Антимонопольное регулирование

ТЕМА 8. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Поведение фирмы в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация.

Стратегия фирмы на рынке олигополии.

Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции. Значение неценовой конкуренции.

Антимонопольное регулирование.

1. Поведение фирмы в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация. Главным признаком совершенной конкуренции является полное отсутствие контроля над ценой. Если хотя бы один из перечисленных признаков не выполняется значит рыночная структура характеризуется несовершенной конкуренцией.

Различают следующие модели рынка с несовершенной конкуренцией:

1. Чистая монополия. В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цену. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше заменителей у данного товара.

В реальной действительности чистая монополия – это такая же абстракция, как и чистая конкуренция, т.к. всегда есть опасность потенциальной конкуренции со стороны иностранных производителей.

2. Если монополистическая тенденция имеет место на стороне покупателей или на стороне спроса, т.е. на рынке имеется только один покупатель данного товара, такая рыночная структура называется монопсония.

3. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель называется двусторонней монополией.

Например, единственному предприятию, как покупателю рабочей силы противостоит сильный профсоюз.

4. Олигополия характеризуется тем, что в отрасли имеется несколько крупных производителей, которые могут вести себя различными способами:

а) не учитывать поведение других производителей, как условие чистой конкуренции;

б) предвидеть поведение других производителей;

в) вступать в сговор с другими производителями.

5. Рыночная структура с несколькими крупными покупателями называется олигопсонией.

6. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта характеризуется тем, что в отрасли много продавцов, но реализуемые товары не однородны сточки зрения покупателей.

Основными чертами чистой монополии являются:

1. Число фирм – одна;

2. Тип продукта – уникальный, нет близких заменителей, уникальность производственного продукта имеет значение для определения характера рекламы;

3. Контроль над ценой – значительный на столько, что можно сказать, что монополия диктует цены на рынке;

4. Условия вступления в отрасль – вступление в отрасль заблокировано;

Основными барьерами здесь выступают:

а) масштабы производства. Монополия – это крупное производство, мелкие предприятия не могут конкурировать с крупными, по снижению издержек производства.

б) естественные монополии – это предприятия общественного пользования, которым государство дает исключительно право снабжения населения определенными товарами и услугами (газо-, электро-, водоснабжение, связь и т.д.).

Правительство оставляет за собой право регулирование действий таких монополий, чтобы не допустить злоупотребление монопольной властью. На услуги и продукцию естественных монополистов государство устанавливает предельные цены.

в) патентная защита производства.

Основными причинами возникновения монополии являются:

1. Скачок в развитии производственных сил и рост на этой основе капиталоемких производств.

2. Концентрация производства и капитала.

3. Централизация капитала.

Эти условия сделали не только необходимым, но и возможным создание монополий.

Под концентрацией производства понимается сосредоточение на крупных предприятиях все большего количества средств производства и рабочей силы.

Под концентрацией капитала понимается увеличение размеров капитала, путем капитализации прибыли присоединения части прибыли капитала.

Под централизацией капитала понимается увеличение размеров капитала за счет объединение мелких капиталов в один крупный капитал или путем поглощения крупным капиталом мелких капиталов.

К современным формам концентрации и централизации капитала относится:

1. Горизонтальная интеграция - это объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию. 2. Вертикальная интеграция – предполагает объединение предприятий, представляющих собой технологическую цепочку. Здесь объединение возможно в двух вариантах:

а) объединение предприятий, представляющих собой последовательные стадии обработки материала – эта форма концентрации называется комбинирование;

б) объединение предприятий, обеспечивающих комплексное использование сырья.

3. Диверсификация – это объединение предприятий, ни технически, ни технологически не связанных друг с другом.

Существуют следующие формы монополистических объединений:

1. Картель – это монополистическое объединение, участники которого сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность и договариваются между собой о проведении единой ценовой политики, о дележе рынков сбыта и т.д.

2. Синдикат – это монополистическое объединение, участники которого сохраняют производственную, но утрачивают коммерческую самостоятельность. Реализации продукции в этом случае осуществляется через единую торговую компанию. Синдикат более устойчивая форма монополии. Т.к. выход из синдиката затруднен созданием собственной системой реализации.

3. Трест - монополистическое объединение, участники утрачивают и производственную и коммерческую самостоятельность, из собственников они превращаются в пайщиков, получающих прибыль в зависимости от вложенного капитала.

4. Концерн - монополистическое объединение, возникающее на основе установления финансовой зависимости между его участниками. Концерны образуются на основе системы участия, т.е. путем приобретения контрольных пакетов акций других компаний.

Следует различать следующие виды монополии:

1. Естественная монополия – основана на технологических особенностях производительных сил.

2. Искусственная монополия – основана на тайном сговоре.

3. Случайная монополия – являющая результатом взаимного устойчивого превышения спроса над предложением.

Теперь перейдем к проблеме максимизации прибыли чистой монополии:

1. Методом сравнения общего дохода (TR) и общих издержек (TC);

2. Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

Таблица 1.

Количество единиц товара, Q Цена, Р Общий доход, TR Q *P Предельный доход, MR
      -3

Колонка 3 показывает, что валовой доход растет, несмотря на понижение цены, вплоть до продажи 11 единиц товара и достигает при этом максимума, т. е. 231 долл. Монополист снижает цену, но зато расширяет объем продаж. Но, начиная с 12-й единицы продукта, при снижении цены до 19 долл. и далее, валовой доход начинает уменьшаться. Теперь проигрыш от снижения цен уже не компенсируется выигрышем от расширения продаж: валовой доход последовательно сокращается. Графически динамика валового дохода отражена на рис. 2.

Кривая валового дохода фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид.

На этом же графике изображена и кривая валовых издержек (TC). Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между TR и TC максимальна. Максимальное расстояние между TR и ТС будет соответствовать расстоянию между точками А и В, т. е. когда произведено 9 ед. продукции. Не нужно смешивать максимум валового дохода и максимум общей прибыли: при выпуске 11 ед. достигается наибольший объем TR, но максимум прибыли будет достигнут при 9 ед. продукции.

Альтернативный способ определения максимума прибыли требует сопоставления предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).

Если фирма — совершенный конкурент, или «ценополучатель», то она будет продавать каждую дополнительную единицу товара по одной и той же неизменной цене. Например, 1 ед. продается по цене 41 долл., 2 ед. по той же цене принесут валовой доход 82 долл. (41 х 2). Предельный доход (MR) при продаже 2 единиц составит 82 долл. — 41 долл. = 41 долл. При продаже 3-х единиц по цене 41 долл. валовой доход составит 123 долл. (41 х 3), следовательно, MR составит вновь 41 долл., так как 123 долл. — 82 долл. = 41 долл. Таким образом, можно сделать вывод: в условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т. е. MR = Р.

В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены (MR<P). Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену. Это понижение дает ему некий выигрыш (из табл. 1 видно, что валовой доход увеличивается), но одновременно приносит и определенные потери. Что это за потери? Дело в том, что, продав, например, 3-ю единицу за 37 долл., производитель снизил тем самым и цену каждой из предыдущих единиц продукции (а каждая из них продавалась по 39 долл.). Следовательно, теперь все покупатели платят более низкую цену. Убыток на предшествующих единицах будет равен 4 долл. (2 долл. х 2). Этот убыток и вычитается из цены в 37 долл. и получается предельный доход 33 долл.

Пока разность между MR и MC положительна, фирма расширяет свое производство. Когда же MR= MC, наступает «покой», равновесие фирмы.

С целью увеличения получения прибыли, монополист используя свое рыночное положение может увеличивать свои прибыли, назначая разные цены для разных покупателей. Такая ситуация на рынке называется ценовой дискриминацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: