциплина – с 2012 года так же для ИП, 5 раб.дней.
  2. Кредитор последней инстанции (для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования)
  3. Установление правил осуществления расчетов в РФ (Положение ЦБ о порядке осуществления денежных переводов в РФ)
  4. Устанавливает правило проведений банковских операций (монопольное право)
  5. Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ
  6. Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ.
  7. Осуществляет банковское регулирование и банковский надзор: принимает решение о регистрации и лицензировании деятельности кредитных организаций, устанавливает правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, устанавливает критерии экономических нормативов деятельности, осуществляет валютное регулирование и валютный надзор.
  8. Принимает решение допуска на территорию РФ филиалов и представительств иностранных банков, принимает решения о вкладах в российские банки иностранными инвесторами
  9. Осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитных организаций

Перечень исчерпывающий

Банковское регулирование и банковский надзор

Система страхования вкладов – с сентября 2005 года

Банковский надзор можно разделить на три формы (в зависимости от времени проведения) предварительный (процедура государственной регистрации, выдача лицензии), текущий, последующий.

Порядок осуществления банковского надзора и банковского регулирования установлен главой 10 ФЗ о ЦБ и включает следующие полномочия БР.

  1. Установление экономических нормативов деятельности кредитных организаций и банковских групп (установлена инструкцией Банка России «об обязательных нормативах банков» от 03.12.12 №239-и). Для небанковских кредитных организаций ЦБ устанавливает самостоятельные экономические нормативы установленные инструкцией.
  2. Имеет право запрашивать у кредитных организаций информацию по их деятельности с целью ее обобщения для составления банковской и денежной статистики
  3. Проводит государственную регистрацию кредитных организаций, приостанавливает и отзывает эти лицензии.
  4. На ряду с Федеральной службой по финансово-бюджетному надзору осуществляет валютное регулирование и контроль (5 лет)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: