Психологические качества и способности группируются по следующим 11 категориям:
• вербальная - способность понимать значение слов, понятий, владение языком;
• числовая - способность быстро и точно выполнять арифметические действия;
• способность представлять предмет в двух или трех измерениях;
• способность различать даже незначительные детали объектов, графических изображений;
• способность корректировать слова, буквы, цифры;
• способность быстро и точно координировать работу рук, пальцев и глаз в движениях - моторная координация;
• способность быстро и точно манипулировать небольшими предметами (ловкость пальцев);
• способность ловко действовать руками (ловкость рук);
• способность согласовывать движения глаз, рук и ног в соответствии со зрительными сигналами;
• способность воспринимать, сравнивать и различать цвета и оттенки;
• обучаемость - способность понимать, рассуждать, делать выводы (общий интеллект).
Каждое качество должно рассматриваться с точки зрения его профессиональной значимости (обычно их оценивают по пятибалльной шкале), в результате составляется профиль необходимых психологических качеств. Однако не только способности определяют успешность профессии. Важными являются и другие индивидные характеристики, определяющие уверенность человека в различных условиях. Так, различают 12 факторов «темперамента», адекватного различным трудовым ситуациям - понятие «темперамент» здесь употребляется скорее как «социальный темперамент», обозначая энергетические возможности человека в сфере общения с другими людьми:
|
|
1. ситуации, связанные с большим кругом изменяющихся обязанностей;
2. ситуации, связанные с повторяющимися короткими циклами, осуществляющимися в определенной последовательности в соответствии с установленными правилами;
3. ситуации, не требующие самостоятельных действий и принятия решений;
4. ситуации, связанные с управлением, планированием и контролем своей и чужой деятельности;
5. ситуации, предполагающие необходимость установления контактов помимо предусмотренных инструкцией;
6. ситуации, предполагающие работу в условиях относительной изоляции от людей;
7. ситуации, требующие руководства людьми и оказания влияния на них;
8. ситуации, связанные с неожиданными действиями и риском и требующие бдительности и самокритичности;
9. ситуации, требующие быстрой сенсорной оценки положения и принятия решений;
10. ситуации, требующие оценки информации при помощи измерительных приборов;
11. ситуации, предполагающие интерпретацию чувств, идей или фактов;
12. ситуации, требующие точных знаний о допусках и стандартах.
|
|
Определение профессионально важных признаков основано на экспертных оценках и представляет собой результат договоренности о том, какие характеристики наиболее важны, а какие - менее. Применительно к ряду профессий эта задача не может решаться однозначно: так, для видов профессиональной деятельности, имеющих монотонный характер, существенны качества, благодаря которым человек сопротивляется наступлению утомления, а для профессий, связанных с экстремальными ситуациями, важными являются способность выдерживать сильные раздражители, принимать решения и нести за них ответственность. Кроме того, многие профессии могут осуществляться как в повседневных, так и в особых условиях (например, участковый или военный врач), хотя действия и операции, составляющие содержание профессии, в общем, остаются теми же. Таким образом, описание профессии должно включать скорее границы типичных ситуаций и допустимых значений психологических качеств.
Перечислим виды индивидуально-психологических качеств, которые значимы для успешного овладения человеком профессией.
1. индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятных для профессии показателей могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля деятельности.
2. сенсорные и перцептивные свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов. Под влиянием опыта и профессиональных требований эта характеристика может изменяться: так, вырабатывается так называемый «технический слух», позволяющий распознавать неисправности в механизмах, уменьшается и дифференциальный порог цветоразличения, благодаря чему сталевары могут определять температуру мартеновской печи. Сенсорная основа деятельности предъявляет требования к сенсорным способностям человека и таким образом развивает их.
3. внимание человека (аттенционные свойства), среди которых наиболее существенными оказываются иногда распределение и переключение, иногда - устойчивость. Свойства внимания поддаются упражнению в незначительных пределах, однако, компенсируются благодаря эмоциональному фактору (заинтересованности) и выработке привычек.
4. психомоторные свойства, благодаря которым человек выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих к достижению цели (к этим качествам относят особенности статики, например профессиональный тремор, а также скорость реакций). Поскольку содержание профессионального труда изменяется (на ранних этапах развития техники определяющим был силовой фактор, а в настоящее время более важными становятся временной и пространственный), то предъявляются новые требования к психомоторным свойствам. Показано, что они хорошо поддаются упражнению.
5. мнемические качества. Профессиональная память также может развиваться, для чего используют специальные мнемотехнические приемы, повышение профессиональной мотивации и активизацию запоминаемого материала в деятельности.
6. особенности имажинитивные (свойства воображения) и мыслительные.
7. волевые качества (имеют значение в разной степени для разных профессий), способствующие умению преодолевать внутренние и внешние сложности в процессе труда.
v Психофизиологические аспекты профессионального отбора
Профессиональный отбор - система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или групповой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.
|
|
Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.
Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем.
Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.
Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.
Психологический профессиональный отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Психологический отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентации, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.
Психологический профессиональный отбор целесообразен и эффективен при выполнении следующих условий:
1. наличие объективной социально-экономической необходимости (например, наличие большого количества свободных работников на определенные профессиональные вакансии);
2. наличие определенного круга профессий, в которых профессиональная пригодность работника имеет большое значение для достижения им высокой эффективности труда (например, труд оператора, как напряженная и стрессовая деятельность, требует психологического отбора работников по фактору стрессоустойчивости);
3. наличие разработанной и апробированной системы отбора («батареи» диагностических методик, составленных в соответствии с принципами валидности, надежности, взаимодополняемости и взаимозаменяемости);
4. наличие специалистов, подготовленных для проведения профессионального отбора и имеющих практический опыт в организации и реализации процедур профотбора.
|
|