Перейдем к изложению основного содержания нашего учебного курса. Чтобы оставить учителю или воспитателю возможность свободно менять сюжеты учебных заданий, не нарушая содержания курса, в материале к каждому уроку мы выделили две основные части. В первой части излагаются цели и задачи занятия, во второй — дается описание одного из возможных вариантов этого занятия, разработанного авторами. Познакомившись с содержанием занятия, учитель или воспитатель может решить, использовать предлагаемый нами материал или придумать и опробовать свой собственный вариант. В Приложении приводятся рисунки и перечень материальных средств и пособий, а также раздаточного материала.
Перед первым сентября учитель проводит родительское собрание. На нем родителей знакомят с основным содержанием курса, его целями и задачами. Конкретный разговор определяется тем, как учитель решил провести этот курс, в частности, будут ли приглашены на уроки родители. Нам это представляется весьма желательным: родители помогают учителю, а главное, их присутствие делает атмосферу первых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной. Однако решает этот вопрос, конечно, учитель. Главное, чтобы родители помогали детям в их домашних заданиях.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ * УРОК 1
Знакомство. В традиционном обучении, где основой являются отношения учитель-ребенок, знакомство детей друг с другом необязательно. (Оно, как правило, и не происходит.) В нашей программе обучение осуществляется в форме работы с группами, поэтому необходимо, чтобы дети познакомились друг с другом. Для обеспечения линии сотрудничества нужно, чтобы они научились адресоваться к учителю, друг к другу, вообще фиксировать свое желание что-то сказать, выразить собственное мнение.
Таким образом, целью первого этапа данного урока является введение специального знака, а материалом для такого введения мы выб-
-29-
рали процедуру знакомства. В процессе знакомства разыгрывается ситуация необходимости договориться и ввести знак «Я»*.
Вся дальнейшая работа на данном уроке осуществляется по линии отработки навыка употребления знака «Я» — для этого используется задание «Редкие имена».
Другая линия, начинающаяся на первом уроке, — это образование групп. В первый день она лишь обозначена — группы формируются за счет определенной расстановки мебели. Группы по содержанию возникнут позже, сегодня мы лишь назовем их (дадим общие имена); поэтому на первом уроке не создается специальных ситуаций, не разыгрывается ситуация необходимости введения групповой работы. Пока группа — это механизм поддержки.
Важная особенность нашего курса — присутствие в классе родителей. На первом уроке оно также является элементом поддержки. Кроме того, родители реально помогают учителю, поскольку наличие нескольких групп пока еще не способствует организации классной работы, а скорее усложняет ее. Поэтому необходимы ассистенты. Если курс проводится в детском саду, где дети уже знают друг друга и воспитателя, занятие можно слегка изменить: педагог представляется детям по имени-отчеству и фамилии и в рассказе о себе подчеркивает то, что является для детей новым (фамилия, его пристрастия, привычки и т. п.). Так же и с детьми: они могут представиться друг другу по имени-отчеству. Это подчеркнет их взрослость.
Еще раз напомним, что на этот урок, как и на все последующие, приглашаются родители. Число приглашенных учитель оговаривает на родительском собрании, исходя из возможностей помещения. Во время урока учитель нередко просит родителей о помощи: раздать детям листы бумаги для работы, проводить ребенка в туалет и т. п.
Рис.1 |
* Изображения знака «Я» и всех других знаков, которые вводятся на последующих уроках (см. Приложение, I. Знаки). |
Чтобы дети сидели группами, парты удобнее расставить так, как показано на рисунке 1.
1 Первым представляется учитель. Она здоровается с детьми, называет свое имя, рассказывает немного о себе: что любит, чего не любит, есть ли у него домашние животные, почему он захотел стать учителем. Предлагает спросить его о чем-нибудь еще, чтобы быстрее познакомиться.
2 Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Чтобы ввести норму, правило школьной жизни «хочешь говорить — подними руку», удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлагает детям быстро познакомиться: на счет «раз-два-три» каждому громко назвать свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) закрыть рот ладошкой.
В итоге знакомство не состоится — получится только шум. Вывод: всем вместе говорить не стоит: никто ничего не услышит. Говорить надо по очереди! Но сразу всех 20-30 детей не запомнишь. Значит, прежде следует познакомиться по группам.
3. Начало организации групп. Учитель поясняет детям, что значит «всем назвать по очереди свое имя» — это значит, что кто-то начнет первым. Нужно, не произнося ни одного слова, договориться, кто будет первым. Учитель показывает короткую пантомиму: стучит себя в грудь («Я буду первым»), затем показывает рукой на ребенка («Он будет следующим»). Отворачивается и считает до пяти. На счет «пять» в каждой группе должен встать один ребенок — тот, кто будет представляться первым из детей.
4. Групповая работа без специальной организации взаимодействия. Первый ребенок называет свое имя, а вслед за ним по кругу то же делают все остальные. Потом группа хором повторяет шепотом все имена. На эту работу отводится 3 мин. Когда учитель позвонит в колокольчик, все ученики замолкают и замирают.
5. Представление групп. Вся группа хором или какой-то один ученик называет имя каждого. Чтобы класс видел, кого называют, группа встает, а учитель, подойдя к ней, легонько касается каждого ребенка. В этот момент группа называет имя учащегося.
Ответ группы встречается аплодисментами: дети хорошо справились с первым школьным делом — познакомились друг с другом. После ответа одной-двух групп дается дополнительное задание: в новых группах найти редкие имена — такие, которых в классе еще не называли. Когда дети начнут выкрикивать эти имена с места, надо напомнить им неудачу первого знакомства и снова подчеркнуть, что, когда каждый говорит свое, никто ничему не может научиться. Кто
-30-
-31 -
хочет сказать что-то другим так, чтобы его выслушали, должен вести себя как школьник. (Учитель указывает на знак «Я» и делает это всякий раз, когда возникают выкрики.) Когда будут названы все имена, дети прикрепляют визитные карточки (см. Приложение, I. Знаки) и ходят с ними последующую неделю.
6. Рассказ учителя о значении некоторых имен.
АЛЕКСАНДР — защитник людей (ит. Алессандро, венгр. Шандор).
АЛЕКСЕЙ — защита, помощь {фр. Алексис, польск. Алексий).
АНАТОЛИЙ — восход солнца, восток (фр., нем. Анатоль).
АНДРЕЙ — мужественный, храбрый (фр. Андре, венгр. Андор, нем. Ан-дреас).
АННА — миловидная, симпатичная (фр. Аннет).
ВАРВАРА — чужая, иноземная (фр. Барбе, нем. Барбара).
ВАСИЛИЙ — царский (фр. Базиль, нем. Базилиус).
ГАВРИИЛ — Бог — моя сила (фр. Габриэл, ит. Габриэлло, венгр. Габор).
ГЕОРГИЙ (Юрий) — земледелец (ит. Джиорджио, датск. Иорген, англ. Джордж).
ГРИГОРИЙ — бдительный, осторожный (фр. Грегуар, исп. Грегорио).
ДАНИИЛ (Данила) — Бог — мой судья (ит. Даниэль).
ДАВИД — любимый (англ. Дэйвид).
ДМИТРИЙ — принадлежащий Деметре, богине плодородия и земледелия (фр. Деметриус, исп. Деметрио).
ИВАН — Бог даровал (англ. Джон, фр. Жан, ит. Джиованни).
