Эмоциональный интеллект



Как заявил Джон Готтман, ведущий психолог исследова­тельской группы, «родители видоизменяют вагусный (т.е. от­носящийся к блуждающему нерву) тонус своих детей» — то есть показатель того, насколько легко возбуждается блуждающий нерв, — «обучая их владению эмоциями: они разговаривают с детьми обо всех их переживаниях и о том, как следует их пони­мать, не критикуя и не осуждая, помогают решить проблемы, возникшие на почве эмоций, объясняя, как надо поступать, вместо того чтобы драться или уходить от конфликта, если они в печали». Если родители делают это умело, то детям удается лучше подавлять активность блуждающего нерва, побуждаю­щую миндалевидное тело снабжать организм гормонами реак­ции «сражайся или спасайся», и поэтому у них проявляются лучшие поведенческие реакции.

Совершенно очевидно, что в детстве для каждого значимо­го элемента эмоционального интеллекта существуют критиче­ские периоды, которые длятся несколько лет. Каждый такой период представляет «окно», назначение которого состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить полезные эмоциональные привычки, и если упустить эту возможность, то в более поздний период жизни будет гораздо труднее предложить ребенку кор­ректирующие уроки. Широкомасштабное ваяние и удаление лишних невральных схем в детстве, возможно, дает ответ на вопрос, почему пережитые в раннем детстве сильные негатив­ные эмоции и психическая травма становятся столь глубокими и прочными, что продолжают оказывать влияние и в зрелом возрасте. Этим же, вероятно, объясняется и то, почему лечение методами психотерапии часто продолжается достаточно долго, прежде чем удастся добиться желаемого воздействия на неко­торые из этих моделей, а также почему, как мы уже отмечали, даже после окончания курса терапии эти модели обнаружива­ют свойство сохраняться в форме основных склонностей, не­смотря на наложение новых представлений и заново усвоен­ные реакции.

Доказано, что головной мозг сохраняет пластичность на протяжении всей жизни, хотя и не в такой исключительной сте­пени, как в детстве. Любое научение влечет за собой изменение в головном мозге, а именно, укрепление синаптической связи.

19*



Дэниел Гоулман


Изменения в мозге у пациентов с навязчивыми неврозами по­казывают, что манера проявления эмоций поддается влиянию влюбой периоджизни, — правда, требуя приложения длитель­ного усилия, — даже на невральном уровне. То, что происхо­дит с головным мозгом при расстройствах вследствие посттрав­матического стресса (равно как и в процессе лечения), анало­гично последствиям от всех повторяющихся или сильных эмо­циональных переживаний, которые действуют к лучшему или худшему.

Некоторые из наиболее впечатляющих уроков детям пре­подают их родители. Совершенно разные эмоциональные при­вычки прививаются родителями, чья настроенность подразу­мевает признание и удовлетворение эмоциональных потребно­стей младенца, или теми, кто приучает к дисциплине, не забы­вая о сопереживании, или родителями, поглощенными собой, которые не обращают внимания на страдание ребенка, или теми, кто дисциплинирует ребенка по своему капризу, крича на него или поднимая на него руку. В некотором смысле пси­хотерапия по большей части представляет собой коррективные практические занятия тем, что было искажено или полностью упущено раньше. Но почему бы нам не сделать все возможное, чтобы предотвратить необходимость прибегать к психотерапии, давая детям те воспитание и руководство, которые в первую очередь разовьют в них необходимые эмоциональные навыки?


Часть 5

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: