По дисциплине DEF 3305 - «Дипломатический этикет и протокол». Содержание

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

(УМКД)

По дисциплине DEF 3305 - «Дипломатический этикет и протокол»

Специальности 5В020200 - «Международные отношения»

Алматы, 2012 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан к.и.н. доцентом Сагындыковым М.Н.

Обсуждено и рекомендовано на заседании учебно-методической секции кафедры «МЭ и МО», протокол № от22 «6» июня 2012 г.

Заведующая кафедрой «МЭ и МО»__________ к..э.н.. профессор, Баймагамбетова Л.К..

Одобрено на заседании учебно-методического бюро факультета «Экономика», протокол № от «» июня 2012 г.

Председатель учебно-методического бюро факультета «_________» к.э.н. Ахметжанова А.Х.

Содержание

1. Типовая учебная программа дисциплины  
2. Рабочая учебная программа дисциплины  
3. Силлабус (учебная программа дисциплины)  
4. Лекционный комплекс  
5. Методические указания по выполнению практических (семинарских) занятий  
6. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студента под руководством преподавателя  
7. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студент  
8. Карта учебно-методической обеспеченности  
9.   Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова Факультет «Экономика» Кафедра «Мировая экономика и международные отношения» ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине DEF 3305 - «Дипломатический этикет и протокол» специальности 5В020200 - «Международные отношения» Алматы, 2012 г. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ И ПРОТОКОЛ объем кредита 3 (135 часов) Авторы: кандидат политических наук, доцент Алипбаев А.Р. Рецензенты: доктор исторических наук, доцент Макашева К.Н. кандидат исторических наук, доцент Чукубаев Е.С. ПРЕДИСЛОВИЕ Этикет как элемент внешней культуры помогает решать в повседневной человеческой жизни множество проблем, регулирует ролевое поведение, вносит в обыденность элементы социальной игры. Известный афоризм гласит: “Хорошие манеры удлиняют жизнь, потому что берегут нервы и силы человеческие”. Провозглашение независимости Республики Казахстан означало вхождение нашей страны в мировое сообщество. Суверенной Республике для осуществления своих внешнеполитических функций стали необходимы специалисты по международным отношениям знающие основы дипломатической и консульской службы. С выходом Республики Казахстан на международную арену в качестве суверенного государства значительно расширилась сфера его взаимодействия с зарубежными странами. Во всем широком спектре внешнеполитических отношений немаловажное место занимают дипломатические и консульские связи между странами, их уровень развития, наличие соответствующей нормативно- правовой базы и т.д. Если средством определения основных направлений внешней политики, путей и методов достижения поставленных стратегических и тактических целей является дипломатическая деятельность государства, то к сфере консульских отношений относятся преимущественно гуманитарные вопросы: защита прав и интересов юридических и физических лиц, обеспечение по своим вопросам политических, торгово-экономических, научно-технических и культурных связей между государствами. Учебная дисциплина «Дипломатический протокол и этикет» призвана помочь сформировать у будущих специалистов-международников представление о дипломатии, как особом виде государственной деятельности, раскрыть специфику профессии дипломата, познакомить с функциональными назначением дипломатической и консульской службы государств. Содержание данной дисциплины соответствует по данной специальности процессам, происходящим в современном мире и стоящих внешнеполитических задач РК; При изучении данного курса студенты опираются на уже приобретенные знания в ходе изучения курсов «Новая и новейшая история стран Европы и Америки», «Истории стран Азии и Африки». СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Предмет и призвание дипломатии. Происхождение термина «дипломатия». Определение понятия «дипломатия». История дипломатии как составная часть истории общества и межгосударственных отношений. Генезис, эволюция, практика. Организация дипломатической службы. Формы и методы дипломатии. Дипломатическое искусство. Профессия дипломата. Дипломатия и дипломаты. Выдающиеся дипломаты. Формирование дипломатических кадров в различных странах. Дипломатические школы, академии и факультеты международных отношений, специализированные институты. Становление казахстанской дипломатии. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Дипломатия и дипломатическая служба. Определение дипломатии. Происхождение дипломатии. Дипломаты. Требования к профессиональным дипломатам. Дипломат – человек независимого ума. Что такое лояльность дипломата? Умение владеть дипломатическим языком. Дипломатические отношение. Дипломатическая служба. Дипломатическое представительство. Дипломатический корпус. Дуайен. Венская конвенция о дипломатических сношениях. Венская конвенция о консульских сношениях. Закон Республики Казахстан “О дипломатической службе”. Положение О министерстве иностранных дел Республики Казахстан. Дипломатический протокол Протокол. Примеры становления дипломатического протокола. Протокольная служба. Функции Департамента государственного протоколаМИД. Протокольная служба в дипломатических представительствах. Нормы дипломатического протокола при признание новых государств, установление дипломатических отношений, при назначение глав дипломатических представительств, при вручение верительных грамот, при дипломатических визитах, при переговорах, при дипломатических беседах. Соблюдение норм дипломатического протокола необходимо: когда подписываются договоры и соглашения. Организуются встречи и проводы официальных делегаций, созываются международные совещания, конференции, осуществляется реагирование на разного рода праздничные, а также траурные события. Порядок соблюдения старшинства. Старшинство среди глав дипломатических представительств. Индивидуальные старшинство в дипломатической миссии. Дипломатические привилегии и иммунитеты Понятие дипломатических привилегий и иммунитетов. Консульский иммунитет. Преймущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Привилегии и иммунитеты представительства. Личные привилегии и иммунитеты. Полные привилегии и иммунитеты. Ограниченные привилегии и иммунитеты. Иммунитеты лав государств и правительств. Иммунитет военных сил. Иммунитет международных должностных лиц, международных межправительственных организаций. Дипломатические приемы Правила гостеприимства. Приемы, организуемые дипломатическим представительством. Приемы, организуемые руководящими органами страны в честь высоких иностранных гостей или делегаций. Традиции проведения приемов. Виды дипломатических приемов. Методы их подготовки. Дипломатический этикет. Дневные и вечерние приемы с рассадкой и без рассадки за столом. Дневные приемы типа “бокал шампанского”, “ бокал вина”, завтраки. Вечерние приемы: “коктейль”, “ а ля фуршет”, “обед”, “ужин”, “обед-буфет”, “чай”, “жур фикс”. Музыкальные, литературные, танцевальные вечера. Вид и место приема. Правила подготовки и организации приемов. Составление списка приглашаемых. Меню на дипломатическом приеме. Приглашение. Принятие приглашения. Об одежде на дипломатических приемах. Принципы рассадки. Выражение благодарности. Представление. Визитные карточки. Государственные визиты на высшем уровне. Визиты высших государственных деятелей. Прием иностранных делегаций и государственных деятелей. Прием высоких гостей. Формы визитов. Государственный визит. Протокол государственного визита. Торжественная церемония на аэродроме. Почетный караул. Порядок встречи (и проводов) гостя в аэропорту. Эскорт мотоциклистов. Переговоры с главой зарубежного государства. Беседы один на один. Церемония подписания совместных документов. Официальный визит. Рабочий визит. Визит проездом. Неофициальный (частный) визит. “Встреча без галстуков”. Нормы и практика дипломатического протокола. Визиты специальных представителей глав государств. Дипломатический протокол в ООН Дипломатическое право международных организаций. Организация Объединенных Наций. Цели и принципы. Устав ООН. Генеральная ассамблея. Совет безопасности. Межправительственные учреждения в системе ООН. Вспомогательные организации. Прием иностранных гостей в ООН. Протокольные мероприятий Генерального секретаря ООН. Важные функции протокола ООН. Прием новых стран в члены ООН. Поднятие государственных флагов в ООН. Размещение делегаций стран в зале заседаний Генеральной Ассамблеи. Программа визита главы государства в ООН. Постоянные представители стран\членовООН. Официальные и рабочие языки Генассамблеи. Международная вежливость Символы суверенитета: флаг, герб, гимн, штандарт (флаг) Президента. Государственный флаг Республики Казахстан. Государственный флаг на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Республики Казахстан за границей, при международных организациях. Этикет флага. Государственный герб. Положение о государственным гербе Республики Казахстан. Указ “ О шатндарте (флаге) Президента Республики Казахстан”. Национальный день. Календарь национальных праздников стран мира. Празднование Нового года. Свидетельство уважение.. Понятие и структура этикета Этикет как феноменов культуры. Роль этикета в обществе: историческая и социальной эволюция, функции этикета в обществе. Нормы этикета. Социальные функции этикета: предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, снятие психологической напряженности. Происхождение понятия “этикет”. Виды Этикета: общегражданский этикет; военный этикет; дипломатический этикет, общегражданский этикет. Роль общегражданского этикета и его содержание Общегражданский этикет. Обычаи и традиции народов. Обычаи и традиции Древнего Рима. Обычаи и традиции Древнего Египта. Обычаи и традиции Японии. Общегражданский этикет в Латинской Америке. Общегражданский этикет в Англии. Общегражданский этикет в России. Издание в 1881 г. книги “Хороший тон” - сборника правил и советов на все случаи общественной и семейной жизни. Основа общегражданского этикета: этикет приветствий, обращений и знакомств. Этикет приветствий и обращения Этикет приветствий сводится к двум основным формам: а) невербальные формы приветствий (поклон, рукопожатие, приветственный поцелуй, “воздушный поцелуй, приветственная поза, приветственное положение головы); б) вербальные формы (разнообразные словесные выражения: “здравствуйте”, “до свидания”, “добрый вечер”, “до встречи” и т.д.). Многообразие этикета приветствий: демократические манеры в Европе, консервативные нормы на Востоке. Этикет обращений является важнейшим средством общения. Этикет обращения включает несколько уровней: а) о бращение “ты – вы”; б) о бращение по имени-отчеству; в) обращения–клички (“лапуля”, “кисуля”, “бамбина”); г) слова-обращения к незнакомым людям; (“мисс”, “миссис”, “сэр”, “мистер”, “сеньор”, “сеньора”, “пан”, “пани”, “леди и джентльмены”, “господин доктор”, “фрау профессор”, “господин и госпожа”, “сударь и сударыня”, “товарищ и товарка”, “уважаемые товарищи”, “уважаемые господа”, “дамы и господа”, “дамы и кавалеры”, “милостивые государи и милостивые государыни”, “девушка”, “женщина”, “молодой человек”, “мужчина”, или безличные обращения (“извините, …”; “будьте любезны, …..” и т.д.). Этикет знакомства. Знание и соблюдение норм и правил при знакомстве. Скромные символические знаки внимания, которые могут облегчить знакомство на улице, в транспорте, в присутственных местах (поднять оброненный предмет, пропустить девушку вперед, уступить более удобное место в театре и т.д.). Представление в обществе: а) мужчину представляют женщине; б) мужчину младшего по возрасту более пожилому мужчине; в) вновь назначенного начальника отдела организации директору этой организации. Особые правила представления на официальных приемах. Представление в гостях. Правила представления во многом зависят от состава гостей, от целей их приглашения, от возраста, от степени знакомства приглашенных, от места и времени, где произошла встреча. Правила визитов и приема гостей и поведения гостей. Этикет подарка. Несвоевременные визиты. Визиты по праздникам, субботам и воскресеньям. Время визита к больным. Время прихода и ухода гостей. Особые этикетные нормы: “проводить даму”; три варианта: а) дама просит ее проводить, обращаясь к мужчине, б) мужчина просит разрешения проводить даму; в) хозяин дома просит одного из гостей проводить даму, пришедшую без сопровождения мужчины. Искусство “режиссирования” (когда и как усадить гостей за стол, какие предложить угощения и в какой последовательности, как организовать общение и перемещение гостей, как регулировать поведение гостей и т.д.). Этикет приема гостей начинается с приглашения. Рассадка гостей. Общие правила поведения за столом. Тост. Сервировка стола. Изысканность вечеру придает гармония скатерти, посуды и цветов. Традиция пользоваться приборами. Этикет подарка. Подарок выражает почтение, уважение, любовь. Этикет дарения. Современное восприятие подарка – это культурный символ внимания, радости дарения, средство сохранить и укрепить дружбу. Общепринятые нормы: чтобы подарок не был слишком дорогим или слишком дешевым, он должен быть к месту и ко времени. В современном этикете символика цветов занимают видное место. Язык и музыка цветов получили особое развитие в Японии, откуда искусство аранжировки цветов – “икэбана” (ассиметричный букет) распространилось по всему миру. Этикет в присутственных местах и этикет одежды Важнейшей частью общегражданского этикета является совокупность правил поведения в театре, на концерте, в музее, ресторане и т.д. Присутствие в театре. Основное требование. Одеваются на концерт или в театр нарядно. Некоторые этикетные нормы теряют силу на больших гала- концертах, шоу-праздниках и т.д. Этикеты в ресторанах. Этикет путешествий. Правила в самолетах. Вежливое поведение в домах отдыха, гостиницах, отелях, кемпингах и т.д. Одежда отражает культурный уровень человека, степень его воспитания. Подобрать себе гардероб. Домашняя одежда, одежда для прогулок, туристическая одежда, одежда для спорта, одежда в дорогу, пляжная одежда, деловая одежда, одежда для выхода. Женская мода. Культура мужской деловой одежды. Наряд на свадьбе. Соблюдение общепринятых правил даже в таком элементе внешней культуры, как одежда, позволяет человеку не только комфортно чувствовать себя, но и достойно выполнять возложенные на него социальные функции и роли. Деловой этикет и особенности дипломатического этикета Деловой этикет включает правила проведения деловых встреч, презентаций, приемов, правила пользоваться визитными карточками, правила деловой переписки, правила обмена подарками и сувенирами, правила телефонных переговоров и т.д. Деловые встречи - в форме бесед и переговоров. Техника ведения переговоров. Проведение переговоров – это большое искусство, требующее знания основ психологии, социологии, политологии, юриспруденции, делового этикета. Подготовительная стадия переговоров. Знание национальных особенностей культуры поведения страны делового партнера и его индивидуальных особенностей (интересы, хобби, слабости, сильные стороны, социальное происхождение). Форма деловых контактов как презентация, которая дает возможность привлечь нужных политических и общественных деятелей, бизнесменов, спонсоров и убедить их предпринять какие-то действия для решения насущных проблем. Визитная карточка. В дипломатическом этикете широко используются принцип уважения, принцип старшинства, принцип взаимности и принцип суверенности. Нормы дипломатического этикета предписывают обязательность ответа на письмо (ноту, поздравление), а также необходимость присутствия в официальной переписке вступительного и заключительного комплиментов. Соблюдение дипломатического протокола. “Язык” дипломатического этикета со своими терминами (виза, агреман, аккредитация, верительная грамота, персона нон грата). СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. – М.: Издательство “Ось-89”, 1999. 2. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: “Анкил”, 1994. 3. Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. М.: МИД, 1979. Дополнительная литература 1. Вандербильт Э. Этикет. В 2 кн.: Пер. с англ. М.: “Авиаль”, 1995 2. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 3. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век: Пер. с нем. М.: Республика, 1994. 4. Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. Репринтное издание. М.: Советский писатель, 1991. 5. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001. 6. Все об этикете. – М.: Вече, 2000. 7. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 1995. 8. 9. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Д.: Сталкер, 1997. 10. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. – М.: Издательство “Ось-89”, 1999. 11. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: “Анкил”, 1994.  
 
  Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: