Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации

Исполнитель является не только важным ресурсом организации. Он имеет, в отличие от материальных факторов производства, свои цели, ценности, представления, ожидания, потребности. На поведение исполнителя, в том числе и его отношение к конкретной деятельности, выполнению определенного задания, влияют также условия деятельности и ее содержание, взаимоотношения с коллегами, ситуация в организации и обществе в целом.

Мотивация имеет существенное отличие от других функций управления. Такие функции, как планирование, организация, регулирование, контроль и анализ осуществляются в основном менеджментом организации. Исполнительский персонал, как правило, играет при выполнении этих функций пассивную роль. В реализации же мотивации как функции управления исполнительский персонал организации играет самую активную роль. Цели, ценности, установки, потребности этого персонала - не только предмет анализа теорий мотивации, но и непосредственные движущие силы деятельности по достижению целей организации. Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

Нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ - стимулирование - косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов.

В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. В табл.1. в сводном виде перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса.

 
Социальные потребности  
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться  
2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды  
3. Проводите с подчиненными периодические совещания  
4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба  
5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок  
Потребности в уважении  
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу  
2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами  
3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты  
4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений  
5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия  
6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице  
7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности  
Потребности в самовыражении  
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал  
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи  
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности  

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Существует шесть элементов лидерства:

1. ВООБРАЖЕНИЕ. Если предстоит что-то сделать, необходимо четко представлять себе конечный результат;

2. ЗНАНИЕ. Именно знание дает необходимую уверенность и ощущение того, что человек знает, о чем говорит;

3. УМЕНИЕ. Важней всего умение руководить другими умелыми людьми;

4. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ. Этот элемент делится на три сегмента: понимание того, что выполнение данной задачи ему под силу; уверенность, что выполнение данной задачи под силу его сотрудникам; и, наконец, ресурсы, чтобы заразить окружающих своей идеей;

5. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ. Тут надо напомнить: привлекательные люди привлекают привлекательных людей. Это не есть привлекательность в прямом смысле, это и не каждому подвластно. И привлекательность как таковая всего лишь старт, средство, а не цель. Пока вы не заявите о себе - вас не заметят;

БЕСПОЩАДНОСТЬ. Многие этому качеству предпочитают диплом о высшем образовании. Опыт показывает, что подлинный лидер не знает пощады к разгильдяям, бездельникам и просто пассивным работникам, иначе у работающих теряется чувство локтя.

Психологи выделяются два типа лидеров:

1. функциональный лидер; сосредоточен на поставленной задаче; неустанно борется за достижение группой поставленных целей;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: