Этические требования к координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Как и все остальные виды прокурорской деятельности этот также не имеет специфического нравственного урегулирования и нормирования. Установленная законом координационная деятельность регулируется не законом, а подзаконным актом – Указом Президента РФ от 18.04.1996г. №567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»[42]. Цель этой координационной деятельности обозначена в нём как «повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению». Подпунктом «д» п.9 Положения о Народном комиссариате юстиции РСФСР, утверждённым ещё 3 июня 1929 года, на управление Прокуратуры были возложены «организация совещаний по борьбе с преступностью и общее руководство их деятельностью», что можно признать по сути той же координацией, которая с тех пор стала неотъемлемой частью деятельности основного надзорного органа даже после выделения его из ведомства юстиции. Установить объективную результативность этой деятельности не представляется возможным, но наличие реальной пользы от неё вызывает значительные сомнения. Термин «преступность» российским законодательством не регламентируется. В словарях под «преступностью» подразумевается социально-правовое явление, включающее сумму преступлений, совершённых в данном обществе в данный период времени, и характеризующееся количественными показателями (состояние, динамика) и качественными (структура, характер) показателями[43]. В науке криминологии же отсутствует единое мнение по вопросу о том, что такое преступность. Признаётся, и с этим трудно не согласиться, что «преступность, как и другие разновидности бедствий — самоубийство, детская смертность и проч. — глубоко коренится в общественных условиях, решающее влияние которых дает себя чувствовать из поколения в поколение»[44]. Это явление можно назвать всеобъемлющим, обуславливающимся правыми, психологическими, социологическими и др. факторами, изучением которого занимается наука криминология. То есть борьба с преступностью, равно как и координация правоохранительных органов в этом случае выглядит безнравственной игрой высоких государственных, в том числе правоохранительных чинов. Данный довод подтверждается вышеупомянутым «копированием» раннесоветского подхода к вопросам преступности, согласно которому преступность чужда социалистическому обществу (двадцатилетний период первой половины ХХ века (30 – 50-е годы) признаётся периодом забвения криминологии в СССР). Из изложенного вытекает также двоякость означенной «борьбы». С одной стороны необходимо на законодательном и исполнительном уровнях исключить условия, способствующие преступным проявлениям – а это в основном научная и законотворческая деятельности. С другой – в правоохранительной сфере необходимо обеспечить соблюдение принципа неотвратимости наказания, что практически неосуществимо при монополизме в оперативно розыскной деятельности, а координация как раз и образует этот самый монополизм.

Понятие «преступность», кроме того, имеет в основном статистический смысл. Из этого вытекает, что координируется борьба со статистикой (или за статистику). В информации о координационном совещании руководителей правоохранительных органов по вопросам состояния оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности в Сибири от 27.03.2010г., в частности, прямо говорится: «… также не изжиты факты манипулирования статистикой»[45]. И за эту «координацию» в первую очередь несут ответственность именно прокурорские чины. Иногда, правда, в ходе таких совещаний проявляются дельные предложения вплоть до внесения различного рода изменений в нормативно-правовые акты. Но такие обсуждения должны базироваться на научных исследованиях и рекомендациях при поступлении таковых, а не каждый квартал как это устанавливается Указом (п.7), и принимать участие в них должны не только «силовики», но и иные представители исполнительной власти. То есть такого рода координационные совещания даже с большим успехом могли бы организовываться Министерством Юстиции.

В существующем же виде координационной деятельности необходимы принципиальность, прямота, не допускающая лицемерия, очковтирательства, ответственность, объективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: