людей». Она развивает, в частности, «арифметику удовольствий», предназначенную для обеспечения как можно большей суммы счастья. Его законодательная деятельность оказал;: глубокое влияние на развитие преподавания и на реформу законов в пользу бедных. Его произведения: «Введение в основы морали и законодательства» (1789), «Трактат о граж данском и уголовном законодательстве» (1802), «Деонтоло гия»(1834).
БЕРГСОН (Анри): французский философ (Париж, 1859 1941). Блестяще окончив школу, был принят в Высшую нормальную школу в возрасте 19 лет, а в 30 лет уже был доктором филологических наук. Преподаватель в Коллеж дс Франс с 1900 по 1914 г., в 1914 г. избран во Французскую академию, а в 1928 г. получает Нобелевскую премию. Ег размышления о религиозном мистицизме подводят его к об ращению в католицизм, но, когда в 1939 г. разразилась война, он остается солидарен со своими товарищами по вере, преследуемыми немцами. Он умер от пневмонии после долгого стояния в очереди за талонами на питание. Его рефлексия исходит из философии психологического «Я» («Непосредственные данные сознания», 1889; «Материя и память», 1896), углубляется в интуицию жизни («Творческая эволюция», 1907) и раскрывается, наконец, в философии духа («Два источника морали и религии», 1932). Знамениты его теория «глубинного Я», скрытого за слоем «социальной» личности и идентичного внутреннему опыту длительности (du-гёе), его «открытая» мораль творческого гения. «Мысль и движение» (1934) представляет собой серию статей, в частности, о «философской интуиции», «ощущении перемен», а также глубокие и оригинальные размышления об отношениях метафизики и науки. Бергсону также принадлежит самое точное философское осмысление теории относительности, выраженное в форме долгих бесед, которые он мог бы иметь с Эйнштейном («Длительность и мгновенность», 1922). Сначала без устали восхваляемый, затем критикуемый, Бергсон
|
|
занял наконец свое достойное место в историй философии. О нем можно прочесть в работах А. Тибоде «Бергсонизм» и Янкелевича «Анри Бергсон».
БЕРДЯЕВ (Николай): русский философ (Киев, 1874 — Кла-мар, 1948). Преподаватель филологического факультета в Москве (1920), был выслан советским правительством и поселился в Париже. Его рефлексия — критика рационализма и медитация на тему индивидуального существования в Свете христианской веры. Его произведения: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916), «Человек и машина» (1933), «О рабстве и свободе человека» (1946).
БЕРКЛИ (Джордж): ирландский епископ и философ (близ Килкенни, Ирландия, 1685 — Оксфорд, 1753). Преподаватель греческого в Дублине, гебраист и теолог. Путешествовал по Франции, Испании и Италии (1713-1720), уехал на Бермудские острова проповедовать там христианство. После возвращения в Великобританию (1731) закончил жизнь в качестве епископа Клойна (Ирландия). Субъективный идеализм Беркли сводит всю реальность к нашему представлению о ней, что нашло отражение в знаменитой формуле: esse est percipi («быть — значит быть воспринимаемым»). Этот субъективизм, ссылающийся на простой здравый смысл, очень беспокоил Канта: ведь здравый смысл нам внушает, что мир обладает реальностью, независимой от нас, но это чрезвычайно трудно доказать. Его произведения: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о принципах человеческого знания» (1710), «Диалог между Гиласом и Филону-сом» (1713). О нем можно прочесть работу Герульта: «Беркли: четыре трактата о восприятии и о Боге» (1956).
|
|
БЕРНАР (Клод): французский физиолог (Сен-Жюльен, Рона, 1813 — Париж, 1878), профессор экспериментальной физиологии в Сорбонне, позднее — экспериментальной медицины в Коллеж де Франс (1855). Его работы акцентируют внимание на химических феноменах переваривания, на симпатической нервной системе. Он обнаружил методом постепенного прекращения всех органических функций собаки феномен «жизни» в чистом виде, где невозможно разделить,
что относится к физикохимии, а что — к жизни. Идея жизни несводима; это одна из «правящих идей», управляющая физико-химическими феноменами. Бернар является автором сугубо научных работ, где изложил основные принципы своего метода, например во «Введении в исследование по экспериментальной медицине» (1865). См. Биология.
БЕССМЕРТИЕ: свойство не подвергаться смерти. Глубже всего о проблеме бессмертия души размышляет Платон (в диалоге «Федон» от имени одного из собеседников Сократа): он доказывает бессмертие души, опираясь на чувство полноты жизни. Следует различать понятия бессмертия и вечности — второе указывает на нерожденность: Бог не бессмертен, а вечен. Бессмертие — это бесконечная жизнь.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: лишенность сознания, или то, что мы не осознаем, но можем осознать. Второе значение приложимо только к человеку. Гипотеза о бессознательном изложена Лейбницем в первой главе «Новых опытов о человеческом разуме» (1703) в качестве логической гипотезы: «Чтобы услышать шум волны на берегу моря, нужно сначала услышать шум каждой капли воды. Если же шум каждой капли был равен нулю, мы никогда не услышим волну». Лейбниц использует термин «малые восприятия», но это еще не бессознательные восприятия. Гипотеза психологического бессознательного разрабатывалась Бергсоном, размышлявшим о феномене памяти (мы действительно осознаем лишь бесконечно малую часть наших воспоминаний) и феномене привычки (мы действуем, не осознавая этого). «За воспоминаниями, покрывающими ваши насущные заботы и возникающими в зависимости от них, существуют и другие, там, в глубине, под освещенной сознанием сценой. О да, я верю, что наша прошлая жизнь именно там, сохраненная вплоть до мельчайших деталей, и что мы ничего не забываем, что все то, что мы воспринимали, думали, хотели, начиная с момента первого пробуждения сознания, продолжается бесконечно» («Духовная энергия», Эссе и Конференции, 1919). По фрейдистской теории, бессознательное — часть латентной психики, состоящее из желаний, импульсов, наклонностей, которыми мы не можем распоряжаться по той
причине, что они находятся вне поля зрения нашего сознания. Вытесненные за пределы сознания контролирующей властью — так называемой «цензурой» — бессознательные силы тем не менее находят способ проявить себя в «упущенных актах» повседневной жизни (забывание, оговорка), в снах или поведенческих отклонениях (заикание, заторможенность, неспособность завершить начатое действие). «У человека, как у здорового, так и у больного, нередко имеют место психические акты, для объяснения которых нужно предположить другие акты, в которых сознание не принимает никакого участия. И это не только «упущенные акты» или сны здорового человека или все так называемые психические симптомы или феномены отклонения у больного; наш самый что ни на есть личный повседневный опыт раскрывает перед нами идеи, о которых мы сами не знаем, откуда они к нам пришли, или результаты мысли, развитие которой представляет для нас загадку» (Фрейд, «Метапсихология, Бессознательное», 1915). В бессознательном — истинном субстрате психической жизни —; рождаются желания и фан-тазмы, формируются межчеловеческие связи и линии поведения (например, совместимость или несовместимость людей). Возможные методы анализа бессознательного — это метод релаксации и свободной ^ассоциации идей, анализ «упущенных актов» и изучение снов. В последнем случае психоанализ, или анализ психики, предоставляет субъекту возможность рассказывать свои сны: за «явным содержанием» сна, часто бессвязным, он пытается найти глубинную логику, относящуюся к области чувства («латентное содержание» сна). Осознание глубинных мотиваций нашего поведения, которые мы, сами того не зная, подавляем и которыми управляем {комплексы), позволит личности избегать парализующих ее чувств, таких как чувство вины, и быть в большем согласии с самой собой и окружающим миром. Существование бессознательного было поставлено под вопрос: бессознательное, считают некоторые мыслители (бихевиоризм, экзистенциализм), —лишь гипотеза и ни в коей мере не констатация: мы можем знать лишь сознание и т.д. Однако эта гипотеза, по-видимому, прочно у нас обосновалась, судя по успеху психоанализа, часто заставляющего индивида осознавать некоторые вытесненные наклонности, в которых
|
|
он действительно «узнает себя». Этот феномен узнавания и доводом существования бессознательных феноменов. См. Психоанализ.
|
|
БЕТТЕЛЬХЕЙМ (Бруно): американский психоаналитик, австриец по происхождению (Вена, 1903 — Сильвер Спринг, Мэриленд, 1990). Преподавал психологаю образования (1944) и психиатрию в Чикагском университете (1963). Всемирную известность ему принесли работы об инфантильных психозах («Пустая крепость», 1967). Создал в Чикаго специальную школу, в которой лечат и содержат детей, страдающих аутизмом (неспособных приспособиться к жизни в обществе). Он также опубликовал: «Любви недостаточно» (1950), «Диалоги с матерями» (1962), «Психоанализ волшебных сказок» (1973).
БЁМЕ (Якоб): немецкий мистик (Альт-Зейденберг, близ Гёр-лица, 1575 — Гёрлиц, 1624), прозванный «немецким философом». Сначала был простым сапожником. Его первая книга — «Аврора» (1612) — содержит откровения о Боге, человеке, природе. Он привносит свой метафорический стиль в божественное озарение, являющееся первичным условием всякого знания. Бёме оказал значительное влияние на послекантовскую немецкую философию {Фихте, Шеллинг, Гегель) и на все течение романтизма. Ему принадлежит также работа «Тройная жизнь и три принципа». Самое знаменитое его произведение — «Mysterium magnum» (1623).
БИНЕ (Альфред): французский психолог (Ницца, 1857 — Париж, 1911). Считается основателем экспериментальной психологии, которую он сразу ориентировал на изучение разума. Опубликовал «Психологию умозаключения» (1886), «Животный магнетизм» (1887), «Альтерации личности» (1892), «Введение в экспериментальную психологию» (1894). Вынужденный в ходе своей педагогической деятельности искать способы выявления умственно отсталых детей для повышения эффективности образовательного процесса, он пришел к выводу, что нужно установить серию испытаний, в каком возрасте их решают нормальные дети. Совместно с
Симоном он создал также первую «метрическую шкалу способностей» (1905 и 1908), установившую метод ментальных тестов.
БИОЛОГИЯ: наука о жизни. Термин создан одновременно в 1802 г. Ламарком во Франции и Тревиранусом в Германии. Он охватывает одновременно животную и растительную жизнь. Методы биологии: 1) «аналогия», используемая для открытия (взяв за основу пяточную кость, Кювье (1769-1832) смог реконструировать общий скелет палеотериев, после чего был обнаружен оригинал, совершенно идентичный реконструированному образцу); 2) «разнообразное соответствие», используемое для доказательства: если аналогия была не раз доказана, она считается верной. Но основная проблема биологии — проблема природы и происхождения жизни; не рождается ли жизнь из первичной цитоплазмы, ядро которой будет лишь спецификацией, или следует предположить изначальное ядро жизни? Именно этой проблемой напрямую занимались французские ученые (лаборатории Бюре {С. и О.}); их исследования в этой области продвинулись дальше всего. По-видимому, проблема причины раковых заболеваний связана с проблемой происхождения клеточной жизни. См. Жизнь.
БИХЕВИОРИЗМ: психологический метод, основанный на объективном наблюдении. Для бихевиоризма объект психологии — внешнее поведение людей (а не внутренний мир субъекта). Создание бихевиоризма, называемого также «психологией поведения», «психологией реакции», приходится на конец XIX в. и связано с произведением Торн-дайка «Животный разум» (1898). Ватсон в США и Бехтерев в СССР были его создателями. Ограниченность бихевиоризма характерна для всякого объективного изучения человека: человеческая реакция не может быть описана только снаружи, она должна быть понята изнутри. Дескриптивную психологию поведения дополняют понимающая психология поведения и внутреннее созерцание. См. Психология.
ЬЛАГА (Лучиан): румынский писатель и философ (Ланкрэм, близ Сибиу, 1895 — Клуж, 1961). Его философское твор-
чество («Трилогия познания», 1931-1934; «Трилогия культуры», 1936-1937; «Трилогия ценностей», 1946)ведет к утверждению поэзии как лирического метода познания. Одна из его основных тем — разрыв между природой и цивилизацией, преодоленный в архаической и мифической деревне.
БЛАГОДАТЬ (милость): бескорыстный дар, благосклонность как результат чистой благожелательности. В
теологии — участие в божественной жизни. Теологическая проблема благодати заключена в вопросе: может ли она быть результатом внутреннего совершенствования, добродетельного поведения человека (католическая концепция) или же она совершенно не зависит от наших усилий, будучи чисто божественной помощью, на которую мы не оказываем никакого воздействия, наподобие судьбы (протестантская концепция, также концепция янсенизма). Вопрос, следовательно, в том, что же определяет действенность благодати: человеческое действие или божественный выбор. Благодать представляет собой единственное чудо в собственном смысле слова, ведь истинное чудо — это внутреннее чудо обращения (а не г внешние чудеса, которые могут лишь поразить воображение и всегда остаются довольно сомнительными).
БЛАН (Луи): французский историк, политический деятель и теоретик социализма (Мадрид, 1811 — Канны, 1882). Журналист, опубликовал брошюру об «Организации труда» (1839), затем — работу «Право на труд» («каждому по потребностям; каждому по способностям»), в которой он развивает теорию, позитивную и оригинальную одновременно. Он критикует принцип конкуренции, защищает идею организации трудящихся в «социальные ателье»; но принципиальная оригинальность его экономической теории в том, что в его концепции государство составляет один из основных элементов социальной реформы. Именно здесь он противостоит коммунизму, выдвигая вместо идеи социальной ре7 волюции и разрушения существующего государства проект гораздо более реалистический и современный: проект реформы общества и органов управления под руководством государства, единственно способного эффективно, осущест-
вить социалистическую политику. Ему принадлежит также «История Французской революции» (1847-1862).
БЛАНШЕ (Робер): французский философ и логик (Соз-Восэ, Дё-Севр, 1898 — Тулуза, 1975). Его размышления об истории физики, о картезианском механизме математизации современной физики развивают анализ основополагающих методов науки. Основные произведения: «Физическая наука и реальность. Реализм, позитивизм, математизация» (1946), «Аксиоматика» (1955), «Введение в современную логику» (1957), «Мыслительные структуры. Эссе о систематической организации понятий» (1966), «Современная наука и рационализм» (1967), «Экспериментальный метод и философия физики» (1969), «Логика и ее история от Аристотеля до Рассела» (1971), «Умозаключение» (1973).
ЛОНДЕЛЬ (Морис): французский философ (Дижон, 1861 — Экс-ан-Прованс, 1949). С 1895 г. преподавал на факультете в Эксе. Его философия действия является, по сути, религией действия, раскрывающей в опыте действующей воли «супрафеноменальный» мир —-мир воплощенной веры. Его докторская диссертация — «Действие, попытка критики жизни и построения практической науки» (1893) — повлияла на его дальнейшее творчество, от «Идеалистической иллюзии» (1898) до «Христианского духа и философии» (1939).
БЛОХ (Эрнст): немецкий философ (Людвигсхафен, 1885 — Тюбинген, 1977). В ранней молодости примкнул к социалистическому движению. Его первое крупное произведение — «Дух утопии» (1918) — показывает, что утопия необходима людям для приобретения исторического сознания. Преследуемый нацистами, изгнанный за пределы страны, он в 1935 г. публикует «Наследие этого времени», где дается описание массовой психологии фашизма. Его основное произведение — «Принцип надежды» (3 тома, 1954-1959). Ему принадлежит также работа по истории права «Abriss der sozialen Utopien» (во Франции опубликована под заголовком «Естественное право и человеческое достоинство»).
БЛУЖДАНИЕ: постоянное заблуждение, жизнь в иллюзии и неопределенности относительно абсолютной истины. Этот термин, вызывающий в памяти образ «Вечного жида», бесконечно блуждающего за пределами Земли Обетованной, характеризует, по Хапдеггеру, перманентное состояние философской рефлексии от Платона до Гегеля (который, по Хайдеггеру, силился объективно познать истину в форме понятия, вместо того чтобы реализовать ее в себе как форму присутствия).
БОГ: объект веры и культа у людей. Существование Бога.
Различают два типа теоретического доказательства в пользу существования Бога: 1) так называемые космологические доказательства (от греч. kosmos -— мир), которые через цепочку причин восходят к бесконечному (например, мне на голову падает черепица. Причина этого падения — ветер. Но в чем причина ветра? Мы сошлемся на понижение давления. Но в чем тогда его причина? и т.д.), чтобы из него вывести существование первопричины, творца, или же исходят из созерцания природы, например из красоты восхода солнца {Руссо, например), чтобы вывести из этого необходимость существования высшего художника; 2) онтологическое доказательство (от греч. on, ontos — бытие), которое, наоборот, выводит умозаключение из идеи Бога как совершенного существа и доказывает, что, поскольку он совершенен и обладает всеми качествами, он с необходимостью существует. По Канту, эти теоретические доказательства никогда не смогли бы получить поддержку, если бы им не предшествовала заложенная в нас некоторая практическая уверенность. Она, в свою очередь, может быть основана либо на факте нашего морального сознания (Кант), или на сознании нашей конечности и некоей изначальной деятельности в нас, более глубокой, чем мы сами {Фихте). Природа Бога. «Природа Бога», или, иными словами, способ, каким верующие представляют себе Бога, позволяет выделить, с одной стороны, теизм — веру в личного и живого Бога и, с другой стороны, деизм, признающий существование Бога, но отрицающий какое бы то ни было его проявление и изображение Бога (иудаизм, протестантизм). Не обязательно быть философом, мыслителем, даже атеистом, чтобы размышлять о проблеме Бога и зна-
ния — или иллюзии знания, — которое мы можем о нем иметь: «Бог познается сердцем, а не разумом. Это и есть вера, Бог отвечает сердцу, а не разуму» (Паскаль [1623-1662], мысль 278); «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не бог философов и ученых». Для Фихте, впрочем как и для Спинозы, наоборот, «только пламя ясного сознания, всецело прозрачного для самого себя и свободно владеющего собой, способно обеспечить, в силу самой этой ясности, незыблемое присутствие абсолюта («Посвящение в блаженную жизнь», 1806). Не видя возможности познания Бога — сердцем или разумом — некоторые мыслители, несмотря на это, выдвигают Бога как потребность: «Если бы Бога не было, — говорит Вольтер, — его следовало бы выдумать», потому что «если Бога нет, то все позволено» (Достоевский). Ницше же, наоборот, удовлетворяется констатацией отсутствия у нас познания и даже какого бы то ни было сознания Бога: «Бог умер в сознании европейцев... я просто объявляю эту новость» — и пророчествует': «Нам следует ожидать долгую череду, долгое изобилие разрушений, уничтожения, руин и потрясений» («Веселая наука», 1882). Фейербах и Маркс идут дальше, они не просто констатируют отсутствие Бога, но критикуют всякую веру в Бога: «Боги — это реализованные желания людей»; «Бедный человек владеет богатым богом» (Фейербах, «Сущность христианства», 1841). Маркс разоблачает религиозную мифологию: «Религия — это опиум народа; она укачивает его в надежде на потустороннее, чтобы отвратить его от социальной революции здесь» («К вопросу о критике философии права Гегеля», 1843). Но именно по поводу существования Бога Паскаль сказал: «Мы бессильны найти доказательство, неопровержимое для любого догматизма. Но у нас есть идея истины, неопровержимая никаким пирронизмом». См. Пиррон.
ЗАНКЕТ (Бернард): английский философ (Алник, Нортам-берленд, 1848 —Лондон, 1923). Профессор в Сент-Андрусе (Шотландия), друг Брэдли. Автор многочисленных работ по логике, эстетике и морали: «History of Aesthetics» (1892), «Civilization of Christendom» (1893), «The philosophical Theory of the State» (1899), «The Value and Destiny of the Individual» (1913); Английский представитель гегельянства.
БОЛДУИН (Джеймс Марк): американский психолог и социолог (Колумбия, Южная Каролина, 1861 —Париж, 1934). Его исследования посвящены, в частности, психологии ребенка и социальной психологии. Играл важную роль на первых международных конгрессах по психологии. Объясняет органы тела, законы, социальные убеждения, исходя из их функций, необходимости адаптации и селекции. В этом проявляется его функционалистская и дарвинистская направленность. Его произведения: «Социальная и этическая интерпретация в умственном развитии» (1896), «Развитие и эволюция» (1902), «Индивид и общество» (1910).
БОЛЕЗНЬ: отклонения в структуре или функционировании органов. Всякая болезнь имеет психологический аспект: индивид чувствует, что он болен и временно выключен из жизни остальных людей. Этот психологический характер болезни — так же как и характер любой психологической болезни — связан с отсутствием адаптации. При психологических заболеваниях пациент может либо просто ощущать себя неадаптированным (невроз), либо эта неприспособленность может действительно иметь место и быть при этом бессознательной (психоз). Обычно говорят не столько о психических болезнях, сколько о психических отклонениях, или патологическом феномене. Болезнь противоположна здоровью, которое не что иное, как «жизнь в молчании органов» (Лериш), и — с психологической точки зрения — счастью, полноценному участию индивида в собственной жизни и в жизни общества. См. Патологический.
БОЛЬ: физическое состояние, в принципе неприятное; однако всякое ощущение, даже приятное, при определенной интенсивности трансформируется в боль. Различают собственно физиологическую боль (например, зубная боль) и психологическую боль (например, эмоции). Для некоторых пессимистических философов, как для Шопенгауэра, только боль раскрывает реальное положение вещей в мире, а удовольствие так же непрочно, как сон. Обладает ли она моральной ценностью? Христианство, со своей стороны, утверждает очистительный характер боли как добродетели. «Долоризм», основатель которого Ю. Тепп, ут-
верждает не только косвенную полезность боли — либо как фактора физической и моральной нечувствительности (стоики), либо как очистительного испытания, — но утверждает также, что боль даже обогащает человека «в том, что она останавливает импульсы животной жизни и позволяет таким образом духу достичь гегемонии, необходимой для художественного и литературного творчества». Однако нам кажется, что истинная боль обычно влечет за собой упадок личности, препятствуя ее расцвету и мешая тем самым всякому истинному творчеству.
БОНАЛЬД (Луи, виконт де): французский философ (Шато де Монна, близ Мийо, 1754-1840). Мэр Мийо с 1785 по 1789 г., президент Государственной ассамблеи Аверона в 1790 г., сторонник монархии и религии, с 1816 г. член Французской академии. Опубликовал: «Теорию политической и религиозной власти» (1796), «Аналитическое эссе о естественных законах социального порядка» (1800), «Философские исследования» (1818). Бональд считает, что социальная природа человека исходит не из договора, как у Руссо, но от Бога, который сотворил человека социальным существом, дав ему язык. Религиозное общество, таким образом, неотделимо от общества гражданского. Эти философские идеи оказали глубокое влияние на монархистскую мысль XIX в.
БОЭЦИЙ: римский философ, государственный деятель и поэт (Рим, ок. 480 — близ Павии, 524), министр Теодориха Великого, автор «Утешения философией». Комментируя произведения Платона и Аристотеля, он один из первых применил метод философского комментария, позднее ставший одним из способов обучения.
БРАХМАН: в индийской философии — душа как выражение универсальной жизни. Противостоит атману — индивидуальной душе каждого человека.
БРЕЙЕР (Эмиль): французский философ (Бар-лё-Дюк, 1876 — Париж, 1952), автор монументальной «Истории философии» (1926-1932) от досократиков до наших дней, с приложением по индийской философии
БРЕНТАНО (Франц): немецкий философ и психолог (Мари-енберг, 1838 — Цюрих, 1917). Был преподавателем философии в Вюрцбурге, Вене до 1895 г., во Флоренции, Цюрихе с 1915 г. Он вычленил логику психологии и основал феноменологию (описание законов, которые управляют феноменами сознания). Повлиял на Гуссерля, использовавшего его понятие интенциональности. Ему принадлежат: «Психология с эмпирической точки зрения» (1874-1928), «Об источнике морального сознания» (1889), «О классификации психических феноменов» (1911).
БРУНО (Джордано): итальянский мыслитель и писатель (Нола, Неаполитанское королевство, 1548 — Рим, 1600). Его жизнь — символ свободы мысли. Принятый в 17 лет в доминиканский монастырь в Неаполе, он изучает теологию, а также современную и античную философию: Гераклита, Демокрита. За свою пантеистическую мысль он был осужден в Риме как еретик (1576); бежав из тюрьмы, жил в Женеве, затем в Тулузе и Париже; преподавал в Оксфорде, затем в Германии, Праге и, наконец, в Венеции, где был выдан церкви. Даже под пытками он не отрекается от своих идей; приговор — сожжение на костре. Бруно знаменует собой зарю Ренессанса и появление индивидуальной антидогматической рефлексии; последователь неоплатонизма, он настаивает на том, что для познания мира необходимы только разум и опыт, а не вера и абстрактная традиция. Его произведения: «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О причине, принципе и единстве» (1584), «О бесконечности, вселенной и мирах» (1585). '
БРЮНСВИК (Леон): французский философ и историк философии (Париж, 1869 — Экс-ле-Бен, 1944). Профессор Сорбонны (1909), возобновил теорию познания, созданную кан-товской критикой, но уже в свете углубленного научного знания. Его философия суждения («Модальность суждения», 1897) рассматривает умственный труд в области математики как сугубо творческую деятельность («Этапы математической философии», 1912); его подход к истории философии («Спиноза и его современники», 1894), предполагающий избирательный подход к творчеству каждого автора, отделе-
ние истинного от ложного, зерен от плевел, иногда поступается подлинной исторической объективностью.
БУБЕР (Мартин): израильский философ австрийского происхождения (Вена, 1878 — Иерусалим, 1965). Возобновил изучение еврейской традиции и возродил изучение хасидизма («История хасидизма», 1927). Его социальная философия опирается на индивидуальные отношения в обществе («Я и Ты», 1923; «Гог и Магог», 1941; «Пути утопии», 1949).
БУДДИЗМ: доктрина и церковь, основанные Буддой Шакья-муни («одиноким из Шакья», т.е. «из зарослей тростника») (VI в. до Р.Х.). Китайское предание, оспариваемое индусами, отождествляет Будду с Лао-Цзы. Буддизм возник в Индии, на окраинах Непала (конец VI в. до Р.Х.), затем в различных формах распространился в различных странах Азии. Доктрина нацелена на упразднение всех желаний, затемняющих (майя) истинную реальность вещей; аскеза, основанная на практике йоги, ведет к «просветлению», нирване. Мудрость освобождает душу от переселения, т.е. от ее вечного блуждания, от перевоплощения в новой жизни, вплоть до приобретения совершенной мудрости, которая представляет собой душевный покой. Большая часть догм заимствована из брахманистской философии, в частности положение, что боль напрямую связана с существованием; чувство же существования, происходящее из незнания, само, в свою очередь, связано с желаниями. Буддизм — не столько форма мысли, сколько форма жизни, не столько философия, сколько религия. Среди буддистских школ школа йоги, или «Тантра», наиболее распространена в Китае, «дзен» -— в Японии.
«БУРИДАНОВ (осел)»: знаменитая басня, приписываемая схоластическому философу Буридану, изображающая осла, умирающего от голода между охапкой овса и ведром воды из-за невозможности выбрать между двумя равноценными благами. Вопреки общепринятому мнению здесь скрывается доказательство при помощи абсурда: того, что в действительности всегда присутствует выбор и что существует дина-
мизм акта, независимый от какого бы то ни бьшо объективного мотива. Однако в дошедших до нас произведениях Буридана этой басни нет.