Стратегическое управление персоналом – это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. Основным элементом стратегического управления персоналом является стратегия управления персоналом.
Цель стратегического управления персоналом – обеспечить скоординированное и адекватное состояние внешней и внутренней среды формирование трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период.
Под конкурентоспособным трудовым потенциалом организации следует понимать способность ее работников выдерживать конкуренцию по сравнению с работниками (и их трудовым потенциалом) аналогичных организаций. Конкурентоспособность обеспечивается за счет высокого уровня профессионализма и компетентности личностных качеств, инновационного и мотивационного потенциала работников.
|
|
Стратегическое управление персоналом позволяет решать следующие задачи:
§ Обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией;
§ Формирование внутренней среды организации таким образом, что внутрифирменная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создают условия и стимулируют воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого стратегического управления;
Субъектом стратегического управления персоналом выступает служба управления персоналом организации и вовлеченные по роду деятельности высшие линейные и функциональные руководители.
Объектом стратегического управления персоналом является совокупный трудовой потенциал организации, динамика его развития, структуры и целевые взаимосвязи, политика в отношении персонала, а также технологии и методы управления, основанные на принципах стратегического управления, управления персоналом и стратегического управления персоналом.
Стратегия управления персоналом – это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.
Составляющими стратегии управления персоналом являются:
§ условия и охрана труда, техника безопасности персонала;
§ формы и методы регулирования трудовых отношений;
§ методы разрешения производственных и социальных конфликтов;
|
|
§ установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;
§ политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему наема и использования персонала, установление режима работы и отдыха;
§ профориентация и адаптация персонала;
§ меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;
§ совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;
§ разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;
§ новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;
§ разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;
§ совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;
§ разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;
§ меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности;
§ разработка новых и использование существующих мер социального развития организации;
§ совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;
§ мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления и т.д.) и др.
Стратегия управления персоналом может быть как подчиненной по отношению к стратегии организации в целом, так и совмещенной с ней, представляющей единое целое. Но и в том, и в другом случае стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной стратегии.
Этапы разработки стратегии управления персоналом:
§ анализ внешней и внутренней среды предприятия;
§ формулирование целей деятельности организации; формулирование специфических целей деятельности по управлению персоналом;
§ разработка стратегических вариантов развития управления персоналом;
§ формирование отношений высших управленческих кадров;
§ создание соответствующей организационной структуры служб управления персоналом;
§ выработка критериев эффективности системы управления персоналом; определение ограничений на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, соц.)
Реализация стратегии управления персоналом включает два этапа:
1. Этап внедрения стратегии включает:
§ разработку плана внедрения стратегии управления персоналом;
§ разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом;
§ активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии.
Внедрение стратегии предполагает определение объемов и способов представления информации лицам, ответственным за ее выполнение, и руководителям подразделений, обеспечение единого понимания комплекса стратегических альтернатив, содержания стратегий и задач функциональных и структурных подразделений. Все это реализуется посредством проведения конференций, семинаров и консультаций с руководителями и работниками системы управления персоналом и стратегического управления персоналом. Кроме того, на этом этапе формируются стратегические планы подразделений, которые могут оформляться в виде проектов, для чего создаются рабочие группы по разработке проекта. На их основе создается единый стратегический план системы управления персоналом.
|
|
2. Цель этапа стратегического контроля – определить соответствие или отличие реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды; наметить направления изменений в стратегическом планировании, выборе альтернативных стратегий.
Стратегический контроль представляет собой выполнение триединой задачи:
§ контроль состояния систем стратегического управления персоналом и управления персоналом;
§ контроль соответствия стратегии состоянию внешней среды;
§ контроль соответствия стратегии внутренней среде хозяйствования.
Стратегический контроль осуществляется посредством отбора факторов; их анализа и оценки; аккумуляции необходимых данных; адресности выводов.