Дидье жюлиа. Философский словарь: пер. С франц. – М. : междунар. Отношения, 2000. - 544 С

АБЕЛЯР (Пьер): французский философ и теолог (Палле, близ Нанта, 1079 — аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Саон, 1142). История его любви к Элоизе, племяннице кано­ника Фюльбера, завершившаяся трагедией (подкупленные Фюльбером нищие его оскопили), являет собой, по Бергсо­ну, важный для нашей культуры образ романтической люб­ви. Элоиза удалилась в Аржантейский монастырь, а Абеляр после кратковременного возобновления публичных лекций на горе Св. Женевьевы в Париже окончил свои дни в тишине и одиночестве. В философии он знаменит тем, что в те вре­мена боролся против порабощения умов церковью, а также созданием оригинальной теории познания: концептуализ­ма, примирившей рационализм с любовью к конкретике, свойственной эмпиризму; созданием передовой моральной теории, индивидуалистической и гуманистической одновре­менно. Его произведения: «Да и нет» (1121), «Диалектика» (1121), «Введение в теологию» (1125). «Письма Абеляра к Элоизе» переведены (с латыни) в 1870 г. Греаром; историю этой любви можно прочесть в «Элоизе и Абеляре» Жильсо-на (1948).

АБЕРРАЦИЯ: девиация. Речь идет о всякой функции, не вы­полняющей свое естественное предназначение: это абер­рация чувств больного водянкой в отношении питья, это адаптационная аберрация некоторых лошадей Колорадо, пи­тающихся ядовитыми для них растениями. Поскольку для нормальной психологической жизни характерно внимание к реальности, понятие аберрации подразумевает любое состо­яние психологической неприспособленности, любое крат­ковременное отсутствие внимания к действительности. При более строгом подходе различают аберрацию — кратковре­менное расстройство (рожденное, например, большой эмо­цией, сильной усталостью, способными вызвать в индивиде состояние минутной забывчивости и неприспособленнос­ти) и девиацию, которая, со своей стороны, перманентна и органична.

Ххххххххх

АБРЕАКЦИЯ: психологическая реакция защиты. Имеется в виду такая человеческая реакция, которая предполагает высвобождение эмоции, рассказывание чего-либо, освобож­дающее человека от тягостного переживания, которое в про­тивном случае длилось бы долго и привело бы личность к нарушению психологического равновесия.

АБСОЛЮТ (от лат. absolutum — обособленный): независи­мый от остальных вещей. Проблема абсолюта — фунда­ментальная проблема философии: существует ли бытие-в-себе, независимое от мыслящей его мысли? Если философия отвечает на этот вопрос утвердительно, она называется реа­листической {Парменид, Платон, Спиноза, Шеллинг), в противном случае — идеалистической {Фихте, Гегель) и агностической, если она вообще отказывается отвечать на этот вопрос {Кант). Очевидно, что поиск абсолюта, т.е. ино­го по отношению к нам, чего-то, в чем мы могли бы рас­твориться, — двигатель вообще любой интеллектуальной работы и даже, по Гегелю, любого человеческого действия. «Философская рефлексия, — пишет он, — ведет нас к абсо­люту, но требует при этом безграничного терпения и посто­янной работы. Религиозная вера, романтическая любовь, самоубийство — все это лишь нетерпение абсолюта». Одна­ко похоже, что, за исключением редких счастливых мгнове­ний, человек не способен выйти за пределы самого себя. Вслед за Фихте различают абсолют-в-себе — далекий и не­достижимый — и любое отношение к абсолюту, его полагание, т.е. Божественное Слово, которое человек может осу­ществить в ходе своей философской, рефлексии. Для второго момента характерно так называемое познание абсолюта: речь идет не о полном знании, охватывающем собой все, что существует в универсуме, но о познании высшего, о позна­нии, в процессе которого мыслящий человек отождествляет

себя с тем, что уже не является им самим (с бытием). Имен­но в этом смысле Гегель и определяет абсолютное знание как «тождество бытия и мышления». По сути, любое челове­ческое действие, любое прочувствованное открытие в сфере мысли несут в себе, с одной стороны, субъективное твор

ххххххххх

твор­чество, с другой — объективное проявление, причем так, что первое исходит от нас самих, а второе — от бытия. Абсолют присутствует в каждом реальном действии, в том счастливом состоянии, когда мы действуем или открываем что-то новое. Но лишь философская рефлексия дает нам знание об этих счастливых моментах.

АБСТРАКТНОЕ: то, что изолировано и рассматривается отдельно. Например, общая идея собаки — идея абстракт­ная, ведь в действительности мы видим ту или иную собаку: определенной породы, определенного размера; тогда как абстрактная идея предполагает лишь общие очертания. Раз­личают абстракцию—- просто идею и сущность — идею, обладающую реальностью: например, наднациональная сущ­ность, или справедливость — идеал, реально живущий в душе каждого человека. Другой пример — абстрактное ис­кусство. Эмоциональный или чувственный элемент оно лишает предметности. Так, если в действительности мы бо­имся какого-нибудь человека или льва, то абстрактное ис­кусство не станет нам изображать ни льва, ни человека, но простой игрой красок и пропорций постарается выразить само ощущение страха; недаром его называют «беспредмет­ным искусством». Этот вид искусства возникает в Европе в 1910-х гг. и связан прежде всего с именами русских худож­ников: В. Кандинского, К. Малевича, С. Делоне; во Фран­ции его связывают с Р. Делоне и О. Эрбеном, в Голландии — с Ван Дойсбургом, в Италии — с А. Маньелли.

АБСУРД: отсутствие смысла. Ощущение абсурдности про­исходящего является, по Сартру и Камю, аутентичным опытом «экзистенции». Со временем в экзистенциалист­ской литературе понятие абсурда приобретает новые смысло­вые оттенки: «тоски» — уХайдеггера, отсутствия реального смысла жизни — у Сартра, непоследовательности нашего состояния — у Камю, «рокового поражения» — у Ясперса.

Во всяком случае, Сартр вслед за Камю лишь в действии ви­дит единственное убежище от абсурда, единственную воз­можность придания смысла, хотя бы частичного, нашему существованию. «Миф о Сизифе», ставший у Камю одной из главных философских тем, рассказывает историю человека, обреченного поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывается вниз; он иллюст­рирует ощущение абсурдности существования, постоянно требующего нашего усилия, взывающего к нашей воле, но

Ххххххххххххххххххх

неспособного осуществиться, утвердиться раз и навсегда. Ощущение абсурдности происходящего порождает в челове­ке скрытое чувство протеста, не имеющее ничего общего со скептицизмом; тогда человек взирает на бессмыслицу жиз­ни и вещей с оттенком суровой безмятежности.

АБУЛИЯ: полное или частичное безволие. Важное волевое решение, по-видимому, не может быть мгновенным выраже­нием Намерения; ему предшествует момент полного отсут­ствия воли, когда индивид успокаивается, прежде чем трезво на что-то решиться. Это состояние воли (точнее, ее отсутст­вия) — нормальное состояние и четко различается от состоя­ния абулии, выражающегося в постоянной неспособности к волению, будь то принятие решения или его осуществление. Безвольные делятся: 1) на безынициативных, неспособных принимать самостоятельные решения (к ним принадлежит и бунтовщик на словах, неспособный перейти к действию); 2) на заторможенных (робких); 3) на всех нестабильных, постоянно меняющих планы. Абулия, т.е., по сути, неспо­собность быть личностью, нередко возникает вследствие чрезмерной родительской опеки или из-за подавления роди­телями воли ребенка; она может быть вызвана и комплекса­ми индивида, его первыми неудачами в профессиональной сфере или в области чувств. Психоаналитический курс лече­ния может улучшить положение, тем более что единствен­ная панацея •— жизненный опыт или случайный успех.

АВГУСТИН (Блаженный): крупнейший представитель отцов латинской Церкви (Тагаст, сег. Сук-Ахрас, 354— Гиппон, сег. Аннаба, 430). Его отец был бербером, мать -— христиан­кой (святая Моника). Основоположник философии религии,

защитник христианства. В «Проповедях», «О граде Божи-ем», «Исповеди», трактате «О благодати», в «Письмах» он изображает человека, павшего в результате грехопадения и спасенного благодатью. Его метод саморефлексии, раскры­вающий «Присутствие, которое глубже нас самих», оказал влияние на западноевропейскую философию вплоть до хрис­тианского экзистенциализма (мы находим здесь основные познавательные темы, делающие упор на любви и на памя­ти, сконцентрированной в настоящем). Августинизм про­тивопоставляется томизму (от Св. Фомы Аквинского), ищу­щему Бога при помощи размышления о природе, а не о

хххххххххххххххх

внутреннем мире субъекта. Августин стал вдохновителем янсенизма, основной трактат которого «Augustinus».

АВЕМПАС (по-арабски Abu Bakr): арабский философ (Сара­госа, кон. XI в. — Фес, 1138). В «Режиме одинокого» он вслед за Платоном и Аль-Араби рассматривает различные виды политического управления в поисках совершенного общества. Как достичь счастья в несовершенном общест­ве? Только уединяясь и отказываясь от конформизма (nawa-bit). Такие одиночки составят впоследствии ядро совершен­ного общества. Его произведения: «Прощальное послание» и «Трактат о соединении». «Трактат о душе» развивает ори­гинальную теорию познания, исходящую из чувствительнос­ти к интеллектуальному познанию, к которой затем подклю­чается воображение, в результате чего достигается счастье. Авемпас вместе со своим предшественником Авиценной и последователем Аверроэсом распространили и обогатили античную философию {Платон, Аристотель) и создали предпосылки для философского возрождения на Западе.

АВЕНАРИУС (Ричард): немецкий философ и эпистемолог (Париж, 1843 — Цюрих, 1896). Вместе с Э. Махом считает­ся основоположником эмпириокритицизма — позитивист­ской доктрины, продолжающей неокантианство. Его теория познания пытается вычленить понятие опыта («Критика чистого опыта», 1888-1890), отрицающее идею объектив­ной реальности, внешней по отношению к сознанию. Реаль­ность образуется комплексами ощущений, а не «телами». Доктрина Авенариуса продолжает традицию Юма и Беркли.

ВЕРРОЭС (известен под именем Ибн-Рошд): арабский фи­лософ (Кордова, 1126 — Марракеш, 1198). Его отец, кади из Кордовы, обучил его юриспруденции и теологии; кроме того, он изучал физику, медицину, астрологию, философию и математику. Жил в скитаниях, преследуемый за свободу мысли. Затем обосновался в Марракеше, в своей старой ма­гистратуре. Созданная под влиянием Аристотеля, филосо­фия Аверроэса представляет одновременно и материализм, настаивающий на бесконечности мира, и рационализм, до­пускающий свободу мысли в отношении религиозной догмы. Его гуманистическая мораль акцентирует внимание скорее пачеловеке, чем на индивиде. Философия Аверроэса оказа­ла глубокое влияние на европейскую мысль (французскую философию XIII в., итальянскую философию XIV-XVI вв., на создание «падуанской школы») и, бесспорно, принадле­жит

Хххххххххххххх

принадле­жит к вершинам средневековой культуры.

АВИЦЕННА (известен под именем Ибн-Сина): иранский фи­лософ и врач (Афшана, близ. Бухары, 980 — Гамадхан, 1037). Изучал математику, физику, медицину и философию, создал «Медицинский канон» и «Просветляющую философию». Его философская доктрина представляет собой смесь аристо-телизма и восточных теорий. Его мысль и научные труды сыг­рали значительную роль в средневековой западной мысли.

АВТОМАТИЗАЦИЯ: создание автоматов. Эволюция техни­ки привела к созданию автоматов, заменяющих человеческую деятельность по управлению машинами саморегулирую­щимися механизмами. Автоматизация ставит: 1) техническую проблему: может ли машина полностью заменить челове­ка (счетная машина, кибернетика, вся прикладная электро­ника)?; 2) социальную проблему: что делать с пятьюдесятью рабочими, которых заменили одной ЭВМ, управляемой од-ним-единственным инженером?; 3) психологическую пробле­му: проблему адаптации к промышленной среде (Фридманн); 4) педагогическую проблему: проблему профессиональной ориентации. См. Разделение труда, Досуг, Механизм.

АВТОНОМИЯ: деятельность по собственным, самим себе установленным законам. Автономия противопоставляет- ся анархии, для которой характерен отказ от всякого закона. Автономия — фундаментальное понятие кантовской мора­ли: если индивид действует без принципов, это значит, что ему вообще не известны угрызения совести (моральная анар­хия). В том случае, когда закон навязан извне, добродетель­ное поведение не имеет никакой моральной ценности, ведь индивид всего лишь подчиняется («гетерономия»: закон, исходящий от другого). Только когда индивид сам себе уста­навливает закон, лишь тогда он действует морально; кроме того, он реализует свою свободу, которая не может быть реализована в пустоте, но только «посредством закона». В плане психологии можно сказать, что истинная свобода сос­тоит не в ничегонеделании, а в делании только того, что хочется. Автаркия — частный случай автономии на госу­дарственном уровне; она состоит в установлении своего эко­номического закона, что предполагает «закрытую экономи­ку» (как было в СССР).

АГАПЕ: милосердная любовь. Агапе — не просто некоторое

Хххххххххххххххххххх

моральное предписание; она предполагает ощущение счас­тья как результат причастности к жизни божества; ее пер-, вичный смысл — религиозный. (Использование этого тер­мина в философии идет от апостола Павла».)

АГНОСТИЦИЗМ: доктрина или философское положение, провозглашающее недостижимость абсолюта для че­ловеческого духа. Общее выражение позитивного отноше­ния к сфере опыта, скептического — к религиозной и мета­физической сферам {Кант, Конт). Агностик противостоит как гностику (с его обостренно иррациональной верой), так и догматику (утверждающему абсолютную истинность своих рациональных рассуждений).

АГРЕССИВНОСТЬ: склонность к нападению, атаке (от

лат. adgresi — «идти к»). Фрейд, первый вычленивший это понятие и отразивший в нем одну из фундаментальных чело­веческих склонностей или «пульсаций», выделил в нем лишь негативный момент насилия и разрушения; современные психологи учитывают и позитивный момент агрессивности: i человек с нормальной склонностью к агрессивности епосо-

бен «дать отпор», и даже в статичном состоянии его жизнен­ный тонус подогревает его предприимчивость (говорят, что такой человек «полон сил»). Агрессивность может поло­жительно влиять на процесс творчества: рассказывают, что Микеланджело мог творить лишь в состоянии необузданной агрессивности. Агрессивность является, по-видимому, пер­вичным моментом всякого действия, тогда как счастье и чувство покоя сопровождают последний момент: совершен­ный поступок или законченное произведение.

АГРИППА: греческий философ (конец I — начало II в. после Р.Х.). Критик аристотелевской школы, синтезировавший в 5 пунктах 10 причин для сомнения, изложенных Энесиде-мом. Основал «школу Агриппы».

АДАПТАЦИЯ: приспосабливание одного живого существа к другому живому существу или к окружающей среде.

Известны две основные психологические теории адаптации: 1) теория Дарвина во главу угла ставит воздействие окружаю­щей среды и ее способность отбирать наиболее адаптирован­ные организмы; 2) теория Ламарка утверждает, что адаптация зависит в первую очередь от самого организма. Так, например, согласно Дарвину, когда земли Африки пересохли и листья

Ххххххххххххххххххххххххх

деревьев располагались все выше и выше (пальмы), то выжи­ли лишь животные, обладавшие длинной шеей (жирафы), прочие виды вымерли. По Ламарку, у этих животных в силу того, что они постоянно "искали пищу на высоте, со време­нем удлинились шеи и так они «стали» жирафами. Вообще говоря, именно проблемы, связанные с адаптацией к миру, или, по Бергсону, ослабление «инстинктивной» адаптации как раз и пробудили человеческий разум: строительство до­мов — чтобы спастись от холода, оружие — для защиты от диких животных. Психология, и в частности психоанализ, может быть полезным подспорьем в процессе адаптации к другим людям и налаживания социально приспособленной жизни. На уровне человеческих отношений адаптация опре­деляется способностью общаться с другим человеком, пони­мать его, вместо того чтобы ему противостоять (конфликт, ревность, сознание более низкого или более высокого поло­жения, вызывающее желание подчинить себе другого, и т.д.).

АДОРНО (Теодор Визенгрунд): немецкий философ, социолог и музыковед (Франкфурт-на-Майне, 1903 — Вьеж, Швейца­рия, 1969). Получив музыкальное образование, становится членом Франкфуртской школы и разрабатывает ее прог­раммную «критическую теорию общества». В своей эстети­ке отводит искусству роль бунтаря против социального по­рядка. Помимо исследований, посвященных Кьеркегору, Гегелю, Гуссерлю, основные работы: «Диалектика рассуд­ка» (1947), «Негативная диалектика» (1946), афоризмы «Minima Moralia» (1951). Его монументальный труд «Эсте­тическая теория» остался незавершенным. См. Франкфурт­ская школа.

АКАДЕМИЯ: философская школа, основанная Платоном в живописных окрестностях Афин и просуществовав­шая с IV по I вв. до Р.Х. В зависимости от эволюции пла­тоновского учения различают Древнюю академию (Спев-сипп, Ксенократ) и Новую академию (Аркесилай, Карнеад).

АККУЛЬТУРАЦИЯ (от лат. —- встреча культур): неадапти- рованность, вызванная переменой окружающей среды (географической, профессиональной или социальной).

Феномен аккультурации присущ всем эмигрантам, потеряв­шим свою культурную среду и еще не успевшим найти дру­гую, а также «нуворишам», резко поменявшим окружение,

Ххххххххххххххххххх

но сохранившим при этом менталитет своего социального слоя. Аккультурация может быть характерна для целого общества: возьмем, к примеру, древние африканские госу­дарства, потерявшие в процессе колонизации свою традици­онную культуру и так и не нашедшие в западной культуре ценностных эквивалентов для своих вкусов, чувств, специ­фических устремлений (в результате — рост «преступных тенденций» в среде новых эмигрантов, сознание своей изо­лированности от общества и потеря чувства реальности, за­частую доводящая индивида до невроза {психастении).

АКСИОЛОГИЯ: теория ценностей. Точнее, мораль, уста­навливающая иерархию ценностей, например, помещая на первый план уважение к добрым, затемк благо­родным, затемк красивым и т.д. (Шелер). Аксиоло-

гия обязана своим существованием немецкому логику Лот-це (XIX в.) и школе философии ценностей, или Баденской школе (Риккерт, Виндельбанд и т.д.). Во Франции она пред­ставлена Рюйером.

АКСИОМА: самоочевидное предложение. В аристотелев­ской логике «общие принципы, называемые аксиомами, являются первичными истинами, на которых основы­вается доказательство» («Вторая Аналитика», 1, 10). Например: «целое больше части». Аксиома отличается от постулата, где есть некая данность, не обладающая оче­видностью. «В современной математике нет больше акси­ом» (Лежандр) и ценность посылок измеряется богатством следствий.

АКТИВНЫЕ (методы): педагогические методы, направ­ленные на развитие инициативы учеников, их само­стоятельную работу. Суть этих методов, образующих ос­нову образовательной реформы во Франции, в том, чтобы узаконить разнообразие форм выражения мысли. Они пред­полагают, в частности: 1) инициировать устную речь учени­ка для того, чтобы оценить всю его личность, а не просто его эрудированность, отраженную в его «писаниях»; 2) сопро­вождение живых педагогических процессов — таких, как фильмы, школьное телевидение и т.д., — устными спорами. Эти методы, нацеленные на формирование «хорошо работа­ющих» умов вместо «хорошо наполненных» (Монтень), изу­чались и систематически практиковались Песталоцци (Цю­рих, 1746 —Брюгге, 1827).

Ххххххххххххххххххххххххххххх

АЛЕКСАНДЕР (Самюэль): австралийский философ (Сидней, 1859 — Манчестер, 1938). С 1893 по 1924 г. преподавал в Манчестерском университете. Его основной труд — «Прост­ранство, время и Божество» (1920) —- пытается примирить гегельянство и эволюционизм. В результате он приходит к реализму пространства-времени, методологически никак не связанному с теорией Эйнштейна. От Александера идет зна­менитое различие между ментальным актом, связанным с со­зерцанием (to contemplate), и «испробованным» актом (to enjoy), или актом в собственном смысле слова. Его наследие

составляют также: «Моральный порядок и прогресс» (1892), «Спиноза и время» (1921).

АЛЕКСАНДР Афродизийский: латинский философ (кон. II — нач. III в. после Р.Х.) Его основной труд — комментарии к Аристотелю (в частности, к «Метафизике» и «Топике»). Эти комментарии оказали значительное влияние на фило­софскую мысль средневековья, особенно во времена Фомы Аквинского. Он оставил и самостоятельные произведения: «О судьбе», посвященное императорам Северу и Антонию (Каракалле), «О душе» (сохранились только две книги), «О Провидении» (утеряно). Он создал концепцию трансцен­дентного бога, лишенного признаков имманентности.

АЛЕН (Эмиль, прозванный Шартье): французский философ (Мортань-о-Перш,1868 — Везине, 1951). Знаменитый пре­подаватель лицея Анри IV, оказавший глубокое влияние на умы будущих выпускников, автор работ «Речи», «Беседы на берегу моря», «Боги», «Система изящных искусств» и др. Его манера выражать свои мысли в лаконичных «речах» вызвала определенную долю критики. Считая, что «малень­кие речи» присущи лишь «маленьким мыслителям», подоб­ные критики не считали нужным серьезно изучать его фило­софское наследие. В действительности скромность этих «Речей» -— своего рода отголосок скромности «Опытов» Монтеня. Мысля всегда конкретно, автор развивает канти­анскую теорию чувственного познания. Его учение о твор­ческом воображении повлияло на «Воображаемое» Сарт­ра. Картезианский гуманизм Алена, его стиль, образный и лаконичный, богатый меткими формулами, делают его од­ним из самых читаемых философов.

АЛЬТЕРНАТИВА: система из двух предложений, где ис­тинность одного предполагает ложность второго

Хххххххххххххххххх

и наоборот. Пример альтернативы — знаменитые антиномии Канта: «Материя или состоит из неделимых элементов, или же делима до бесконечности». «Мир или сотворен, или су­ществует вечно». Между двумя тезисами альтернативы не существует середины, поэтому если доказана ложность пер­вого тезиса, то тем самым установлена истинность второго. В сущности, этот термин предполагает выбор только одного предложения из двух, в паре как раз и образующих альтерна­тиву. Поэтому неверно утверждение: «выбор между двумя альтернативами».

АЛЬТРУИЗМ: термин, созданный в 1830 г. Контом и озна­чающий бескорыстную заботу о благе ближнего. Приз­наки альтруизма: привязанность, уважение, доброта. Задача психологии — выяснить, является ли альтруизм естествен­ной склонностью, инстинктом, или же это результат реф­лексии, как самопожертвование. В сущности, альтруизм, как и его противоположность — эгоизм, предполагает уже сфор­мировавшуюся личность, обладающую индивидуальным соз­нанием. Следовательно, врожденный инстинкт тут ни при чем: мы ответственны за свои поступки — как альтруисти­ческие, так и эгоистические. Альтруизм — принцип мораль­ного поведения (противоположный гедонизму, а в некото­рой степени — и утилитаризму).

АЛЬТЮССЕР (Луи): французский философ (Бирмандр, Ал­жир, 1918 — Лё-Мениль-Сен-Дени, 1990). В 1948 г. препо­даватель философии, затем — преподаватель-репетитор по философии в Высшей национальной школе, член коммунис­тической партии с 1948 г. Его философская рефлексия раз­вивалась в русле марксистской теории. Причем он проводит четкую границу между произведениями молодого Маркса, находившегося под влиянием Гегеля, и марксизмом в соб­ственном смысле слова, возникшим лишь с написанием «Ка­питала». Философское понятие отчуждения, разработанное молодым Марксом, он отбрасывает как ненаучное, заимствуя у Фрейда категорию сверхдетерминации. Его основная зас­луга состоит в обновлении классической теории государства, куда он включил так называемый государственный идеоло­гический аппарат, предполагающий такие институты, как правосудие, образование, семья. Его работы: «За Маркса» (1965), «Читая "Капитал"» (1965), «Философия и стихийная философия ученых» (1967), «Ленин и философия» (1969).

Ххххххххххххххххххххххх

АМНЕЗИЯ: ослабление или потеря памяти. Имеется в виду либо неспособность к запоминанию (амнезия фиксации),

либо к воспроизведению по памяти {амнезия припомина­ ния). Амнезия может быть вызвана сотрясением мозга, пси­хологическим расстройством, эпилепсией, истерией. Здесь может помочь другое психологическое потрясение, способ­ное изгладить следы первого, — своего рода эмоциональный контрудар, или же курс психоанализа, исследующего ас­социации идей, ведь забывчивость обычно связана с теми событиями, к которым индивид не может приспособиться. Амнезия сопутствует также всем психическим заболевани­ям, связанным с потерей умственной способности (демен-ция, паралич, шизофрения).

АМОРАЛИЗМ: радикальное отрицание универсальной мо­рали. Аморализм не совпадает с понятием безнравствен­ности: аморален тот, кто не имеет никакого представления ни о добре и зле, ни даже о самом существовании моральных норм. Ницше показал, что аморальность в своем социальном аспекте — обычное состояние выдающейся творческой лич­ности; Бергсон в работе «Два источника морали и религии» отметил, что те, кого при жизни обвиняли в «тяжких прес­туплениях» за почитание «негосударственных» ценностей и богов (например, Сократ и Христос), оказывались в ре­зультате величайшими моралистами человечества. Следует различать социальную аморальность, т.е. отрицание услов­ностей, и абсолютную аморальность — неприятие обще­человеческих ценностей.

АНАКСАГОР: греческий философ (Клазомен, 500 г. —Ламп-сак, 428 г. до Р.Х.). Автор одного трактата «О природе», где он развивает теорию атомов («гомеомерик») как семян ве­щей. Сократ«Федоне» Платона) считал его первым философом, осознавшим конечность природы. «В начале был хаос, — писал Анаксагор, — затем появился разум, который внес во все порядок».

АНАКСИМАНДР: греческий философ (Милет, 610-547 гг. до Р.Х.). Ученик Фалеса, возглавивший после него Милетскую школу. Из его произведений до нас дошли лишь незначи­тельные фрагменты. Но первую карту мира составил именно,он, и именно он установил, что звезды вращаются вокруг Полярной звезды. Он объясняет мир, который именует бес

Хххххххххххххххх

бес­конечным (апейрон), исходя из разделения противополож­ностей (например, горячее и холодное, сухое и влажное), разделяющихся, едва появившись. Всякое рождение -— раз­деление противоположностей, всякая смерть — возврат к их единству в бесконечном. Эта концепция предвосхищает те­орию Гераклита. С именем Анаксимандра и трех других греческих философов Милетской школы связано зарожде­ние греческой науки, т.е. всего комплекса западного научно­го знания.

АНАКСИМЕН ИЗ МИЛЕТА: ионийский философ (ок. 585-525 гг. до Р.Х.). Ученик Анаксимандра и последний пред­ставитель Милетской школы. Ни одно из его произведений не сохранилось, и его мысль известна лишь благодаря Диоге­ну Лаэртскому. Анаксимен считает воздух источником всего живого. Огонь, вода и земля образуются его разряжением или конденсацией. Из различной плотности воздуха возни­кают различные предметы. По Анаксимену, Земля —■ плос­кий диск, парящий в воздухе, а звезды подобны гвоздям, вбитым в небесную сферу, окружающую Землю.

АНАЛИЗ: сведение данных к их принципам или элемен­ там. Анализ вместе с синтезом — один из основных мыс­лительных процессов. В науках о мире (физика, химия) он представляет собой переход от видимого и сложного к не­видимому и простому. Именно потребность в анализе вдох­новляла поиск первоэлементов, начиная от Демокрита и Эпикура и вплоть до современной физики микрочастиц. Что касается человеческой души, то психический анализ (психо­анализ) поведения человека и особенно его житейских не­удач выявляет здесь глубинную мотивацию, которая связана с «комплексами», т.е. с неадаптированностью к реальности. Для этой цели применяется, в частности, анализ снов, ведь именно в снах систематически проявляется бессознатель­ное. Мыслительный анализ направлен на условия и структу­ру мысли, его конечная цель — познание первичной приро­ды духа и в перспективе — разрешение дилеммы абсолютной свободы и предопределения. Он связан с именами Спинозы (II книга «Этики»), Фихте, Ланьо и Гелена.

АНАЛИТИКИ (Первая и Вторая): части «Органона» Арис­тотеля, в которых изложена его логика, в частности теория дедукции и строгого вывода (силлогизма), причем в этой форме она сохранилась до наших дней. Кант писал, что «после Аристотеля формальная логика не продвинулась ни на шаг».

Ххххххххххххххххххх


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: