Эмоциональный интеллект



то случается, и понимать, что они всегда найдут поддержку у преподавателей и родителей, к которым они могут обратиться. А если с ними все-таки произойдет какая-то неприятность, то им лучше всего рассказать об этом.

Действующие компоненты

Полученные результаты заставили специалистов пересмот­реть мнение относительно составных частей оптимальной про­филактической программы и при ее разработке взять за основу действительно эффективные — судя по объективным оцен­кам — составляющие. В ходе реализации проекта, рассчитан­ного на пять лет и спонсируемого Фондом У.Т. Гранта, ассо­циация исследователей, тщательно изучив данную проблему, выявиладействующие факторы, которые, по-видимому, и пред­решают успех программ, приносящих желаемый результат. Перечень главных навыков, которые, по мнению исследовате­лей, следует включать в программу, независимо от поставлен­ной задачи, выглядел как список компонентов эмоционально­го интеллекта (полный список см. в Приложении Г).

Эмоциональные навыки включают самоосознание, распо­знавание, выражение и управление эмоциями, контроль побуж­дения и отсрочку удовольствия, избавление от стресса и тре­вожности. Контроль побуждений основан на понимании раз­ницы между чувствами и действиями и умении принимать бо­лее правильное в эмоциональном плане решение, сначала контролируя побуждения к действию, а потом определяя аль­тернативные действия и их последствия до того, как действие совершено. Многие компетенции относятся к сфере межлич­ностных отношений: считывание социальных и эмоциональ­ных сигналов, умение слушать, способность сопротивляться не­гативным влияниям, понимание точки зрения другого челове­ка и осознание, какое поведение будет уместным в данной си­туации.

Все эти компетенции составляют жизненно необходимые навыки общения и проявления эмоций и по крайней мере час­тично служат средством от большинства, если не от всех, не­приятностей, рассмотренных в этой главе. Конкретные пробле-



Дэниел Гоулман


мы, возникновение которых предупреждают эти навыки, вы­браны случайно, так что аналогичные примеры эмоциональных и социальных компетенций можно подобрать и для случаев нежелательной беременности и самоубийств среди подростков. Конечно же, причины всех этих проблем очень сложны. Они представляют собой сплетение в самых разных пропорциях биологической предопределенности, динамики семьи, влияния нищеты и культуры улиц. Ни один из видов вмешательства, включая и вмешательство, нацеленное на эмоции, не может претендовать на решение всех проблем. Но коль скоро недо­статки эмоционального воспитания увеличивают риск, кото­рому подвергается ребенок, — а, как мы видели, их лепта очень велика, — необходимо обратить внимание на средства эмоцио­нальной защиты, не исключая другие решения, а наряду с ними. Итак, следующий вопрос: что должно собой представлять об­разование в отношении эмоций?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: