АБЕЛЯР (Пьер): французский философ и теолог (Палле, близ Нанта, 1079 — аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Саон, 1142). История его любви к Элоизе, племяннице каноника Фюльбера, завершившаяся трагедией (подкупленные Фюльбером нищие его оскопили), являет собой, по Бергсону, важный для нашей культуры образ романтической любви. Элоиза удалилась в Аржантейский монастырь, а Абеляр после кратковременного возобновления публичных лекций на горе Св. Женевьевы в Париже окончил свои дни в тишине и одиночестве. В философии он знаменит тем, что в те времена боролся против порабощения умов церковью, а также созданием оригинальной теории познания: концептуализма, примирившей рационализм с любовью к конкретике, свойственной эмпиризму; созданием передовой моральной теории, индивидуалистической и гуманистической одновременно. Его произведения: «Да и нет» (1121), «Диалектика» (1121), «Введение в теологию» (1125). «Письма Абеляра к Элоизе» переведены (с латыни) в 1870 г. Греаром; историю этой любви можно прочесть в «Элоизе и Абеляре» Жильсо-на (1948).
АБЕРРАЦИЯ: девиация. Речь идет о всякой функции, не выполняющей свое естественное предназначение: это аберрация чувств больного водянкой в отношении питья, это адаптационная аберрация некоторых лошадей Колорадо, питающихся ядовитыми для них растениями. Поскольку для нормальной психологической жизни характерно внимание к реальности, понятие аберрации подразумевает любое состояние психологической неприспособленности, любое кратковременное отсутствие внимания к действительности. При более строгом подходе различают аберрацию — кратковременное расстройство (рожденное, например, большой эмоцией, сильной усталостью, способными вызвать в индивиде состояние минутной забывчивости и неприспособленности) и девиацию, которая, со своей стороны, перманентна и органична.
Ххххххххх
АБРЕАКЦИЯ: психологическая реакция защиты. Имеется в виду такая человеческая реакция, которая предполагает высвобождение эмоции, рассказывание чего-либо, освобождающее человека от тягостного переживания, которое в противном случае длилось бы долго и привело бы личность к нарушению психологического равновесия.
АБСОЛЮТ (от лат. absolutum — обособленный): независимый от остальных вещей. Проблема абсолюта — фундаментальная проблема философии: существует ли бытие-в-себе, независимое от мыслящей его мысли? Если философия отвечает на этот вопрос утвердительно, она называется реалистической {Парменид, Платон, Спиноза, Шеллинг), в противном случае — идеалистической {Фихте, Гегель) и агностической, если она вообще отказывается отвечать на этот вопрос {Кант). Очевидно, что поиск абсолюта, т.е. иного по отношению к нам, чего-то, в чем мы могли бы раствориться, — двигатель вообще любой интеллектуальной работы и даже, по Гегелю, любого человеческого действия. «Философская рефлексия, — пишет он, — ведет нас к абсолюту, но требует при этом безграничного терпения и постоянной работы. Религиозная вера, романтическая любовь, самоубийство — все это лишь нетерпение абсолюта». Однако похоже, что, за исключением редких счастливых мгновений, человек не способен выйти за пределы самого себя. Вслед за Фихте различают абсолют-в-себе — далекий и недостижимый — и любое отношение к абсолюту, его полагание, т.е. Божественное Слово, которое человек может осуществить в ходе своей философской, рефлексии. Для второго момента характерно так называемое познание абсолюта: речь идет не о полном знании, охватывающем собой все, что существует в универсуме, но о познании высшего, о познании, в процессе которого мыслящий человек отождествляет
себя с тем, что уже не является им самим (с бытием). Именно в этом смысле Гегель и определяет абсолютное знание как «тождество бытия и мышления». По сути, любое человеческое действие, любое прочувствованное открытие в сфере мысли несут в себе, с одной стороны, субъективное твор
ххххххххх
творчество, с другой — объективное проявление, причем так, что первое исходит от нас самих, а второе — от бытия. Абсолют присутствует в каждом реальном действии, в том счастливом состоянии, когда мы действуем или открываем что-то новое. Но лишь философская рефлексия дает нам знание об этих счастливых моментах.
АБСТРАКТНОЕ: то, что изолировано и рассматривается отдельно. Например, общая идея собаки — идея абстрактная, ведь в действительности мы видим ту или иную собаку: определенной породы, определенного размера; тогда как абстрактная идея предполагает лишь общие очертания. Различают абстракцию—- просто идею и сущность — идею, обладающую реальностью: например, наднациональная сущность, или справедливость — идеал, реально живущий в душе каждого человека. Другой пример — абстрактное искусство. Эмоциональный или чувственный элемент оно лишает предметности. Так, если в действительности мы боимся какого-нибудь человека или льва, то абстрактное искусство не станет нам изображать ни льва, ни человека, но простой игрой красок и пропорций постарается выразить само ощущение страха; недаром его называют «беспредметным искусством». Этот вид искусства возникает в Европе в 1910-х гг. и связан прежде всего с именами русских художников: В. Кандинского, К. Малевича, С. Делоне; во Франции его связывают с Р. Делоне и О. Эрбеном, в Голландии — с Ван Дойсбургом, в Италии — с А. Маньелли.
АБСУРД: отсутствие смысла. Ощущение абсурдности происходящего является, по Сартру и Камю, аутентичным опытом «экзистенции». Со временем в экзистенциалистской литературе понятие абсурда приобретает новые смысловые оттенки: «тоски» — уХайдеггера, отсутствия реального смысла жизни — у Сартра, непоследовательности нашего состояния — у Камю, «рокового поражения» — у Ясперса.
Во всяком случае, Сартр вслед за Камю лишь в действии видит единственное убежище от абсурда, единственную возможность придания смысла, хотя бы частичного, нашему существованию. «Миф о Сизифе», ставший у Камю одной из главных философских тем, рассказывает историю человека, обреченного поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывается вниз; он иллюстрирует ощущение абсурдности существования, постоянно требующего нашего усилия, взывающего к нашей воле, но
Ххххххххххххххххххх
неспособного осуществиться, утвердиться раз и навсегда. Ощущение абсурдности происходящего порождает в человеке скрытое чувство протеста, не имеющее ничего общего со скептицизмом; тогда человек взирает на бессмыслицу жизни и вещей с оттенком суровой безмятежности.
АБУЛИЯ: полное или частичное безволие. Важное волевое решение, по-видимому, не может быть мгновенным выражением Намерения; ему предшествует момент полного отсутствия воли, когда индивид успокаивается, прежде чем трезво на что-то решиться. Это состояние воли (точнее, ее отсутствия) — нормальное состояние и четко различается от состояния абулии, выражающегося в постоянной неспособности к волению, будь то принятие решения или его осуществление. Безвольные делятся: 1) на безынициативных, неспособных принимать самостоятельные решения (к ним принадлежит и бунтовщик на словах, неспособный перейти к действию); 2) на заторможенных (робких); 3) на всех нестабильных, постоянно меняющих планы. Абулия, т.е., по сути, неспособность быть личностью, нередко возникает вследствие чрезмерной родительской опеки или из-за подавления родителями воли ребенка; она может быть вызвана и комплексами индивида, его первыми неудачами в профессиональной сфере или в области чувств. Психоаналитический курс лечения может улучшить положение, тем более что единственная панацея •— жизненный опыт или случайный успех.
АВГУСТИН (Блаженный): крупнейший представитель отцов латинской Церкви (Тагаст, сег. Сук-Ахрас, 354— Гиппон, сег. Аннаба, 430). Его отец был бербером, мать -— христианкой (святая Моника). Основоположник философии религии,
защитник христианства. В «Проповедях», «О граде Божи-ем», «Исповеди», трактате «О благодати», в «Письмах» он изображает человека, павшего в результате грехопадения и спасенного благодатью. Его метод саморефлексии, раскрывающий «Присутствие, которое глубже нас самих», оказал влияние на западноевропейскую философию вплоть до христианского экзистенциализма (мы находим здесь основные познавательные темы, делающие упор на любви и на памяти, сконцентрированной в настоящем). Августинизм противопоставляется томизму (от Св. Фомы Аквинского), ищущему Бога при помощи размышления о природе, а не о
хххххххххххххххх
внутреннем мире субъекта. Августин стал вдохновителем янсенизма, основной трактат которого «Augustinus».
АВЕМПАС (по-арабски Abu Bakr): арабский философ (Сарагоса, кон. XI в. — Фес, 1138). В «Режиме одинокого» он вслед за Платоном и Аль-Араби рассматривает различные виды политического управления в поисках совершенного общества. Как достичь счастья в несовершенном обществе? Только уединяясь и отказываясь от конформизма (nawa-bit). Такие одиночки составят впоследствии ядро совершенного общества. Его произведения: «Прощальное послание» и «Трактат о соединении». «Трактат о душе» развивает оригинальную теорию познания, исходящую из чувствительности к интеллектуальному познанию, к которой затем подключается воображение, в результате чего достигается счастье. Авемпас вместе со своим предшественником Авиценной и последователем Аверроэсом распространили и обогатили античную философию {Платон, Аристотель) и создали предпосылки для философского возрождения на Западе.
АВЕНАРИУС (Ричард): немецкий философ и эпистемолог (Париж, 1843 — Цюрих, 1896). Вместе с Э. Махом считается основоположником эмпириокритицизма — позитивистской доктрины, продолжающей неокантианство. Его теория познания пытается вычленить понятие опыта («Критика чистого опыта», 1888-1890), отрицающее идею объективной реальности, внешней по отношению к сознанию. Реальность образуется комплексами ощущений, а не «телами». Доктрина Авенариуса продолжает традицию Юма и Беркли.
ВЕРРОЭС (известен под именем Ибн-Рошд): арабский философ (Кордова, 1126 — Марракеш, 1198). Его отец, кади из Кордовы, обучил его юриспруденции и теологии; кроме того, он изучал физику, медицину, астрологию, философию и математику. Жил в скитаниях, преследуемый за свободу мысли. Затем обосновался в Марракеше, в своей старой магистратуре. Созданная под влиянием Аристотеля, философия Аверроэса представляет одновременно и материализм, настаивающий на бесконечности мира, и рационализм, допускающий свободу мысли в отношении религиозной догмы. Его гуманистическая мораль акцентирует внимание скорее пачеловеке, чем на индивиде. Философия Аверроэса оказала глубокое влияние на европейскую мысль (французскую философию XIII в., итальянскую философию XIV-XVI вв., на создание «падуанской школы») и, бесспорно, принадлежит
Хххххххххххххх
принадлежит к вершинам средневековой культуры.
АВИЦЕННА (известен под именем Ибн-Сина): иранский философ и врач (Афшана, близ. Бухары, 980 — Гамадхан, 1037). Изучал математику, физику, медицину и философию, создал «Медицинский канон» и «Просветляющую философию». Его философская доктрина представляет собой смесь аристо-телизма и восточных теорий. Его мысль и научные труды сыграли значительную роль в средневековой западной мысли.
АВТОМАТИЗАЦИЯ: создание автоматов. Эволюция техники привела к созданию автоматов, заменяющих человеческую деятельность по управлению машинами саморегулирующимися механизмами. Автоматизация ставит: 1) техническую проблему: может ли машина полностью заменить человека (счетная машина, кибернетика, вся прикладная электроника)?; 2) социальную проблему: что делать с пятьюдесятью рабочими, которых заменили одной ЭВМ, управляемой од-ним-единственным инженером?; 3) психологическую проблему: проблему адаптации к промышленной среде (Фридманн); 4) педагогическую проблему: проблему профессиональной ориентации. См. Разделение труда, Досуг, Механизм.
АВТОНОМИЯ: деятельность по собственным, самим себе установленным законам. Автономия противопоставляет- ся анархии, для которой характерен отказ от всякого закона. Автономия — фундаментальное понятие кантовской морали: если индивид действует без принципов, это значит, что ему вообще не известны угрызения совести (моральная анархия). В том случае, когда закон навязан извне, добродетельное поведение не имеет никакой моральной ценности, ведь индивид всего лишь подчиняется («гетерономия»: закон, исходящий от другого). Только когда индивид сам себе устанавливает закон, лишь тогда он действует морально; кроме того, он реализует свою свободу, которая не может быть реализована в пустоте, но только «посредством закона». В плане психологии можно сказать, что истинная свобода состоит не в ничегонеделании, а в делании только того, что хочется. Автаркия — частный случай автономии на государственном уровне; она состоит в установлении своего экономического закона, что предполагает «закрытую экономику» (как было в СССР).
АГАПЕ: милосердная любовь. Агапе — не просто некоторое
Хххххххххххххххххххх
моральное предписание; она предполагает ощущение счастья как результат причастности к жизни божества; ее пер-, вичный смысл — религиозный. (Использование этого термина в философии идет от апостола Павла».)
АГНОСТИЦИЗМ: доктрина или философское положение, провозглашающее недостижимость абсолюта для человеческого духа. Общее выражение позитивного отношения к сфере опыта, скептического — к религиозной и метафизической сферам {Кант, Конт). Агностик противостоит как гностику (с его обостренно иррациональной верой), так и догматику (утверждающему абсолютную истинность своих рациональных рассуждений).
АГРЕССИВНОСТЬ: склонность к нападению, атаке (от
лат. adgresi — «идти к»). Фрейд, первый вычленивший это понятие и отразивший в нем одну из фундаментальных человеческих склонностей или «пульсаций», выделил в нем лишь негативный момент насилия и разрушения; современные психологи учитывают и позитивный момент агрессивности: i человек с нормальной склонностью к агрессивности епосо-
бен «дать отпор», и даже в статичном состоянии его жизненный тонус подогревает его предприимчивость (говорят, что такой человек «полон сил»). Агрессивность может положительно влиять на процесс творчества: рассказывают, что Микеланджело мог творить лишь в состоянии необузданной агрессивности. Агрессивность является, по-видимому, первичным моментом всякого действия, тогда как счастье и чувство покоя сопровождают последний момент: совершенный поступок или законченное произведение.
АГРИППА: греческий философ (конец I — начало II в. после Р.Х.). Критик аристотелевской школы, синтезировавший в 5 пунктах 10 причин для сомнения, изложенных Энесиде-мом. Основал «школу Агриппы».
АДАПТАЦИЯ: приспосабливание одного живого существа к другому живому существу или к окружающей среде.
Известны две основные психологические теории адаптации: 1) теория Дарвина во главу угла ставит воздействие окружающей среды и ее способность отбирать наиболее адаптированные организмы; 2) теория Ламарка утверждает, что адаптация зависит в первую очередь от самого организма. Так, например, согласно Дарвину, когда земли Африки пересохли и листья
Ххххххххххххххххххххххххх
деревьев располагались все выше и выше (пальмы), то выжили лишь животные, обладавшие длинной шеей (жирафы), прочие виды вымерли. По Ламарку, у этих животных в силу того, что они постоянно "искали пищу на высоте, со временем удлинились шеи и так они «стали» жирафами. Вообще говоря, именно проблемы, связанные с адаптацией к миру, или, по Бергсону, ослабление «инстинктивной» адаптации как раз и пробудили человеческий разум: строительство домов — чтобы спастись от холода, оружие — для защиты от диких животных. Психология, и в частности психоанализ, может быть полезным подспорьем в процессе адаптации к другим людям и налаживания социально приспособленной жизни. На уровне человеческих отношений адаптация определяется способностью общаться с другим человеком, понимать его, вместо того чтобы ему противостоять (конфликт, ревность, сознание более низкого или более высокого положения, вызывающее желание подчинить себе другого, и т.д.).
АДОРНО (Теодор Визенгрунд): немецкий философ, социолог и музыковед (Франкфурт-на-Майне, 1903 — Вьеж, Швейцария, 1969). Получив музыкальное образование, становится членом Франкфуртской школы и разрабатывает ее программную «критическую теорию общества». В своей эстетике отводит искусству роль бунтаря против социального порядка. Помимо исследований, посвященных Кьеркегору, Гегелю, Гуссерлю, основные работы: «Диалектика рассудка» (1947), «Негативная диалектика» (1946), афоризмы «Minima Moralia» (1951). Его монументальный труд «Эстетическая теория» остался незавершенным. См. Франкфуртская школа.
АКАДЕМИЯ: философская школа, основанная Платоном в живописных окрестностях Афин и просуществовавшая с IV по I вв. до Р.Х. В зависимости от эволюции платоновского учения различают Древнюю академию (Спев-сипп, Ксенократ) и Новую академию (Аркесилай, Карнеад).
АККУЛЬТУРАЦИЯ (от лат. —- встреча культур): неадапти- рованность, вызванная переменой окружающей среды (географической, профессиональной или социальной).
Феномен аккультурации присущ всем эмигрантам, потерявшим свою культурную среду и еще не успевшим найти другую, а также «нуворишам», резко поменявшим окружение,
Ххххххххххххххххххх
но сохранившим при этом менталитет своего социального слоя. Аккультурация может быть характерна для целого общества: возьмем, к примеру, древние африканские государства, потерявшие в процессе колонизации свою традиционную культуру и так и не нашедшие в западной культуре ценностных эквивалентов для своих вкусов, чувств, специфических устремлений (в результате — рост «преступных тенденций» в среде новых эмигрантов, сознание своей изолированности от общества и потеря чувства реальности, зачастую доводящая индивида до невроза {психастении).
АКСИОЛОГИЯ: теория ценностей. Точнее, мораль, устанавливающая иерархию ценностей, например, помещая на первый план уважение к добрым, затем — к благородным, затем — к красивым и т.д. (Шелер). Аксиоло-
гия обязана своим существованием немецкому логику Лот-це (XIX в.) и школе философии ценностей, или Баденской школе (Риккерт, Виндельбанд и т.д.). Во Франции она представлена Рюйером.
АКСИОМА: самоочевидное предложение. В аристотелевской логике «общие принципы, называемые аксиомами, являются первичными истинами, на которых основывается доказательство» («Вторая Аналитика», 1, 10). Например: «целое больше части». Аксиома отличается от постулата, где есть некая данность, не обладающая очевидностью. «В современной математике нет больше аксиом» (Лежандр) и ценность посылок измеряется богатством следствий.
АКТИВНЫЕ (методы): педагогические методы, направленные на развитие инициативы учеников, их самостоятельную работу. Суть этих методов, образующих основу образовательной реформы во Франции, в том, чтобы узаконить разнообразие форм выражения мысли. Они предполагают, в частности: 1) инициировать устную речь ученика для того, чтобы оценить всю его личность, а не просто его эрудированность, отраженную в его «писаниях»; 2) сопровождение живых педагогических процессов — таких, как фильмы, школьное телевидение и т.д., — устными спорами. Эти методы, нацеленные на формирование «хорошо работающих» умов вместо «хорошо наполненных» (Монтень), изучались и систематически практиковались Песталоцци (Цюрих, 1746 —Брюгге, 1827).
Ххххххххххххххххххххххххххххх
АЛЕКСАНДЕР (Самюэль): австралийский философ (Сидней, 1859 — Манчестер, 1938). С 1893 по 1924 г. преподавал в Манчестерском университете. Его основной труд — «Пространство, время и Божество» (1920) —- пытается примирить гегельянство и эволюционизм. В результате он приходит к реализму пространства-времени, методологически никак не связанному с теорией Эйнштейна. От Александера идет знаменитое различие между ментальным актом, связанным с созерцанием (to contemplate), и «испробованным» актом (to enjoy), или актом в собственном смысле слова. Его наследие
составляют также: «Моральный порядок и прогресс» (1892), «Спиноза и время» (1921).
