ГЕЛЕН (Арнольд): немецкий философ (Лейпциг, 1904 — Гамбург, 1976). В «Теории свободы воли» проводит строгую рефлексивную мысль, опирающуюся на Фихте, затем в сочинении «Человек, его природа и его место во вселенной» (1940) — социальную антропологию функционалистского типа. Он написал, в частности: «Исследования по антропологии и социологии» (1963), «Мораль и гипермораль» (1969).
ГЕЛИН (Арнольд): бельгийский философ (Антверпен, 1624 — Лейден, 1669). Пропагандировал картезианство в Голландии своими «Metaphysica vera», «Ethica», «Physica vera» — произведениями, опубликованными уже после его смерти. Еще до Малъбранша пришел к окказионализму, отрицающему взаимодействие души и тела, которые он сравнивает, как это сделает Лейбниц, с двумя часовыми механизмами, согласованными, хотя и независимыми.
ГЕЛЬВЕЦИИ (Клод Адриан): французский философ (Париж, 1715 — Версаль, 1771). Уже в раннем возрасте он прочитал «Опыт о человеческом разуме» Локка, и тот становится его учителем в философии. Его произведение «О духе» (1758), осужденное Королевским советом, а затем парижским парламентом, и произведение «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1772) представляют собой, говоря словами Дидро, «яростный удар дубинкой, обрушенный на предрассудки всех видов». Его философия — материалистический сенсуализм: существуют лишь материальные объекты, а познание — лишь продукт наших ощущений. Исповедовал абсолютный атеизм, прямо связывая, как большинство энциклопедистов, религию и тиранию. Критиковал практиковавшееся тогда распределение богатств и выступал за реформу законодательства, представляющего собой результат феодального общества.
ГЕНИЙ (от лат. ingenium — естественная предрасположенность): природа, внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает благодатные качества личности (лат. genius — божество, от которого зависит рождение). В еще более узком смысле гений — это способность изобретать. Истинно творческий дух приобретает свою мощь как
будто из некой силы, превосходящей человека: Кант определял гений как «силу природы», выражая таким образом его общность с универсумом или связь с жизнью или с Богом, где гений должен найти основу своего могущества. Действительно, почти во всех областях человеческой деятельности, кроме, может б^ыть, математики (19-летний Эварист Галуа — уже основатель теории множеств), «гений — это долготерпение», результат зрелости и продолжительного труда в своей специальности. «Злой гений» обычно означает неудачу: тот, кто желает достигнуть определенного результата, а достигает прямо противоположный (например, тот, кто протягивает руку, чтобы налить себе воды, и разбивает бутылку; или тот, кто дает человеку, как ему кажется, правильный совет, приводящий последнего к самоубийству, и т.д.), считает, что это злой гений сыграл с ним подобную шутку. Декарт использует этот термин в первом «Размышлении» для обозначения существования Бога-обманщика (все, что нам кажется истинным, самые живые восприятия мира будут лишь иллюзией) и обоснования радикального или «метафизического» сомнения (отличного от простого «естественного» сомнения).
ГЕНОЦИД: методическое уничтожение человеческой группы — национальной, этнической, расовой или религиозной. Фашистский геноцид, коснувшийся 6 млн. евреев во время второй мировой войны во имя высшей «нордической» расы, или турецкий геноцид, затронувший армян в 1895-1896 и в 1915-1916 гг., или уничтожение американских индейцев англосаксонскими колонистами, или легендарных альбигойцев, не находит себе ни биологического, ни психологического, ни исторического, ни морального или религиозного оправдания. См. Расизм.
ГЕРАКЛИТ: греческий философ (Эфес, Малая Азия, ок. 540-480 гг. до Р.Х.). Член королевской семьи, античный философ огня — «творца мира и людей». Из его трактата «О природе» до нас дошли лишь фрагменты, написанные ионийской прозой. Это философ становления, постоянного изменения всех вещей (panta rei): холодное становится горячим, день становится ночью, живущий умирает и т.д. Эта глубокая чувстви-
тельность к становлению сделала его античным философом чувственного мира. Он противостоит «элеатам» (Парменид, Зенон), подчеркивавшим неподвижность бытия, и философии «сущностей» Платона.
ГЕРБ APT (Иоганн Фридрих): немецкий философ и педагог (Ольденбург, 1776 — Гёттинген, 1841). Изучал в Швеции педагогические методы Песталоцци, затем стал профессором в Гёттингене (1805), сменил Канта на кафедре философии в Кенигсберге (1809) и, наконец, вернулся в Гёттинген (1833). Все его творчество — попытка поднять психологию до уровня точной науки. Его «динамическая» психология представляет собой изучение психических «сил» и их взаимодействия. Его произведения: «Уточнение к введению в философию» (1813), «Психология как наука» (1824-1825), «Общая метафизика» (1828-1829) и «Философская энциклопедия» (1831). Гербарт основал школу «динамической психологии», основные представители которой — В. Дро-биш (1802-1896) и В. Виндельбанд.
ГЕРМЕНЕВТИКА (от гр. hermeneuein — интерпретировать): теория интерпретации знаков. Философская рефлек сия о религиозных символах, мифах и вообще о лю бой форме человеческого выражения (о смысле эмоции, произведения искусства и т.д.). Герменевтика человеческих феноменов, требующая «интерпретации» и понимания, противостоит объективному «анализу» феноменов природы; это одно из основных понятий современной философии, в частности — экзистенциальной феноменологии (Хайдеггер в «Бытии и Времени», Ясперс, Сартр, Рикер): человеческое существование — это «знак», смысл которого и должен искать философ.
ГЕРМЕТИЗМ: качество того, что с трудом поддается пониманию. Первоначально герметизм означал тайную доктрину средневековых алхимиков: его объектом являлась трансмутация металлов и универсальная медицина. Сегодня термин синонимичен «оккультному знанию» и охватывает собой опыт факиров, ясновидящих, гадателей.
ГЕРОИ (от гр. herds,— полубог): человек, чья воля к «пре одолению» (препятствий) возвышает его над остальными людьми. В классическом смысле слова герой определяется любовью к риску; образец здесь —воин, окруженный ореолом военных побед: древнегреческие «герои» завоевывали этот титул высокопробным проявлением необычайной физической силы (например, Геракл еще в колыбели уничтожает змею; появление Ахилла, наводящее страх на целые армии). Сегодня в силу особенностей современного вооружения этот военный смысл слова применим лишь к «ветеранам», выполнившим свой долг из чистого послушания, тогда как внешние обстоятельства заставляют нас задним числом рассматривать их как героев. Истинное же восприятие слова, наоборот, предполагает позитивное действие или творчество: героем является тот, кто воплощает в себе национальное или революционное дело, кто рождает единодушие вокруг себя и образует подлинную историческую силу (все великие национальные или политические фигуры являются героями в этом смысле слова). Наконец, герой может быть создателем важных культурных ценностей: Бергсон (в «Двух источниках морали и религии») провозглашает героями Сократа и Христа: Христа за подаренное человечеству откровение о ценности «милосердия» (в этом же ряду стоит и Руссо с его откровением о «чувстве природы»). Вообще герой представляет стиль жизни (так же как «святой» и «мудрец»), противостоящий жизни «прозаической» и отличающейся крайне плодотворной творческой активностью (тогда как «святой» и «мудрец» ничего в мире не творят: первый оторвался и абстрагировался от него; второй наслаждается своим простым и искренним созерцанием). См. Мудрость, Святой.
ГЕРУ (Марсель): французский философ и историк философии (Гавр, 1891 — Булонь/Сена, 1978). Был профессором факультета в Страсбурге (1929-1945), в Сорбонне (1945-1951), Коллеж де Франс (1951-1962). Его работы по философии Фихте («Эволюция и структура наукоучения Фихте», 1930), о «Трансцендентальной философии Соломона Май-мона» (1930), о Лейбнице («Динамика и метафизика Лейбница», 1934), более поздние: «Декарт согласно порядку дово-
дов» (1953), «Мальбранш» (1955-1959), «Спиноза» (1967) впервые возводят историю философской мысли в ранг науки, исторически точной и философски строгой одновременно: историческая точность основывается на реальности текстов, философская строгость — на их рациональном понимании (которое соотносится не с субъективным критерием, внешним философскому произведению, но с объективной «структурой» систем, с их внутренней согласованностью). Эта позиция историка сама оказывается философски оправданной и обоснованной в произведении «Философия истории философии» (посмертно в 1979 г.) и в 3 томах «Истории истории философии» (1984-1989). Геру предстает перед нами не только как великий историк, но и как первый философ, критически обосновавший легитимность истории философии.
ГЕРЦЕН (Александр Иванович): русский философ, критик и писатель (Москва, 1812 — Париж, 1870), псевдоним — Искандер. Опубликовал философские эссе («Дилетантизм в науке», 1843). Его произведение, обличающее царский режим в России, — «О развитии революционных идей в России» (1850) — имело большое политическое влияние. Считал русскую сельскую общину краеугольным камнем аграрного социализма.
ГЕСНАР (Анжело Луи Мари): французский психиатр (Пон-тиви, Морбиан, 1886 — Рошфор-сюр-Мер, 1969). Пропагандировал во Франции учение Фрейда и психоаналитический метод («Психоанализ неврозов и психозов», совместно с Э. Режи, 1912). Его произведения, крайне строгие и конкретные: «Зловещий мир вины» (1949), «Психоанализ межчеловеческих связей» (1957), «Фобии и фобический невроз» (1961), «Психология преступления» (1962), «От Фрейда до Лакана» (1970), образуют творчество «открытого психоанализа», где идеи Фрейда пересмотрены и обогащены последними данными биологии, лингвистики, феноменологии и социологии. Этот пионер психоанализа по-прежнему остается в авангарде французского психоаналитического движения.
ГЕТЕРОНОМИЯ: условие, при котором личность находит закон для своих действий вовне, а не внутри себя.
Кант показал, что гетерономная воля не может быть свободной, а вытекающее из нее действие — морально ценным. Например, тот, кому «препятствуют» делать добро или зло, не сможет нести за него ответственность; точно так же действие того, кто творит добро из приличия, подражания или интереса, не имеет никакого морального смысла.
ГЁФФДИНГ (Харальд): датский философ (Копенгаген, 1843 — там же, 1931). Его мысль опирается на Спинозу, Канта и английскую философию. Им опубликованы: «Философия в послегегелевской Германии» (1872), «Введение в современную английскую философию» (1874), «Обоснование человеческой этики» (1876), «Психологическое обоснование логического суждения» (1899), «Философия Бергсона» (1914).
ГЕШТАЛЬТИЗМ (от нем. Gestalt — структура): теория формы. Первоначально это была психологическая теория организма как «целостной структуры», развивавшаяся К. Гольд-штейном (в «Структуре организма»), Мерло-Понти (в «Структуре поведения»). «Гештальтизм» сегодня обычно означает теорию развитого восприятия (Гийом), по которой мы воспринимаем прежде всего общие структуры. См. Формы (теория); мозговых локализаций (теория).
ГИПАТИЯ: греческий философ и математик (Александрия, ок. 370 — там же, 415). К 400 г. стояла во главе неоплатонической школы. Убита христианами.
ГИПНОЗ: искусственно вызванный сон. Гипноз вызывают исключительно психологические процессы. Здесь можно выделить три фазы: \) летаргия, обычно вызываемая фиксированным взглядом; 2) каталепсия (приостановка чувствительности и волевых движений), вызываемая внезапной и сильной световой проекцией или неожиданным и сильным шумом; 3) вызванный сомнамбулизм (автоматическое проявление бессознательного). Гипноз, таким образом, дает место для проявлений бессознательного или забытого, выражающегося в словах, передающих старые или недавние воспоминания, забытые или вытесненные бессознательным
(«секреты» индивида). Гипноз и особенно гипнотическое внушение (искусственно вызванный гипноз) были использованы в качестве средств психологического анализа для открытия индивидуального бессознательного, а также для того, чтобы заставить преступника признаться в содеянном преступлении или правонарушении. С помощью гипноза и чисто психологических процессов можно также вызвать анестезию, необходимую при хирургическом вмешательстве. Не все могут быть загипнотизированы, но лишь очень впечатлительные люди или те, кто добровольно поддаются гипнозу.
ГИПОТЕЗА: возможная, но еще не доказанная истина.
Гипотеза — это идея, с помощью которой мы интерпретируем факты. Наука, как и философская рефлексия, предполагает (по Платону и Фихте) постоянный «круговорот» фактов и идей. Наблюдение фактов представляет собой первый момент всякого исследования, объяснительная гипотеза — второй момент и экспериментальная проверка — третий. В психологии способность к созданию гипотез является мерилом творческих способностей личности. В области науки следует различать гипотезу-закон, или малую гипотезу как предвосхищение закона, и большую гипотезу, или гипотезу-теорию, предлагающую целостное объяснение универсума (например, его возникновения и формирования — Лаплас; природы материи —- атомизм и т.д.). «Гипотетическое» противостоит реальному, как вероятное — очевидному.
ГИППИЙ (из Элиды): греческий математик и философ (вторая половина V в. до Р.Х.). Платон выводит его образ в трех диалогах: «Протагор» (живая сатира на софистов в связи с проблемой добродетели: «можно ли ей научить?»), «Гип-пий меньший» (против софистики), «Гиппий больший» (о природе прекрасного). Он изобрел новую кривую — квад-ратрису, которую, к сожалению, нельзя построить при помощи циркуля и линейки, в результате чего она вышла за рамки греческой геометрии.
ГНЕВ: эмоциональное возбуждение агрессивной направленности. Различают горячий гнев, спонтанно выражаю
щийся в жестах и криках, и холодный гнев, обдуманный, содержательный, который, возникнув у ребенка, может привести к обмороку. Часто гнев — реакция бегства от ответственности: когда индивид психологически не способен решить практическую проблему (должен ли он спасти друга, который стал вором, преследуемым полицией?), он гневается на ситуацию; или же когда индивид убежден в том, что он не прав, но не может приспособиться к мысли, что он не прав в данной ситуации, он гневается и т.д. Следовательно, гнев, по сути, — пораженческое поведение.
ГНОСЕОЛОГИЯ: теория познания, его истоков и его форм. «Критика чистого разума» Канта, в частности «Аналитики», является гносеологией: она анализирует различные основополагающие понятия, наличествующие в любом знании о мире. Эпистемология, или теория основных методов, используемых, в науках, охватывает почти все поле гносеологии. Однако существует и теория эстетического,
или аффективного, познания (Шелер, Кассирер, Дюфренн), выходящая за рамки классической гносеологии. Гносеологию противопоставляют онтологии — теории бытия, объекта познания. Гносеология же остается теорией познающего субъекта и, как правило, идеализмом.
ГНОСТИЦИЗМ: система философско-религиозной мысли, основанная не на приобретенном знании, но на внутреннем откровении, позволяющем достигнуть познания божественных вещей, оставленных для посвященных.
Мы находим гностическую мысль в эллинистическом гер-метизме, иудаизме Филона Александрийского и Каббалы, христианстве первых веков, исмаилизме ислама.
ГОББС (Томас): английский философ (Уеспорт, 1588 — Хар-дуик Холл, 1679). Материалист, отрицающий существование души, выводящий идеи и знания из ощущений. Его утилитаристская мораль (изложенная в «Элементах законов естественных и политических», 1640, опубл. в 1650 г., и в «Левиафане») знаменита тем, что указывает истоки деспотизма в естественной предрасположенности человека — «человек человеку волк»; в естественном состоянии мы на-
блюдаем «войну всех против всех». Таким образом она противостоит «монархии, божественной по праву», не без некоторой доли цинизма устанавливающей абсолютизм договором, по которому индивиды отчуждают все права в пользу одного суверена (монарха или совета). Его теория будет оспорена теоретиками договора (как правило, направленного на ограничение королевских прав), в частности Руссо.
ГОБЛО (Эдмон): французский философ (Мамер, 1858 — Ла-барош, 1935). Обновил теорию доказательства. Им написаны: «Очерк о классификации наук» (1898), «Правосудие и свобода» (1898), «Трактат по логике» (1918), «Система наук» (1922).
ГОЛЬБАХ (Поль Анри Тири, барон де): французский философ (Эдесхейн, Палатина, 1723 — Париж, 1789). Сыграл важную роль в распространении материализма во второй половине XVIII в. Автор «Системы природы» (1770). Критиковал религию по трем пунктам: она противоречит разуму, она мешает человеку обрести счастье, она потворствует политической тирании.
ГОЛЬДМАН (Люсьен): французский философ (Бухарест, 1913 — Париж, 1970). Сделал диалектический материализм краеугольным камнем своей критики классических литературных произведений: «Расина» (1956), Паскаля в «Потаенном Боге» (1956), современного романа («К социологии романа», 1964). Ему также принадлежат: «Гуманитарные науки й философия» (1952), «Диалектические исследования» (1958).
ГОЛЬДШМИДТ (Виктор): французский философ немецкого происхождения (Берлин, 1914 — Амьен, 1981). Преподавал в Сорбонне, затем в Ренне (1956), Клермон-Ферране (1966), Амьене (1976-1981). Его исследования по истории философии, как и исследования Геру, построены на основе строгого структуралистского метода. Им написаны: «Эссе о Крати-ле» (1940), «Диалоги Платона. Структура и диалектический метод» (1947), «Антропология и политика. Принципы сис-
темы Руссо» (1974), «Учение Эпикура и право» (1977). Его главным произведением является «Система стоиков и идея времени» (1953).
ГОНЗЕТ (Фердинанд): швейцарский философ (Сонвилье, Жюра Бернуа, 1890 — Лозанна, 1975). В Цюрихе и Берне преподавал так называемую «открытую» философию, опирающуюся на науку. Все ее понятия — от истинного до действенного — открыты опыту, всегда связаны с ситуацией, т.е. в каждую эпоху зависят от истории той среды, в которой они себя реализуют. Его главные произведения: «Основы математики» (1926), «Математика и реальность, очерк об аксиоматическом методе» (1936), «Что такое логика?» (1937), «Геометрия и проблема пространства» (1945-1955), «Метафизика и увертюра к опыту» (1960), «Проблема времени» (1964), «Референциал: опосредованный универсум» (1975).
«ГОРГИЙ»: диалог Платона (ок. 393 г. до Р.Х.), в котором учение Сократа о диалоге, целью которого является поиск правильного жизненного поведения, противопоставлено диалогу софистов о риторике, представляющей собой лишь технику победы над соперником.
ГОРДОСТЬ: чрезмерное самопочитание. Все великие технические творения (мост Ксеркса через Босфор в античности, Вавилонская башня) сначала воспринимались как гордый вызов, бросаемый человеком Богу и Природе. В действительности универсум бесконечен, и среди созданного человеком нет настолько замечательной техники, чтобы она не показалась ничтожной с точки зрения универсума. Следовательно, гордость — это не столько теологический грех, сколько психологический и социальный недостаток: здесь она образует препятствие для отношений с другим и отличается определенным культом внутреннего мира и тайны, а также неизменной тенденцией рассматривать другого как чистое ничто. Гордыня, следовательно, представляет собой позицию социального вызова, влекущую за собой те же самые катастрофы, которые древние греки наивно приписывали мести богов.
«ГОСУДАРСТВО (республика)»: диалог Платона, состоящий из 12 книг, в котором изложена его политическая философия. Его оригинальность в том, что структура нации и равновесие общества понимаются здесь по аналогии с индивидуальным равновесием души. Индивид состоит из трех элементов: физических желаний, сердца, или сферы чувств, и умственной деятельности; мудрость — это результат равновесия между этими тремя функциями. Точно так же и общество находится в равновесном состоянии, если коммерческие структуры (экономика на службе у желаний), армия (чувственный элемент нации) и политическое управление (аналогичное умственным способностям) находятся в гармоничной иерархии: общество, целиком и полностью основанное на экономике, может погибнуть из-за ложного идеала, из-за перепроизводства или слабости армии (общество торговцев); точно так же и перевес в обществе военного слоя может привести к военной диктатуре и тем самым уничтожить республику; именно поэтому вопросом первостепенной важности становится автономная политическая власть. Государство определяется необходимостью разделения и равновесия трех вышеупомянутых функций. Что же касается практического применения изложенной здесь идеальной схемы, этому посвящен другой диалог Платона — «Законы».
ГОСУДАРСТВО: политический организм, созданный обществом. Различают две юридические категории: составное, или федеральное, государство и единое государство, определяемое территорией, населением, языком, правительством. Между этими двумя формами расположено понятие конфедеративного государства, в котором решения могут быть приняты только при единогласной поддержке субъектов федерации. Понятие государства ведет свое начало от понятия города (civitas). Философы с давних пор задавались вопросом о природе связи или договора, объединяющего членов общества и его правителей: английский философ Гоббс знаменит своей теорией политической власти, изложенной в работах «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651): в естественном состоянии человек движим лишь желанием и страхом, отсюда ;— ситуация непрерывного конфликта («война всех против всех»), когда «человек чело-
веку волк». Тогда разум, который является не божественной способностью, но просто способностью рассчитывать благоприятные и неблагоприятные последствия, предлагает решение проблемы: государство. «Под государством мы понимаем тот факт, что воля одного человека, в силу договора с большим количеством людей, должна восприниматься как их общая воля, так чтобы она могла использовать силы и ресурсы частных лиц для поддержания мира и защиты всех» («О гражданине»). Для Руссо «государство, или гражданское общество, представляет собой единую моральную личность, жизнь которой подчинена объединению ее членов» («Общественный договор», 1762). Его целью является «безопасность и благосостояние его членов» (там же). Проблема природы Общественного договора — это именно государственная проблема: «Найти такую форму объединения, которая, посредством общей силы, защитит и сохранит личность и блага каждого члена объединения и при которой каждый, объединившись со всеми, будет при этом подчиняться лишь самому себе и останется при этом таким же свободным, как и прежде» (там же). Французская «Декларация прав человека и гражданина» (от 26 августа 1789 г.) четко различает гражданина, который представляет собой общественную часть индивида и принадлежит государству, и человека, чья частная жизнь и благосостояние должны быть полностью защищены от всякого публичного вмешательства. Отсюда — необходимость разделения властей: политической и судебной (ст. 16). Гегель — первый теоретик государства, рассматривавший его как наивысшее объективное воплощение социального сознания («Философия права», 1821): «Рядом со сферами личного права и личного блага, семьи и экономического общества государство является наивысшей формой социальной организации». Маркс выражает мнение, прямо противоположное Гегелю, когда определяет государство как организм контроля и подавления, используемый господствующим общественным классом: «Поскольку государство является формой, с помощью которой индивиды господствующего класса навязывают ценность их общих интересов и в которой отражается все гражданское общество данной эпохи, выходит, что все общественные институты обращаются к посредничеству государства и приобретают политическую
форму» («Немецкая идеология», 1; 1846). Поскольку в современных демократических государствах вопрос об общественном договоре разрешен регулярной организацией свободных выборов на основе всеобщего избирательного права, проблематика государства завязывается вокруг четырех основных тем: 1. Равновесие между эффективностью и представительным характером: XIX в. видел, как сталкивались государства, на вид эффективные, но в малой степени представляющие свое население, и государства демократические, но вяло действующие. История французского конституционного права со времен I Республики и сама отмечена диалектикой сильной законодательной власти, дающей слабое правительство, и сильной исполнительной власти, сводящей к минимуму избранную законодательную власть (Республика, Реставрация, Республика, Империя, Республика, Поражение и т.д.). Задача современной конституции — в том, чтобы превзойти эту дихотомию, и возникновение президентских или полупрезидентских способов правления предлагает первые решения этой проблемы. 2. Отношение государства с экономикой рынка: никто не оспаривает функцию государства, когда речь идет о национальной обороне, внутренней безопасности, обеспечении независимого и эффективного правосудия, всеобщего образования, стабильной валюты. Но когда оно вмешивается в экономику, определяя процент кредита, регулируя заработную плату, давая общественный заказ, определяя социальные пособия, встает проблема определения границ такого вмешательства. Эффективность и принцип конкуренции требуют, чтобы государство как можно реже выступало в роли прямого инвестора: кроме того, кажется, что замена глав предприятий функционерами будет малоэффективной (это так называемая национализация) и управление общественным богатством не вызовет такой же уровень ответственности, как управление богатством личным. Следовательно, проблема в том, чтобы создать государство, сильное и справедливое в условиях экономики общего рынка. 3. Уважение частной жизни индивидов: необходимость ограничения процесса централизации информации, содержащей индивидуальные данные, требует сознательной рефлексии для введения строгого и этически правомочного метода уп-
равления этой информацией, если мы не хотим жить в мире «a la Huxley», где общественная карьера каждого предопределена с рождения его психобиологическими способностями. 4. Наконец, государства сталкиваются с проблемой идентичности: федерация, конфедерация, нация. Нации почувствовали потребность в самоорганизации в крупные континентальные объединения, чтобы рационализировать свое производство, совместно использовать свои возможности и обеспечить мир; отсюда проблемы — иногда довольно острые — частичной передачи суверенитета для образования общего государства. Обратная проблема возникает перед объединенными империями, которые вынуждены в своем развитии приходить к конфедерациям наций, потому что население требует возвращения себе свободы. Итак, следует помнить о разнородности государств для обеспечения свободы народов и общей организации по обеспечению их безопасности и экономического развития. Что касается наций, то здесь еще прибавляется спор о децентрализации, соотношении ролей государства и местных объединений (регионы, департаменты, общины); рефлексия направлена также на роль и место государства, деятельность которого будет одновременно и широко обусловленной, и децентрализованной. См. Правительство, Общество.
<ГОСУДАРЬ» (итал. II Principe): произведение Макиавелли, написанное в 1513 г. и опубликованное после его смерти в 1531 г. «Государь» — политический трактат, в котором Макиавелли указывает на неспособность итальянской республики укрепить свое единство, в то время как Франция и Англия, управляемые монархией, достигли успехов в территориальном и духовном единстве. Макиавелли вырабатывает позитивную политику, основанную на принципе государственности в той мере, в какой он воплощался в личности энергичного и жестокого Цезаря Борджиа. Сочетающий смелость и осторожность, хитрость и жестокость, лишенный жалости и угрызений совести, Цезарь Борджиа является образцом сильного правителя, который один в трудные времена мог сохранить единство Италии, ставя его выше частных интересов. «Макиавеллизм», ошибочно приписываемый самому Макиавелли, представляет собой лишь описание