КЛАРА — ясная, светлая, славная (фр. Клэр).
КОНСТАНТИН — постоянный, твердый, стойкий (ит.,исп. Константино).
КИРИЛЛ — господин, властитель (фр. Сирилл, ит. Сирилло).
ЛЕОНИД — сын льва, подобный льву (греч. Леонидас).
ЛЕВ — лев (нем. Лео, греч. Леон).
ЛИДИЯ — из Лидии, области в Малой Азии.
МАРГАРИТА — жемчужина, перл (фр. Маргэрит, нем. Маргарета).
МАРИЯ — 1. Горечь. 2. Возмущение, сопротивление (греч. Мариам, англ. Мэри, фр. Мари).
МАРК — от бога войны Марса (иг. Марко, нем. Маркус)
МАКСИМ — величайший, самый большой.
МИХАИЛ — кто подобен Богу (фр. Мишель, исп. Мигуэль, рум. Михай).
НАТАЛЬЯ — рожденная в день Рождества Христова (фр., нем. Натали).
НИКОЛАЙ — победа народа (фр. Николя, ит. Никколо, датск. Нильс).
ОЛЬГА — святая (норв. Хельге).
ПАВЕЛ — малый, небольшой (фр. Поль, ит. Пауло, исп. Пабло).
ПЕТР — скала, камень (фр. Пьер, исп. Педро, англ. Питер, нем. Петер).
РОМАН — римлянин (нем. Романус).
СЕРГЕЙ — римское родовое имя (ит. Серджио, нем. Сергиус).
СОФЬЯ — мудрость (фр. Софи, польск. Зофия).
СТЕПАН — венок (фр. Этьен, ит. Стефан, исп. Эстебан, англ. Стивен).
ТАМАРА — пальма.
ТИМОФЕЙ — почитающий Бога (ит. Тимотео).
7. Учитель обращается к детям: «Имя каждого из вас мы узнали и скоро запомним. Кто умеет читать, тот всегда сможет прочесть имя товарища на визитной карточке. А как назвать группу? Как обратиться к целой группе? Перечислять все пять имен долго. Пусть каждая группа придумает себе общее имя. Хорошо бы придумать такое имя, которое можно нарисовать. Имя своей группы вы нарисуете на своих визитных карточках. Например, группа «Веселые» может нарисовать свое имя так (рисует улыбающуюся рожицу), группа «Ландыш» — так (рисует цветок). Закройте глаза. Представьте, какое имя вы хотите предложить своей группе. Кто придумал, пусть шепнет: «Я придумал».
Если в группе предложение поступает только от одного ребенка, учитель (кто-то из родителей) спрашивает остальных: «Согласны?» Если предложений нет совсем, учитель сам дает 2-3 варианта названий. Если предложений несколько или есть несогласные, решение не принимается. Учитель объявляет имена групп, достигших согласия, а безымянным группам дает задание договориться на перемене.
(Если учитель чувствует, что пора устроить перемену, то эта работа переносится на третий, последний урок, но провести ее надо обязательно.)
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ * УРОК 2
Режим дня школьника. В начале урока повторение знака «Я». Подчеркивается, что такая форма обращения является сугубо школьной. Вообще необходимо противопоставление школьной и нешкольной форм поведения. При этом нешкольная рассматривается не как неудачная, а как неуместная. Таким образом, новые формы общения не заменяют старые, а дополняют их. Смысловой центр урока — введение схемы времени. Дети работают не с традиционным круглым циферблатом, а со знаком времени — линией, своего рода временным лучом. Непривычная для глаза схема времени позволит детям «увидеть» временную протяженность, воспринять ее как знак, отражающий свойство времени. В результате работы со схемой времени ребенок Должен овладеть еще одним средством организации своего поведе-
-32-
2 - 7353
-33-
ния. Кроме того, важную роль играет и моделирование времени как категории новой для детей.
На этом уроке важным фактором является введение знака «Звонок». С его помощью осуществляется первоначальная разметка временной оси и детям открываются ограничения любой протяженности (начало и конец — границы).
Обсуждение с детьми различных школьных и нешкольных дел важно для того, чтобы ребенок не «разрывал» свое существование на школьное и нешкольное. Противопоставление школьник — дошкольник опять идет по линии уместность — неуместность.
Все уроки проводятся с подчеркнутым употреблением правил этикета (учитель говорит ребенку «спасибо» за ответ).
1. Учитель обращается к детям: «Вы на первом уроке учились или не учились? Сейчас узнаем! Кто запомнил имя своего соседа?.. Я сразу вижу тех, кто чему-то научился на первом уроке: они подняли руки... Кто знает, как школьник обращается к учителю, когда хочет что-то сказать?..
А сейчас мы поговорим еще об одном отличии школьников от дошкольников. Кто знает, что это такое? (Показывает схему времени, рис. 2.)Да, конечно, это ваш день, ваше время. На схеме отмечается время, когда вы встаете, начало уроков, конец уроков».
Рис. 2
Задания группам:
1) вспомнить не менее трех дел, которые обязательно надо делать по утрам до школы;
2) выбрать того, кто будет говорить от имени группы;
3) выбранный должен шепотом назвать группе утренние дела, которые все дети считают важными.
Если группа полагает, что ребенок готов отвечать, он должен встать. Работа начинается по звонку. (Здесь и далее имеется в виду, что учитель звонит в колокольчик.)
порядке, в котором их называют. По картинкам учитель дает словесное описание утра школьника. Все вместе исправляют порядок картинок. При этом учитель обращает внимание только на знак «Я». По правильному распорядку дня разыгрывается пантомима, в которой участвуют все дети.
Учитель обращается к детям с вопросами: «С кем ты делаешь каждое дело? Ты просыпаешься сам? Стелишь постель сам?..» Над осью времени появляются человечки: мама, папа и др., помогающие ребенку. Учитель настаивает на обязательности утреннего ритуала и предлагает каждому ребенку дома составить для себя аналогичный план сбора в школу, говорит о предпочтительности самостоятельных дел.
Учитель коротко сообщает о школьном времени, обозначая на схеме уроки красным цветом, а перемены — синим. Границы уроков и перемен отмечаются изображениями звонка (рис. 3). (Эту работу лучше делать на доске, пользуясь мелками разного цвета.)
Рис. 3
Задание группам: выложить из наборов красных и синих бумажных полосок план такого школьного дня, который детям нравится. Группа может сделать один общий план, а может дать несколько вариантов. Кто-то захочет, чтобы завтра были одни только уроки и не было перемен. Он выложит все школьное время из красных полосок. Кто-то захочет короткие уроки и длинные перемены. Он возьмет маленькие красные полоски и длинные синие. Кто-то захочет, чтобы было два урока, кто-то — чтобы было десять уроков.
Итоги дня. Учитель обращается к детям: «Я знаю, как бы вы хотели завтра учиться. Завтра утром я вам предложу свой распорядок дня. Кто вам нужен на уроке? А на перемене? На уроке нужен только учитель или другие дети? Зачем?»
3. Ответы группы. Дети называют главные утренние дела, учитель помещает на оси времени картинки, обозначающие эти дела, в том
Задание группам: назвать четыре дела, которые должен делать школьник после школы (а дошкольник не должен).
-34-
-35-
Учитель, выслушав ответы детей, называет главные дела после школы: убрать форму, сделать уроки, сложить портфель, кому-нибудь помочь.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ * УРОК 3
Схема класса. Схема класса является средством организации фронтальной, групповой работы детей на уроке. Для того чтобы в дальнейшем иметь возможность использовать схему класса, необходимо в начале обучения посредством небольших заданий сформировать у детей умение ею пользоваться. Вначале учителю нужно установить взаимно однозначное соответствие между элементами схемы (символы) и обозначаемыми ими элементами мебели, помещения.
Используемая на уроках схема класса должна иметь съемные элементы, чтобы она всегда соответствовала расстановке мебели.
Учитель показывает детям схему класса (рис. 4). Сначала сам указывает на основные «опорные точки»: дверь, доску, окна, учительский стол. Затем дети находят на схеме свои места (места своих групп). При этом необходимо, чтобы они по нескольку раз переходили от указания реального местонахождения группы к указанию ее значка на схеме и наоборот. Например, учитель по схеме показывает, какой группе задан вопрос, затем уже обращается к группе непосредственно. Наряду с такой последовательностью используется и обратная последовательность: учитель обращается к группе, затем называет ее имя, далее показывает ее место на схеме.
Рис. 4
Учитель просит встать одну из групп (называет значок группы, но не обращается непосредственно к детям) и предлагает кому-нибудь из детей указать, где находится эта группа на схеме.
Аналогичная работа может быть проведена, например, при загадывании загадок: учитель читает загадку и указывает на схеме класса,
кто будет отвечать. Группа может предварительно посовещаться и ответить хором. То же отрабатывается на игре «Ниточка и иголочка» (см ниже). Взаимные приветствия, выражение благодарности, похвалы и т п. — все это общий положительный фон происходящего, необходимый детям щадящий климат первых дней в школе.
Этой же цели поддержки и поощрения служит и эпизод «Итоги дня.
Прощание».
Особую роль должна сыграть книга «Хроника». В эту книгу заносятся все домашние рассказы детей, записанные родителями, все рисунки и т. п. Дети обычно лишены возможности «видеть» свое продвижение, свои изменения. «Хроника», фиксируя достижения каждого ребенка, позволяет объективно оценивать успехи и развитие класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Главное — не бросать работу, связанную с книгой «Хроника». (Это можно поручить кому-нибудь из родителей.)
1. Учитель предлагает найти на схеме времени, где сейчас находятся дети (урок № 3). («Это урок про наш класс».) Указывает на схему класса: «Вот схема нашего класса. Кто нашел на схеме себя?» Просит ответить двух-трех детей, поднявших руки, и двух-трех — не поднявших руки. Предлагает всем похлопать отвечавшим у доски за отвагу.
2. Учитель помещает на схеме класса значки (символы). Организуется игровая ситуация с использованием знака «Звонок». Учитель показывает знак — дети закрывают глаза. Учитель меняет местами символы двух групп. Дети по звонку открывают глаза, находят ошибки на схеме класса и поднимают руки. (Можно менять местами окно и дверь, передвигать шкаф и т. п.)
«Орден Звонка» (знак «Звонок») прикрепляется на схеме класса тем группам, которые работали точнее. Нужно, чтобы к концу игры награду получили обязательно все группы.
Группа, справившаяся с самым трудным заданием, награждается большим орденом Звонка.
3. Подвижная игра «Ниточка и иголочка» или любая другая подвиж-
ная игра, в которой дети действуют командами, но не соревну-
ются.
Учитель объясняет правила игры. Сначала группа выбирает иголочку. Она встает. 1-й звонок— ниточка вдевается в иголочку (дети выстраиваются шеренгой, держа друг друга за талию). 2-й звонок — иголочка с ниточкой сшивают все группы в классе (пробегают так, чтобы коснуться всех столов), стараясь не порвать
-36-
37-
другие ниточки и не уколоться о другие иголочки. 3-й звонок — все садятся по местам, замирают.
4. Награждение всех команд (групп). У каждой команды надо предварительно спросить, заслужила ли она «Орден Звонка». Если команда действовала в игре очень неудачно, она может отказаться от награды, но учитель должен заверить детей, что завтра у них все получится.
5. Дети из каждой команды благодарят друг друга за приятную игру. Надо коснуться двух детей руками и сказать что-нибудь приятное («Спасибо за хорошую игру», «С тобой хорошо играть» и т. п.).
6. Работа по группам. Каждая группа должна показать на схеме класса свой маршрут в игре: как иголочка сшивала все группы. При этом листок со схемой класса кладется посредине. Дети водят пальцем по листку, вспоминая маршрут. Если споров нет, можно нарисовать маршрут карандашом.
♦ Игра «Ниточка и иголочка»*
Играют преимущественно на площадке или в зале дети младшего школьного возраста в составе от 7 до 30 человек.
По считалке выбирают водящего — иголочку. К нему присоединяются (по желанию) 3-7 человек (в зависимости от количества играющих), которые составляют ниточку. Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Ниточка и иголочка берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — иголочка. Иголочка бежит между стоящими, делая неожиданные повороты, зигзаги, а ниточка (дети) должна точно повторять ее путь. Те, кто оторвался от цепочки, платят фанты, а в конце игры выполняют различные задания: поют, танцуют, читают стихи и т. п.
Правило. Если цепочка разорвалась, игроки, расцепившие руки, платят фанты.
♦ Модификация игры для урока
Состав команд (иголочки — ниточки) соответствует составу групп, организованных на уроке. Один из группы становится иголочкой — водящим (его выбирают дети, если возникают затруднения, учитель им помогает). Дети выстраиваются друг за другом, впереди —иголочка. Все команды одновременно начинают двигаться «паровозиком» впереди — иголочка, за ней — все остальные (ниточка). Двигаясь, дети «сшивают» разрозненные столы.
* Игры народов СССР. М., 1985. С. 105.
После окончания игры дети пытаются восстановить свой путь на схеме класса. Работа заканчивается по звонку. Учитель награждает тех, кто услышал звонок сразу.
Факультативно. На большой схеме класса дети показывают маршрут своей группы. К доске выходит тот, кто захочет. Можно выходить к доске вдвоем, чтобы подсказывать друг другу. Учитель помогает пользоваться именами групп («От группы "Солнышко" мы свернули к группе "Африка"» и т. п.).
7. Итоги дня. Прощание. Учитель благодарит детей, выражает удовольствие от сегодняшней встречи и надежды на будущее. Не высказывает никаких опасений и мрачных прогнозов. Предлагает по кругу сказать одним-двумя словами, что сегодня понравилось детям больше всего.
Учитель показывает книгу «Хроника». Объясняет, что в этой книге дети вместе с ним напишут и нарисуют историю своей школьной жизни. Авторами будут все, кто пожелает.
Первое домашнее задание: продиктовать сегодня кому-нибудь из взрослых коротенький рассказ про самое главное событие первого сентября. Можно нарисовать картинку. Все рассказы и рисунки будут завтра вклеены в книгу «Хроника». «А сейчас заполним первую страницу, — продолжает учитель. — Здесь будет цветок, который расцвел сегодня. Он такой, какое у вас сейчас настроение, чувства, мысли. Закройте глаза и представьте себе, какого цвета цветок сейчас расцветет. Пусть каждый возьмет лепесток (раздает кружочки из бумаги) и раскрасит его этим цветом. Потом мы приклеим все лепестки, чтобы получился один общий цветок или букет цветов, и посмотрим, какой он». Учитель собирает раскрашенные детьми кружочки и после уроков наклеивает на первой странице книги «Хроника» в форме цветка или букета цветов. На следующий день показывает детям: «Вот какой красивый наш первый день в школе (для детского сада:...первый день, когда мы учились быть учениками)!»
8- В конце урока учитель предлагает, чтобы каждый ребенок попрощался с тремя детьми, назвав их по имени: «До завтра, Таня. Жду тебя завтра, Коля...»
ДЕНЬ ВТОРОЙ * УРОК 1
На этом уроке вводится новый ритуал — приветствие детьми учителя и друг друга. Как и любая другая ритуальная форма, в нашем
-38-
-39-
3. Когда группы отвечают, учитель записывает (для себя) на листочке все, что любят дети его класса. После уроков эта запись пере- |
курсе она дается на противопоставлении школьной формы нешкольной. Поэтому главное — показать детям разные формы приветствия. «Сейчас я к вам вхожу как учитель — как вы меня поприветствуете?» — разыгрывается сцена приветствия учителя. «Сейчас я — воспитатель детского сада», — разыгрывается новая сцена, акцентируются моменты различия. В классе почти наверняка найдутся дети, которые только и ждут тишины (которая возникнет при приветствии учителя), чтобы сообщить учителю что-то интересное. В подобных случаях ребенка не следует одергивать, лучше сказать ему что-то вроде: «Я бы с удовольствием тебя послушала, если бы мы были не на уроке», или: «Ты нам сейчас напомнил, как люди разговаривают, когда они не в школе», и т. п.
Продолжается работа со схемой класса и схемой времени. Вводится стрелка как символ передачи действия от одного объекта к другому. На материале «Знакомство» отрабатывается обратная последовательность: дети говорят, в каком порядке они будут отвечать, а учитель рисует стрелку. Такие же стрелки обозначают и порядок, в котором отвечают группы.
1. Встреча, приветствие. Учитель обращается к детям: «Вы вошли
в класс, увидели меня и друг друга. Какое первое слово вы сказа
ли? Что означает слово «здравствуй»? А сейчас все встаньте. Ког-
да прозвенит звонок, пусть каждый из вас подойдет к мальчику или
девочке и скажет: «Здравствуй, Лена!», «Гоша, я рада тебя видеть!»,
«Доброе утро, Вова!»
Конец этой работы отмечается звонком. Орден Звонка вручают группе, которая сядет на места первой. Орден помещают на схему класса.
Учитель здоровается с классом: «Здравствуйте, дети!» Класс отвечает вразнобой. Учитель показывает, как ученики приветствуют учителя и любого взрослого (молча встают). Проводится репетиция: учитель выходит из класса, возвращается, произносит: «Здравствуйте, дети!» — хвалит детей, отмечая, что они — настоящие школьники*.
2. На доске — план школьного времени (рис. 5).
* В начале следующего урока в этот день и в ближайшие 2-3 дня полезно разыграть школьный и дошкольный варианты приветствия взрослого. Учитель договаривается с детьми: «Сейчас я учитель, вхожу в класс к своим ученикам. А сейчас я — воспитатель, вхожу в комнату детского сада. А сейчас я прихожу к вам домой в гости. Пусть теперь группа "Ромашка" договорится, кто они — школьники или дошкольники. Я войду, они меня поприветствуют, а остальные скажут, кем были дети из группы "Ромашка"».
Рис. 5
Учитель объясняет смысл знака, относящегося к первому уроку: «Мы продолжаем знакомиться. Вчера вы спрашивали друг друга только об одном: как тебя зовут? А какие еще вопросы люди задают друг другу, когда знакомятся? Все эти вопросы вы будете задавать друг другу постепенно. А сейчас я хочу, чтобы вы обсудили вопрос, который интересует меня: кто что любит делать больше всего? Чтобы в классе было приятно и интересно жить, мы должны знать, кто что любит.
Рис.6 |
Работать будем группами. Начнем как вчера. Я считаю до трех, а вы за это время выбираете первого (того, кто будет говорить первым). На счет "три" пусть встанут все первые». Когда первые встанут, учитель рисует на схеме стрелочку или прикрепляет к ней стрелочки, обозначающие порядок работы в группах (рис. 6): «Посмотрите на схему и посоветуйтесь, кто должен отвечать вторым. На счет "три" пусть встанут все вторые. Порядок работы мы установили. Теперь пусть каждый по очереди скажет группе, что он любит больше всего, а группа тихо повторит его слова. Когда прозвенит звонок, надо быть готовым отвечать так: Коля любит... Лена любит...»
-40-
-41 -
носится в книгу «Хроника» на страницу под рубрикой «Что мы любим больше всего».
Ответ каждой группы оценивается аплодисментами и краткими ремарками учителя, например: «В рассказе группы "Ромашка" мне больше всего понравилось, как дети шепотом подсказывали Лене, когда она что-то забывала. В рассказе этой группы мне особенно понравилось, что дети старались говорить хором, вместе...» Учитель подводит итог: «Я записала все, что вы любите делать. И в нашей книге будет такая страница. Потом мы договоримся, когда и как мы будем делать наши любимые дела»*.
4. Учитель раздает всем по маленькому (1/4 тетрадного листа) листочку бумаги: «Сейчас вы расскажете о себе без слов, с помощью рисунка. Кто знает, что для этого надо? Карандаш. Сейчас по звонку каждый достанет из портфеля карандаш. Это можно сделать, не произнося ни слова (той группе, которая подготовится быстрее и бесшумнее, выдается Орден Звонка)».
5. Учитель продолжает: «Нарисуйте каждый на своем листочке то, что вы больше всего не любите делать. Постарайтесь нарисовать понятно для других: ваши картинки мы тоже приклеим в книгу "Хроника", чтобы помнить, чего не любим, и не делать этого»**.
6. Первые кладут свои листочки в центр стола. Молчат. Остальные пробуют расшифровать рисунок. Автор рисунка говорит только «нет» или «да». Если никто не угадывает, он рассказывает сам.
7. Доклады групп, строящиеся по формуле: «Коля не любит... Вика не любит...» Учитель записывает нелюбимые дела.
Общее обсуждение вопроса: зачем нам знать, кто что любит делать и кто чего не любит?
Предложение учителя: «Те, кто хочет сделать свои рисунки лучше, понятнее, могут не сдавать их сейчас...» Этот урок можно закончить подвижной игрой «Найди попутчика».
Это обещание должно быть выполнено. На первом же родительском собрании список детских желаний должен быть обнародован, чтобы родители спланировали и осуществили исполнение детских реальных желаний. Стоит обсудить с детьми, какие из их желаний можно выполнить быстро, какие — не в этом году, а какие пока что никто из взрослых не сможет им помочь выполнить.
** Ясно, что и на вопрос «Что я люблю делать больше всего?», и на вопрос «Что я больше всего не люблю делать?» — учитель отвечает тоже и помещает свои ответы в «Хронику».
Все дети встают, собираются в кружок. Учитель объясняет правила игры: «Пусть каждый решит, в какую страну он хочет поехать. Надо найти себе попутчиков. Ходите по классу и повторяйте название своей страны. Если вы встретите человека, который называет эту же страну, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища новых попутчиков. По звонку остановитесь и замрите...» После звонка учитель спрашивает каждую группу (каждого одинокого путешественника), куда они едут.
Этот же сюжет можно повторить на несколько ином материале: дети приглашают друг друга отведать любимое блюдо, почитать любимую сказку, выбрать любимое время года. В заключение каждый ребенок благодарит трех человек за хорошую игру; дети пожимают друг другу руки, обнимаются.
ДЕНЬ ВТОРОЙ * УРОК 2
Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я». Эта
работа осуществляется на материале рассказа о животных. Главная цель _ привлечь внимание детей к новому знаку. Поэтому вводится различение — правильно по форме, неправильно по содержанию и наоборот. Упражнения, которые проводятся на данном уроке, являются пропедевтикой дифференцированной оценки. Дети должны научиться различать содержание ответа и его форму. Предлагая задание, учитель всегда подчеркивает, на что следует обратить внимание, что станет предметом оценки. Так, в данном эпизоде оценивается правильное использование знака «Хор». Средством организации урока может стать схема класса. Вызывая ребенка для ответа, учитель указывает его место на схеме.
Подчеркнем еще раз, что одна из главных задач курса — подготовить детей к новым формам взаимодействия с учителем и друг с другом в процессе обучения. Игровая «упаковка» курса дает этому широкий простор.
1 - Сегодня на первом уроке дети рассказывали о том, что они любят делать. Некоторые рассказали, как играют со своими домашними животными, ухаживают за ними. Учитель обращается к классу:
- Многие из вас интересуются животными. Сейчас мы поговорим о животных.
Надо научиться разговаривать так, чтобы каждый мог сказать все, что хочет и знает, чтобы никто не перебивал друг друга и чтобы каждый услышал все то интересное, что знают другие дети. В школе есть такое правило: какие-то дела дети делают вместе, дружно,
-42-
-43-
хором (показывает знак «Хор»), а что-то каждый делает один (показывает знак «Я»).
Я буду задавать вопросы про зверей и показывать на какой-то знак. Не путайте, когда надо отвечать хором, а когда — поднимать руку и отвечать по одному. (Демонстрирует картинки и задает вопросы, указывая то на один, то на другой знак.) У какого животного длинный хобот? (Знак «Хор».)
В древности было животное, похожее на слона, только еще гораздо крупнее. Оно было покрыто густой шерстью и могло жить в холодных странах. Как его звали? (Знак «Я».) [де живут слоны? (Знак «Хор».) Правда ли, что у слона есть рога? (Знак «Хор».) Правда ли, что у слона полосатая шкура? (Знак «Я».) Как оценивать ответы детей? Предположим, что ребенок, отвечая на последний вопрос, импульсивно сказал «нет», не поднимая руку. Надо спросить класс: «Ваня знает, какая у слона шкура? Ваня уже научился отвечать как ученик?» Затем следует обратиться непосредственно к мальчику: «Ваня, про слонов ты знаешь много. А про школу еще не все. Постарайся на следующий вопрос ответить как ученик».
Учитель объясняет, что хором можно отвечать сразу, не поднимая руку, а если многие дети захотят ответить самостоятельно, лучше поднимать руку.
2. Определение формы ответа по форме вопроса:
- Кто знает это животное? Назовите хором. Как вы узнали, что надо отвечать хором: я ведь не показывала знак «Хор»? Оказывается, тот, кто внимательно слушает вопрос, может точно определить, как надо отвечать — хором или по одному.
Поиграем в знаки. Я буду задавать вопросы, а вы будете живыми знаками. Отвечать на вопрос не надо. Надо только показывать, как отвечает настоящий ученик, или поднимать руку (знак «Я»), или открывать рот (знак «Хор»).
(Показывает буквы алфавита.) Кто знает эту букву? (Поднятая рука.) Назовите эту букву. (Открытый рот.)
Кто не знает этой буквы? Кто сможет прочесть эти буквы? (Складывает или пишет на доске мы.) Прочтите эти буквы. Дети, которые не открывают рот и не поднимают руку, требуют особого внимания учителя («Ты не поднимаешь руку, потому что ты не знаешь эту букву? А ты знаешь, как надо ответить на мой вопрос — хором или по одному? Покажи нужный знак. Молодец, ты знаешь правила поведения на уроке. А буквы мы выучим потом. Главное, что ты внимательно слушаешь мои вопросы»).
-44-
3 Введение «Ордена Внимания». Учитель задает каждой группе по три вопроса. Группа выходит к доске, указывает на соответствующий знак. Остальные группы —жюри. Если все три раза группа отвечает верно, ее награждают орденом Внимания. Чтобы дети группы могли договориться без слов, учитель предлагает им встать у доски в кружок и сначала показать друг другу ответ с помощью жестов или мимики (поднятая рука или открытый рот), а потом — всем дотронуться до нужного знака.
Примечание. С сегодняшнего дня и в дальнейшем учитель постоянно должен уделять строжайшее внимание форме своих вопросов. Дети должны четко знать, чего вы от них ожидаете. В ближайшие дни удобнее всего пользоваться знаками.
ДЕНЬ ВТОРОЙ * УРОК 3
Оценка. На первом же уроке по этой теме вводится различение оценок за красоту и за правильность. Обычная проблема в школе — ребенок не знает, за что он получил оценку (отметку). Необходимо добиться такой ситуации в классе, чтобы дети всегда четко знали, за что и какую оценку они получили. Для этого учитель, задавая какую-либо работу, всегда должен оговаривать, на что детям надо обратить внимание — каков главный критерий оценки, каков предмет работы. Это крайне важно для преодоления «разнопредметности» (ситуация, когда учитель говорит об одном, а ребенок — о другом). Дело в том, что даже при специально организованном обучении установление «одно-предметности» происходит путем примеривания, опробования. Поэтому, чтобы определить, успешна ли проба, необходимо иметь обратную связь, роль которой и играет оценка. Ребенок получает задание, выполняет его так, как ему кажется правильным, получает оценку и узнает, верно ли он определил предмет работы. Итак, всякая оценка должна быть очень точной, т. е. дифференцированной, узконаправленной.
Подобный подход к оценке позволяет на первых порах избежать порицания. Ведь поначалу ребенок особенно открыт, и тем больнее ранит его негативная оценка. Если же предусмотрена оценка и за красоту, и за правильность, и за старание, всегда есть возможность похвалить ребенка.
1. Учитель обращается к детям: «Вы знаете, что в школе за каждую Работу ставится оценка. Но в нашей школе оценки необычные. Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек. Пусть каждый напишет свое имя. Кто не умеет, пусть срисует его
-45-
со своей карточки. Кто умеет, кроме имени, пусть напишет и фамилию. Когда я позвоню в колокольчик, положите ручки, даже если вы не дописали букву». Раздает бланки для графического диктанта, показывает, где писать имя. Если ребенок не может написать фамилию, учитель чуть позже впишет ее сам.
2. Введение способа оценки. Учитель на доске пишет любое имя (не слишком красиво) и приглашает 4-5 помощников: «Вот мальчик Павлик записал свое имя. Давайте оценим его работу. Сначала оценим, красиво ли он написал. (Рисует линеечку «К» — «Красота», рис. 7.)
Рис. 7
Если я считаю, что слово написано очень-очень-очень красиво, красивее невозможно, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик на самом верху линеечки.) Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, но бывает и хуже, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик в нижней трети линеечки.) А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было бы сделать еще лучше? (Помощники показывают место на линеечке; учитель их корректирует, стирает свои предыдущие значки.) Понятно, как оценивать красоту работы по линеечке? Теперь пусть каждый мой помощник сам оценит работу Павлика. (Дети ставят крестики, учитель ставит свой крестик последним или же обводит оценку кого-то из детей, соглашаясь с ней.) Вот так мы оцениваем работу Павлика. Каждый немного по-своему. А теперь надо оценить, правильно ли Павлик написал свое имя. Если я считаю, что все буквы написаны верно, я ставлю оценку здесь (вверху). Если я считаю, что половина букв написана неверно, где я поставлю оценку?»
3. «Каждый из вас написал свое имя, — говорит учитель. — Сейчас группа оценит, правильно ли он написал, красиво ли написал. Все возьмите карандаши. Первый положит свой листок в центре, покажет на линеечку «К» («Красота») и спросит: «Я красиво написал?» Все поставят крестики. Потом он спросит: «Я правильно написал?» Все снова поставят крестики на линеечке «П» («Правильность»). Так надо оценить все работы». Дети работают в верхней части бумажного листа (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 12).
4. Проводится графический диктант. После выполнения каждого узора дети должны сами ставить себе оценку за красоту. Когда будут продиктованы все четыре узора, учитель открывает образец работы (на доске) и предлагает, чтобы дети за каждый узор поставили себе на линеечке оценки «П» («Правильность»): «Посмотрите на правильный узор и решите, точно такой же он у вас (крестик вверху) или немного не такой (крестик пониже)».
♦ Графический диктант
1) Учитель дает инструкцию: «Сейчас мы будем рисовать разные
узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккурат-
ными. Для этого надо внимательно меня слушать. Я буду говорить, в ка-
кую сторону вести линию и на сколько клеточек. Проводите только те
линии, про которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу,
что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончи-
лась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, имеющийся в классе). Когда я скажу: «Одна клеточка вправо», — вы проведете линию вправо, к двери. (Показывает на доске.) Диктую дальше: «Две клеточки вверх». (Показывает.) Видите, я веду линию, не отрывая руки. Новая команда: «Три клеточки влево». Вытяните левую руку, покажите, куда мне надо вести линию. Да, к окну. (Рисует.) Все поняли, как надо рисовать?
2) Тренировочный узор
Учитель говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию на одну клеточку вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз... Дальше продолжайте рисовать такой узор сами (1,5-2 мин)». (При рисовании такого узора учитель может помогать детям, при рисовании остальных трех узоров — только подбадривать.)
Учитель звонит в колокольчик. Предлагает детям найти линеечку «К» («Красота») и поставить самим себе оценки за красоту первого узора.
3) Контрольные узоры. Та же последовательность действий:
а) продиктовать узор;
б) дать команду: «Теперь сами продолжайте рисовать такой же
узор»;
в) дать звонок, предложить оценить красоту узора.
4) Учитель обращается к детям: «Поставьте карандаш на следую-
щую точку. Приготовились. Внимание! Одна клеточка вверх. Одна кле-
точка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна
-46-
-47-
клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо...
Три клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Три клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Две клеточки вверх. Одна клеточка вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка вправо. Три клеточки вверх».
5) Учитель диктует: «Три клеточки вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Две клеточки вверх. Три клеточки вправо. Две клеточки вниз. Одна клеточка влево. Одна клеточка вниз. Три клеточки вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка влево. Две клеточки вверх».
На рисунке 8 показаны образцы узоров. Узор прерван там, где прерывается рисунок под диктовку и начинается самостоятельная работа ребенка. Но на доске для сличения с образцом каждый узор надо продлить.
Когда вы откроете образцы узоров и попросите ребенка оценить правильность его работы, проверьте еще раз, все ли нашли линеечку «П» («Правильность»).
Примечание. Учителю надо собрать работы на проверку и проследить, чтобы не было неподписанных работ. При проверке работ не следует исправлять узоры. Оценивать надо только детские оценки: на всех 10 линеечках поставить красный крестик — выше или ниже крестика ребенка. Если ваша оценка и оценка ребенка совпадут, надо обвести крестик ребенка красным кружочком — это будет знаком высшей похвалы ученику за умение правильно оценивать свою работу.
Закончить второй школьный день хорошо так: дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый одним-двумя словами говорит, что, по его мнению, сегодня было самым интересным.
Еще один сюжет для общего разговора в конце урока: какие обязательные школьные дела каждый сделал накануне. Это можно сделать в виде зарядки: «Кто сам убрал форму, поднимите левую руку вверх. Кто сам собрал портфель, поднимите правую руку вверх. Кто не
-48-
забыл про домашнее задание (продиктовать взрослым свой рассказ Копровый школьный день), поднимите правую ногу вверх. Кто кому-нибудь: помог, присядьте...» Второй раз та же зарядка сопровождается словами: «Я сегодня уберу форму, соберу портфель...»
(Домашнее задание то же, что вчера, - рассказ или картинки про второй день в школе.)
ДЕНЬ ТРЕТИЙ * УРОК 1
Меняем расстановку мебели. Теперь все парты стоят буквой П так, как это показано на рисунке 9.
Рис. 9
Вся работа на этом уроке сосредоточивается на противопоставлении индивидуальной формы работы и работы парами (игры «Зеркало», «Попугай»).
На общем положительном эмоциональном фоне дети впервые упражняются делать что-либо вместе. Причем «вместе» на данном этапе означает буквальное уподобление, «слияние» действий. На этих уроках «вместе» означает —- как один человек.
На этом же уроке вводят знак «Мы» и соответствующий ему жест (чтобы воспроизвести знак «Мы», дети должны взяться за руки). Хотя на уроке и обсуждается отличие знака «Мы» от знака «Я», по своему психологическому содержанию здесь оба эти знака идентичны, так как на данном уроке понятие «мы» идентично понятию «я».
Далее от буквального уподобления переходят к упражнениям, в которых ребенок должен обратить внимание на партнера. Это первый шаг к тому, чтобы ребенок научился внимательно смотреть, слушать партнера, относиться к его высказываниям.
1. Парты переставлены. Схема класса изменена. Пока не начался урок, в классе звучит танцевальная музыка и не должно быть ника-
-49-
ких руководящих указаний. Раздается звонок. Музыка умолкает. Дети собираются в центре класса. Проводится игра «Зеркало». Учитель с ребенком дают образец игры: становятся лицом друг к другу, смотрят друг другу в глаза. Один делает медленные движения руками, другой как можно точнее повторяет движения партнера. По звонку партнеры меняются ролями.
Звенит звонок. Один партнер благодарит другого: «Спасибо. С тобой очень хорошо играть!» Теперь ребенок должен найти себе нового партнера. Учитель предлагает тем, кто нашел себе пару, взяться за руки (знак «Мы»).
>. Проводится игра «Попугай». Учитель с кем-то из детей показывают игру. Он просит ребенка называть любое время суток (утро, вечер, день, ночь в любом порядке. Сам учитель играет роль попугая: старается подхватывать слова партнера и говорить с ним в унисон. На игру отводится 2-3 минуты (со сменой ролей). «Кто готов дальше работать вместе? — спрашивает учитель. — Укажите на нужный знак». («Мы». Задание парам — найти себе места за партами так, чтобы сидеть рядом, портфели взять с собой.) Введение знаков «Мы», «Я». Когда дети рассядутся, учитель дает три «немые» команды (рис. 10).
Рис. 10
Учитель спрашивает: «Как я узнала, что вы готовы работать? (По знаку. Но работать сейчас надо будет по двое (вдвоем). Кто готов работать вместе, покажите мне это». Часть детей дают правильный ответ жестом, часть ошибаются. Учитель дает разъяснения: подсказывает, что, прежде чем показать жестом знак «Мы», надо договориться с товарищем — хотя бы кивнуть ему («Я раде тобой работать») и увидеть, что он улыбнулся в ответ. Теперь два знака — знак «Я» и знак «Мы» — должны находиться рядом, а учитель с их помощью показывает, к кому он адресуется: к классу, к группам или к каждому ученику.
3. Что надо делать вдвоем? Это дети решат сами. Учитель предлагает им «разыграть» (нарисовать) три ситуации. Для работы раздает каждой группе по три листочка бумаги с нарисованными сюжетами (рис. 11).
-50-
Рис. 11
Ситуация 1. «Вы живете в разных домиках, сегодня воскресенье. Договоритесь, что вы будете делать в воскресенье, и нарисуйте свои занятия»,-предлагает учитель и показывает пиктографические изображения разных дел: «сажаю цветы», «читаю», «иду с мамой гулять» (рис. 12).
Рис. 12
На эту работу детям дается 2 минуты. Листок, на котором дети рисуют свои воскресные дела, кладется в центре между ними (более ничто не регламентируется).
Обсуждение результатов. «Поднимите руку те, кто придумал себе на воскресенье общее дело, — предлагает учитель. — Пусть каждый подумает, какой знак ему понадобится». (Указывает на знаки «Мы», «Я», дети выбирают нужный. По просьбе учителя дети называют свои общие дела.)
«А теперь поднимите руки те, кто в это воскресенье не встречался друг с другом, а занимался своими личными, очень важными делами», — говорит учитель. (Ни в коем случае не следует выказывать предпочтение индивидуальным или общим делам. Это вопрос личного выбора каждого ребенка, и сюда учитель не вмешивается. Он обсуждает с детьми только знаки ученического поведения.)
Ситуация 2. Учитель предлагает: «Представьте, что вы находитесь на разных берегах реки. Придумайте такие дела, для которых вам понадобится вот этот знак». (Знак «Мы».)
Через 2 минуты раздается звонок. Учитель просит детей взяться за руки и спрашивает каждую пару по очереди, что же они стали делать сообща.
-51-
Ситуация 3. Задания к детям: «Вы — в лесу. Придумайте такие дела, про которые каждый расскажет сам...»
Учитель дает развернутые рассказы по сюжетным картинкам детей, например: «Мы ходили по лесу. Винни-Пух искал пчел, нашел улей и полез в него. А я, Сова, летала над зарослями и искала пропавшего крошку Ру», или: «Мой друг не умеет плавать. Он сидел на берегу и ждал меня. А я переплыл речку и сказал: «Давай я научу тебя плавать». Дети показывают, кто отвечал «Мы» или «Я» (рис.13).
Рис. 13
Учитель обращается к детям: «Закройте глаза. Сомкните губы. Поднимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали...
Откройте глаза. Если кто-то не знает имени соседа, срочно познакомьтесь. Покажите мне знаком: мы познакомились. Снова закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали...
Откройте глаза. Кто не успел внимательно посмотреть на своего соседа, сделайте это. Поднимите руки те, кто уверен: я внимательно посмотрел на своего соседа. Поднимите вторую руку те, кто хочет, чтобы мы испытали вашу внимательность». Учитель вызывает к доске трех-четырех смельчаков и их партнеров. Ставит пары спиной друг к другу.
Вопросы-испытания: какого цвета глаза у твоего товарища (светлые или темные)? Твой товарищ выше или ниже тебя ростом? У девочки, с которой ты работал, бант синий или коричневый? (У девочки может не быть никакого банта.) Твой сосед в рубашке или в свитере? И т. п.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ * УРОК 2
Реакция на реплику. Введение знаков «+», «-». Этот урок -продолжение организации детского сотрудничества. Главная задача урока - добиться того, чтобы дети в своей работе учились слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю. Мы уже говорили, что в начале обучения в школе внимание детей концентрируется на учителе. Поэтому одна из задач первых дней - открыть для каждого ребенка его партнеров-сверстников, научить адресоваться к ним, обращать к ним свои высказывания, ждать их реакции на свои
ответы.
Учителю нужно обязательно привлекать внимание детей к тем случаям, когда они обращаются не по адресу.
Средством организации работы является схема класса.
На этом уроке проводятся игры «Слон-пальма-скунс», «Три-четы-ре-пять». Обе игры предусматривают групповое распределение ролей. В зависимости от того, на кого указывает учитель, в группе должно возникать то или иное распределение по ролям. По сути эта игра представляет собой упражнение, но она проходит живо и может рассматриваться как подвижная игра. Учителю нужно обязательно обратить внимание на то, чтобы все группы хотя бы один раз успешно справились с заданиями.
Конец урока (обращение к схеме времени) — выделение главного в уроке, требующее анализа его содержания. Это очень важный аспект всего курса. Дело в том, что дети в возрасте 6-7 лет склонны ориентироваться на сюжетную сторону заданий. Поэтому необходимо с первых дней приучать их анализировать происходящее в классе, в группе. Если не обращать внимание детей на то, зачем, ради чего разыгрываются очередная сценка, игра, они легко увлекаются лишь внешней стороной занятий. Тогда весь курс может превратиться в приятное, но бесполезное времяпрепровождение.
1. Введение знаков «+», «-». Учитель говорит: «В другом классе в прошлом году все дети единодушно присудили Оле орден Внимания за внимательность к человеку. Оля очень добрая, она всегда старалась каждому помочь. Когда ученик отвечал в классе, она показывала ему знак«+»(показывает перекрещенные указательные пальцы), и он был рад, что все хорошо. Иногда Оля показывала знак «-» (указательный палец вытягивает горизонтально, имитируя знак «-»), и ребенок мог быстро исправиться». (Предлагает детям поучиться быть внимательными друг к другу.)
Игра «Да и нет не говорите, черное и белое не берите». Учитель произносит первые слова игры: «Вам барыня прислала сто руб-
-52-
-53-
лей. Что хотите, то купите: да и нет не говорите, черное и белое не берите». (Задаются любые вопросы. В ответах не должно быть слов «черное», «белое», «да», «нет».) Сначала игру ведет учитель. Он задает 5-7 вопросов. Прежде чем задать вопрос, на схеме класса указывает отвечающего, не глядя на него. Дети указательными жестами помогают найти нужного человека. Он встает. Учитель задает вопрос. Ребенок отвечает. Класс показывает жестами знак «+» или«-».
Учитель должен находиться не там, где отвечающий. Это позволит взрослому увидеть тех детей, которые адресуют свои оценки не говорящему, а учителю. Нужно зафиксировать эту «странность»: «Аня, ты меня хвалишь за хороший ответ? Женя, ты мне ставишь плюс?» или «Валя, почему так получается: отвечает Света, а дети хвалят за это меня?» Приглашая отвечать очередного ребенка, надо напоминать всем о необходимости повернуться к говорящему и смотреть на него.
2. На схеме класса учитель в разных углах развешивает значки групп
(«Ромашка», «Солнышко» и т. п.) и просит детей быстро объеди-
ниться по группам. Предстоит устная работа, ее необязательно де-
лать сидя.
Группа придумывает 2-3 вопроса и ведет игру «Да и нет не говорите...». Задание группе: сочинить 2 вопроса и показать знаком «Мы готовы...». Первой начинает группа, раньше всех закончившая подготовку и выбравшая верный жест. Группа, ведущая игру, делает следующее:
а) назначает группу отвечающих;
б)задает вопрос;
в) жестами (имитация знаков «+»,«-») оценивает ответ. Если группа не забыла оценить ответы, она награждается орденом Внимания. Группа отвечающих имеет право секунду посоветоваться (шепотом).
3. Все встают в круг. Учитель — в центре. Проводится игра «Слон-
пальма-скунс». Главная задача игры — чтобы каждый ребенок оце-
нил действия другого.
Учитель объясняет правила игры. Он, стоя в центре с протянутой рукой, кружится. Тот, на кого учитель укажет, остановившись и назвав слово, будет ведущим. Его соседи справа и слева — помощники. Если будет сказано «слон», ведущий изображает туловище животного: нагибается, вытягивает руки вперед, имитируя хобот. Помощники изображают уши слона. Если будет сказано «пальма», ведущий изображает ствол: поднимает руки вверх. Помощники
-54-
изображают ветви. Если будет сказано «скунс», ведущий приседает изображая маленького зверька. Помощники отворачиваются, зажав носы. (Может быть, надо объяснить детям, что скунс, чтобы отпугнуть врагов, издает неприятный запах.) На доске можно условно изобразить действия трех детей (рис. 14).
Рис. 14
Вариант той же игры — игра «Три-четыре-пять». Ведущий (тот, на кого указал учитель) делает шаг вперед и поднимает один палец. Все его соседи справа должны «написать» последующие цифры: ближайший ребенок выходит, подняв два пальца, следующий поднимает три пальца и т. д.
Остальные игроки жестами показывают знак «+» или «-». Можно играть до победного конца: команды, получившие оценку «-», выбывают из игры, но выходят в центр круга и продолжают оценивать действия играющих.
Рис.15 -55- |
Дети садятся за парты кто где хочет. Учитель предлагает подвести итоги первых двух сегодняшних уроков: чему дети учились? На схеме времени обозначает два прошедших урока, просит детей вспомнить, чем они занимались, чему учились, какие новые правила школьной жизни узнали (приглашая ребенка ответить, указывает на знак «Я»). Можно задавать наводящие вопросы, на которые дети будут отвечать, воспроизводя жестами знаки«+»,«-». («На первом уроке вы впервые узнали, что такое "зеркало"?», «На первом уроке вы впервые узнали, как по-школьному сказать: "Мы готовы..."?»). Итог обозначается на схеме (рис. 15).
ДЕНЬ ТРЕТИЙ * УРОК 3
Самооценка, критерии, оценка. Материалом урока являете графический диктант, выполненный детьми накануне. Но на данном уроке ребенок оценивает свою работу и соотносит свою оценку с оцен кой учителя. Таким образом, предмет работы — соотнесение внешне оценки и самооценки.
На уроке вводятся новые критерии оценки работы: легкость-трудность, интересно-неинтересно и т. п. (в зависимости от предложений детей).
Впервые вводится взаимооценка (на материале игры «Стрельб по мишеням»).
Сначала дети оценивают диктанты друг друга. Вся предшествующая работа с ними была направлена на то, чтобы они были справедливы и доброжелательны друг к другу. Это предмет внимания учителя. Оценка должна доставить детям удовольствие, а не привести к конфликтам. Задача учителя — обеспечить благожелательную обстановку в классе. Ему следует быть все время наготове, чтобы успеть предупредить разногласия.
Итоги дня. Заканчивается третий день в школе, поэтому необходимо уже начать подводить итог школьной жизни, а не только дня. Пора уже обратиться к «Хронике». Пока еще нельзя говорить о плохом (конфликты и т. п.), но появляется тема «Что сделать, чтобы стало лучше?».
1. Подготовка к уроку. Дети получают задание достать из портфеля простой карандаш (и больше ничего), найти себе пару, показать: «Мы готовы работать вместе...» Пары усаживаются за парты, учитель раздает каждому ребенку листочек со вчерашними узорами*. Сейчас дети впервые получили свои работы, оцененные учителем. При обсуждении результатов главное, чтобы учитель ясно сформулировал, что он поощряет. А поощрять он должен только точную самооценку (а не правильное рисование узоров). Поэтому про качество самих узоров учитель не говорит ни слова. Речь идет только о том, умеет ли ребенок себя оценивать.
- Вчера вы учились оценивать свои работы по-школьному — с помощью линеечек. Я посмотрела, как вы себя оценили. Если я соглашалась с вашей оценкой, то обводила ваш крестик карандашом красного цвета. Встаньте те, у кого на листочке крестик
* Эти листочки нужно обязательно собрать и сохранить: графический диктант является важнейшим диагностическим материалом. Диагностика по этой методике может проводиться повторно через несколько месяцев. Оценить успехи каждого ребенка невозможно без сравнения с его исходным уровнем.
- 56 -
обведен красным. Вы вчера очень честно себя оценили: не перехваливали и не слишком придирались. А у одного мальчика получилось так. (Рисует на доске - рис. 16.) Он был слишком строг к себе. Прошу этого мальчика сегодня быть к себе добрее. А что вы скажете тому, кто оценил свою работу вот так? (Рисует на доске — рис. 16.)
Рис. 16
Верно, я тоже советую этому человеку быть к себе построже... Вы, наверное, уже догадались, чему мы будем учиться на этом уроке. Правильно оценивать свою работу. Какой значок мне нарисовать на схеме времени? Линеечку с крестиком. И я вам всем желаю, чтобы завтра я смогла обвести ваши крестики красным карандашом и сказать: я согласна с этой оценкой.
Учитель продолжает: «Сейчас я продиктую новый узор. Две клеточки влево. Две клеточки вниз. Две клеточки вправо. Две клеточки вниз. Две клеточки вправо. Две клеточки вверх. Две клеточки вправо. Две клеточки вверх. Две клеточки влево. Две клеточки вверх. Две клеточки влево. Две клеточки вниз». (Должен получиться замкнутый крест — рис. 17.)
Рис. 17
Учитель открывает на доске образец узора. Просит детей оценить правильность их работ, поставив над первой линеечкой букву П («Правильно»).
«А за что еще можно оценить работу?» — спрашивает учитель. Выслушивает предложения детей. Если ничего оригинального они не предложат, назначает свои критерии: «Оцени, легко тебе было делать эту работу или трудно (пометь вторую линеечку буквой Т — "Трудно»), интересно тебе было делать такую работу или нет (пометь третью линеечку буквой И — «Интересно»).
- 57 -
3. Работа парами. Взаимооценка. Игра «Стрельба по мишеням». Каждый ребенок получает бланк для работы, на обороте пишет свое имя (списывает с визитной карточки) и рисует три линеечки для оценки.
Правила игры учитель показывает с кем-то из детей на