АЛЕКСАНДР Афродизийский: латинский философ (кон. II — нач. III в. после Р.Х.) Его основной труд — комментарии к Аристотелю (в частности, к «Метафизике» и «Топике»). Эти комментарии оказали значительное влияние на философскую мысль средневековья, особенно во времена Фомы Аквинского. Он оставил и самостоятельные произведения: «О судьбе», посвященное императорам Северу и Антонию (Каракалле), «О душе» (сохранились только две книги), «О Провидении» (утеряно). Он создал концепцию трансцендентного бога, лишенного признаков имманентности.
АЛЕН (Эмиль, прозванный Шартье): французский философ (Мортань-о-Перш,1868 — Везине, 1951). Знаменитый преподаватель лицея Анри IV, оказавший глубокое влияние на умы будущих выпускников, автор работ «Речи», «Беседы на берегу моря», «Боги», «Система изящных искусств» и др. Его манера выражать свои мысли в лаконичных «речах» вызвала определенную долю критики. Считая, что «маленькие речи» присущи лишь «маленьким мыслителям», подобные критики не считали нужным серьезно изучать его философское наследие. В действительности скромность этих «Речей» -— своего рода отголосок скромности «Опытов» Монтеня. Мысля всегда конкретно, автор развивает кантианскую теорию чувственного познания. Его учение о творческом воображении повлияло на «Воображаемое» Сартра. Картезианский гуманизм Алена, его стиль, образный и лаконичный, богатый меткими формулами, делают его одним из самых читаемых философов.
АЛЬТЕРНАТИВА: система из двух предложений, где истинность одного предполагает ложность второго
Хххххххххххххххххх
и наоборот. Пример альтернативы — знаменитые антиномии Канта: «Материя или состоит из неделимых элементов, или же делима до бесконечности». «Мир или сотворен, или существует вечно». Между двумя тезисами альтернативы не существует середины, поэтому если доказана ложность первого тезиса, то тем самым установлена истинность второго. В сущности, этот термин предполагает выбор только одного предложения из двух, в паре как раз и образующих альтернативу. Поэтому неверно утверждение: «выбор между двумя альтернативами».
АЛЬТРУИЗМ: термин, созданный в 1830 г. Контом и означающий бескорыстную заботу о благе ближнего. Признаки альтруизма: привязанность, уважение, доброта. Задача психологии — выяснить, является ли альтруизм естественной склонностью, инстинктом, или же это результат рефлексии, как самопожертвование. В сущности, альтруизм, как и его противоположность — эгоизм, предполагает уже сформировавшуюся личность, обладающую индивидуальным сознанием. Следовательно, врожденный инстинкт тут ни при чем: мы ответственны за свои поступки — как альтруистические, так и эгоистические. Альтруизм — принцип морального поведения (противоположный гедонизму, а в некоторой степени — и утилитаризму).
АЛЬТЮССЕР (Луи): французский философ (Бирмандр, Алжир, 1918 — Лё-Мениль-Сен-Дени, 1990). В 1948 г. преподаватель философии, затем — преподаватель-репетитор по философии в Высшей национальной школе, член коммунистической партии с 1948 г. Его философская рефлексия развивалась в русле марксистской теории. Причем он проводит четкую границу между произведениями молодого Маркса, находившегося под влиянием Гегеля, и марксизмом в собственном смысле слова, возникшим лишь с написанием «Капитала». Философское понятие отчуждения, разработанное молодым Марксом, он отбрасывает как ненаучное, заимствуя у Фрейда категорию сверхдетерминации. Его основная заслуга состоит в обновлении классической теории государства, куда он включил так называемый государственный идеологический аппарат, предполагающий такие институты, как правосудие, образование, семья. Его работы: «За Маркса» (1965), «Читая "Капитал"» (1965), «Философия и стихийная философия ученых» (1967), «Ленин и философия» (1969).
Ххххххххххххххххххххххх
АМНЕЗИЯ: ослабление или потеря памяти. Имеется в виду либо неспособность к запоминанию (амнезия фиксации),
либо к воспроизведению по памяти {амнезия припомина ния). Амнезия может быть вызвана сотрясением мозга, психологическим расстройством, эпилепсией, истерией. Здесь может помочь другое психологическое потрясение, способное изгладить следы первого, — своего рода эмоциональный контрудар, или же курс психоанализа, исследующего ассоциации идей, ведь забывчивость обычно связана с теми событиями, к которым индивид не может приспособиться. Амнезия сопутствует также всем психическим заболеваниям, связанным с потерей умственной способности (демен-ция, паралич, шизофрения).
АМОРАЛИЗМ: радикальное отрицание универсальной морали. Аморализм не совпадает с понятием безнравственности: аморален тот, кто не имеет никакого представления ни о добре и зле, ни даже о самом существовании моральных норм. Ницше показал, что аморальность в своем социальном аспекте — обычное состояние выдающейся творческой личности; Бергсон в работе «Два источника морали и религии» отметил, что те, кого при жизни обвиняли в «тяжких преступлениях» за почитание «негосударственных» ценностей и богов (например, Сократ и Христос), оказывались в результате величайшими моралистами человечества. Следует различать социальную аморальность, т.е. отрицание условностей, и абсолютную аморальность — неприятие общечеловеческих ценностей.
АНАКСАГОР: греческий философ (Клазомен, 500 г. —Ламп-сак, 428 г. до Р.Х.). Автор одного трактата «О природе», где он развивает теорию атомов («гомеомерик») как семян вещей. Сократ (в «Федоне» Платона) считал его первым философом, осознавшим конечность природы. «В начале был хаос, — писал Анаксагор, — затем появился разум, который внес во все порядок».
АНАКСИМАНДР: греческий философ (Милет, 610-547 гг. до Р.Х.). Ученик Фалеса, возглавивший после него Милетскую школу. Из его произведений до нас дошли лишь незначительные фрагменты. Но первую карту мира составил именно,он, и именно он установил, что звезды вращаются вокруг Полярной звезды. Он объясняет мир, который именует бес
Хххххххххххххххх
бесконечным (апейрон), исходя из разделения противоположностей (например, горячее и холодное, сухое и влажное), разделяющихся, едва появившись. Всякое рождение -— разделение противоположностей, всякая смерть — возврат к их единству в бесконечном. Эта концепция предвосхищает теорию Гераклита. С именем Анаксимандра и трех других греческих философов Милетской школы связано зарождение греческой науки, т.е. всего комплекса западного научного знания.
АНАКСИМЕН ИЗ МИЛЕТА: ионийский философ (ок. 585-525 гг. до Р.Х.). Ученик Анаксимандра и последний представитель Милетской школы. Ни одно из его произведений не сохранилось, и его мысль известна лишь благодаря Диогену Лаэртскому. Анаксимен считает воздух источником всего живого. Огонь, вода и земля образуются его разряжением или конденсацией. Из различной плотности воздуха возникают различные предметы. По Анаксимену, Земля —■ плоский диск, парящий в воздухе, а звезды подобны гвоздям, вбитым в небесную сферу, окружающую Землю.
АНАЛИЗ: сведение данных к их принципам или элемен там. Анализ вместе с синтезом — один из основных мыслительных процессов. В науках о мире (физика, химия) он представляет собой переход от видимого и сложного к невидимому и простому. Именно потребность в анализе вдохновляла поиск первоэлементов, начиная от Демокрита и Эпикура и вплоть до современной физики микрочастиц. Что касается человеческой души, то психический анализ (психоанализ) поведения человека и особенно его житейских неудач выявляет здесь глубинную мотивацию, которая связана с «комплексами», т.е. с неадаптированностью к реальности. Для этой цели применяется, в частности, анализ снов, ведь именно в снах систематически проявляется бессознательное. Мыслительный анализ направлен на условия и структуру мысли, его конечная цель — познание первичной природы духа и в перспективе — разрешение дилеммы абсолютной свободы и предопределения. Он связан с именами Спинозы (II книга «Этики»), Фихте, Ланьо и Гелена.
АНАЛИТИКИ (Первая и Вторая): части «Органона» Аристотеля, в которых изложена его логика, в частности теория дедукции и строгого вывода (силлогизма), причем в этой форме она сохранилась до наших дней. Кант писал, что «после Аристотеля формальная логика не продвинулась ни на шаг».
Ххххххххххххххххххх