Глава I Общие сведения о нравственности

Начиная с древнегреческого мыслителя Аристотеля, первым, из известных философов применившим слово этика для обозначения философской дисциплины, изучающей мораль и нравственность, о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пытались выявить её суть и природу. Мораль трактовалась и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской мудрости, и как школа воспитания человека, и как средоточие человеческих добродетелей, и как высшая удовлетворённость индивида своим поведением, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполнение долга, и как инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, и как требование общественной пользы, и как обличение несправедливости и орудие утверждения справедливости в обществе, и как средство обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, и как следование голосу совести, и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни и т.д. Кант писал: «Стоит только взглянуть на опыты о нравственности …, как сталкиваешься, то с особым назначением человеческой природы (иногда, впрочем, и с идеей разумного естества вообще), то с совершенством, то со счастьем, здесь найдёшь моральное чувство, там страх перед богом, немножко отсюда, немножко оттуда, и всё это в поразительном смешении» [10].

Современная справочная литература также однозначного определения терминам «мораль» и «нравственность» не даёт. В одних случаях н равственность – то же самое, что мораль (от лат. moralis – нравственный) – система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека, которые, в отличие от простого обычая или традиции, получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости т.п., а в отличие от права источник следования морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (одобрения или осуждения)[11]. В других – это понятие у же (как одно из значений слова «мораль») – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы («этика» от греч.ethos, лат. ethica – обычай, характер); а также правила поведения, определяемые этими качествами[12]. В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статус не вышли за рамки академических опытов. В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые[13]. Вместе с тем, все они являются операндами области философии, приобретшей статус самостоятельной науки, именуемой «этика». Коренное отличие этики от других сфер философии заключается в том, что её принципы, категории, нормы и т.д. носят по преимуществу не понятийный, а ценностный (аксиологический) характер. Главными критериями этой оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло – его антипод. Это основные категории этики и вместе с тем основные критерии морального и аморального, нравственного и безнравственного. Такая оценка формируется как обществом, социальным слоем, профессиональным коллективом, и тогда она принимает для познающего индивида объективный характер, так и каждым индивидом, придающим этой оценке своеобразную индивидуальную окрашенность, которая в философии определяется как субъективный аспект познания. Таким образом, создаётся как общественная, так и индивидуальная система нравственных ценностей. Иными словами образуется диалектика объективного и субъективного, где объективное – суть сами моральные правила поведения, обусловленные так называемым общественным сознанием, шаблоны ожидаемого поведения, подлежащего нравственной оценке, а субъективное – сами нравственно оцениваемые проявляющиеся и не проявляющиеся во вне качества личности, социального слоя, профессионального коллектива и так далее. И основой основ такой оценки признаётся так называемое «золотое правило нравственности» – возникшее в середине первого тысячелетия до нашей эры фундаментальное правило, зачастую отождествляемое с самой нравственностью: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» [14]. То есть основной оценке в вопросах нравственности подвергается именно выражаемая вовне деятельность оцениваемого субъекта. Практическое функционирование означенного постулата, выявление природы нравственного поведения – до сих пор неразрешимая проблема этики. Разумеется, хорошо, если человек непринуждённо руководствуется приведённым правилом, однако в вопросах организации общественного сосуществования полагаться только на внутренние побуждающие факторы всё-таки не целесообразно. Следует согласиться, что вероятность уважительного отношения к окружению прямо пропорциональна уровню ожидаемых негативных последствий для проявлений неподобающего поведения. И хотя «Кольт» в США и называют «демократизатором», правильнее, думается, его было бы назвать воспитателем нравственности (американскую поговорку «Авраам Линкольн дал людям свободу, а полковник Кольт уравнял их шансы» можно дополнить словами «и привил им взаимоуважение»). В целом формировать и поддерживать нравственные устои в обществе призвана вся государственная машина. В том числе и такой государственный орган, как прокуратура, деятельность которой подлежит исследованию на предмет нравственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: