Ххххххххххххххххх 4 страница

ГЕЛЕН (Арнольд): немецкий философ (Лейпциг, 1904 — Гам­бург, 1976). В «Теории свободы воли» проводит строгую реф­лексивную мысль, опирающуюся на Фихте, затем в сочи­нении «Человек, его природа и его место во вселенной» (1940) — социальную антропологию функционалистского типа. Он написал, в частности: «Исследования по антрополо­гии и социологии» (1963), «Мораль и гипермораль» (1969).

ГЕЛИН (Арнольд): бельгийский философ (Антверпен, 1624 — Лейден, 1669). Пропагандировал картезианство в Голлан­дии своими «Metaphysica vera», «Ethica», «Physica vera» — произведениями, опубликованными уже после его смерти. Еще до Малъбранша пришел к окказионализму, отрицаю­щему взаимодействие души и тела, которые он сравнивает, как это сделает Лейбниц, с двумя часовыми механизмами, согласованными, хотя и независимыми.

ГЕЛЬВЕЦИИ (Клод Адриан): французский философ (Париж, 1715 — Версаль, 1771). Уже в раннем возрасте он прочитал «Опыт о человеческом разуме» Локка, и тот становится его учителем в философии. Его произведение «О духе» (1758), осужденное Королевским советом, а затем парижским пар­ламентом, и произведение «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1772) представляют собой, говоря словами Дидро, «яростный удар дубинкой, обрушен­ный на предрассудки всех видов». Его философия — матери­алистический сенсуализм: существуют лишь материальные объекты, а познание — лишь продукт наших ощущений. Ис­поведовал абсолютный атеизм, прямо связывая, как боль­шинство энциклопедистов, религию и тиранию. Критиковал практиковавшееся тогда распределение богатств и выступал за реформу законодательства, представляющего собой ре­зультат феодального общества.

ГЕНИЙ (от лат. ingenium — естественная предрасположен­ность): природа, внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает благодатные качества личнос­ти (лат. genius — божество, от которого зависит рождение). В еще более узком смысле гений — это способность изобре­тать. Истинно творческий дух приобретает свою мощь как

будто из некой силы, превосходящей человека: Кант опре­делял гений как «силу природы», выражая таким образом его общность с универсумом или связь с жизнью или с Богом, где гений должен найти основу своего могущества. Действи­тельно, почти во всех областях человеческой деятельности, кроме, может б^ыть, математики (19-летний Эварист Галуа — уже основатель теории множеств), «гений — это долготерпе­ние», результат зрелости и продолжительного труда в своей специальности. «Злой гений» обычно означает неудачу: тот, кто желает достигнуть определенного результата, а достига­ет прямо противоположный (например, тот, кто протяги­вает руку, чтобы налить себе воды, и разбивает бутылку; или тот, кто дает человеку, как ему кажется, правильный совет, приводящий последнего к самоубийству, и т.д.), счи­тает, что это злой гений сыграл с ним подобную шутку. Де­карт использует этот термин в первом «Размышлении» для обозначения существования Бога-обманщика (все, что нам кажется истинным, самые живые восприятия мира будут лишь иллюзией) и обоснования радикального или «метафи­зического» сомнения (отличного от простого «естественно­го» сомнения).

ГЕНОЦИД: методическое уничтожение человеческой группынациональной, этнической, расовой или рели­гиозной. Фашистский геноцид, коснувшийся 6 млн. евреев во время второй мировой войны во имя высшей «нордичес­кой» расы, или турецкий геноцид, затронувший армян в 1895-1896 и в 1915-1916 гг., или уничтожение американс­ких индейцев англосаксонскими колонистами, или леген­дарных альбигойцев, не находит себе ни биологического, ни психологического, ни исторического, ни морального или религиозного оправдания. См. Расизм.

ГЕРАКЛИТ: греческий философ (Эфес, Малая Азия, ок. 540-480 гг. до Р.Х.). Член королевской семьи, античный философ огня — «творца мира и людей». Из его трактата «О природе» до нас дошли лишь фрагменты, написанные ионийской про­зой. Это философ становления, постоянного изменения всех вещей (panta rei): холодное становится горячим, день стано­вится ночью, живущий умирает и т.д. Эта глубокая чувстви-

тельность к становлению сделала его античным философом чувственного мира. Он противостоит «элеатам» (Парменид, Зенон), подчеркивавшим неподвижность бытия, и филосо­фии «сущностей» Платона.

ГЕРБ APT (Иоганн Фридрих): немецкий философ и педагог (Ольденбург, 1776 — Гёттинген, 1841). Изучал в Швеции педагогические методы Песталоцци, затем стал профессо­ром в Гёттингене (1805), сменил Канта на кафедре филосо­фии в Кенигсберге (1809) и, наконец, вернулся в Гёттинген (1833). Все его творчество — попытка поднять психологию до уровня точной науки. Его «динамическая» психология представляет собой изучение психических «сил» и их взаи­модействия. Его произведения: «Уточнение к введению в философию» (1813), «Психология как наука» (1824-1825), «Общая метафизика» (1828-1829) и «Философская энцик­лопедия» (1831). Гербарт основал школу «динамической психологии», основные представители которой — В. Дро-биш (1802-1896) и В. Виндельбанд.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от гр. hermeneuein — интерпретировать): теория интерпретации знаков. Философская рефлек­ сия о религиозных символах, мифах и вообще о лю­ бой форме человеческого выражения (о смысле эмоции, произведения искусства и т.д.). Герменевтика человечес­ких феноменов, требующая «интерпретации» и понимания, противостоит объективному «анализу» феноменов природы; это одно из основных понятий современной философии, в частности — экзистенциальной феноменологии (Хайдеггер в «Бытии и Времени», Ясперс, Сартр, Рикер): челове­ческое существование — это «знак», смысл которого и дол­жен искать философ.

ГЕРМЕТИЗМ: качество того, что с трудом поддается пониманию. Первоначально герметизм означал тайную док­трину средневековых алхимиков: его объектом являлась трансмутация металлов и универсальная медицина. Сегодня термин синонимичен «оккультному знанию» и охватывает собой опыт факиров, ясновидящих, гадателей.

ГЕРОИ (от гр. herds,— полубог): человек, чья воля к «пре­ одолению» (препятствий) возвышает его над осталь­ными людьми. В классическом смысле слова герой опреде­ляется любовью к риску; образец здесь —воин, окруженный ореолом военных побед: древнегреческие «герои» завоевы­вали этот титул высокопробным проявлением необычайной физической силы (например, Геракл еще в колыбели унич­тожает змею; появление Ахилла, наводящее страх на целые армии). Сегодня в силу особенностей современного воору­жения этот военный смысл слова применим лишь к «ветера­нам», выполнившим свой долг из чистого послушания, тогда как внешние обстоятельства заставляют нас задним числом рассматривать их как героев. Истинное же восприятие сло­ва, наоборот, предполагает позитивное действие или твор­чество: героем является тот, кто воплощает в себе нацио­нальное или революционное дело, кто рождает единодушие вокруг себя и образует подлинную историческую силу (все великие национальные или политические фигуры являются героями в этом смысле слова). Наконец, герой может быть создателем важных культурных ценностей: Бергсон (в «Двух источниках морали и религии») провозглашает героями Сократа и Христа: Христа за подаренное человечеству от­кровение о ценности «милосердия» (в этом же ряду стоит и Руссо с его откровением о «чувстве природы»). Вообще ге­рой представляет стиль жизни (так же как «святой» и «муд­рец»), противостоящий жизни «прозаической» и отличаю­щейся крайне плодотворной творческой активностью (тогда как «святой» и «мудрец» ничего в мире не творят: первый оторвался и абстрагировался от него; второй наслаждается своим простым и искренним созерцанием). См. Мудрость, Святой.

ГЕРУ (Марсель): французский философ и историк филосо­фии (Гавр, 1891 — Булонь/Сена, 1978). Был профессором факультета в Страсбурге (1929-1945), в Сорбонне (1945-1951), Коллеж де Франс (1951-1962). Его работы по филосо­фии Фихте («Эволюция и структура наукоучения Фихте», 1930), о «Трансцендентальной философии Соломона Май-мона» (1930), о Лейбнице («Динамика и метафизика Лейб­ница», 1934), более поздние: «Декарт согласно порядку дово-

дов» (1953), «Мальбранш» (1955-1959), «Спиноза» (1967) впервые возводят историю философской мысли в ранг нау­ки, исторически точной и философски строгой одновременно: историческая точность основывается на реальности текстов, философская строгость — на их рациональном понимании (которое соотносится не с субъективным критерием, внеш­ним философскому произведению, но с объективной «струк­турой» систем, с их внутренней согласованностью). Эта по­зиция историка сама оказывается философски оправданной и обоснованной в произведении «Философия истории фило­софии» (посмертно в 1979 г.) и в 3 томах «Истории истории философии» (1984-1989). Геру предстает перед нами не толь­ко как великий историк, но и как первый философ, крити­чески обосновавший легитимность истории философии.

ГЕРЦЕН (Александр Иванович): русский философ, критик и писатель (Москва, 1812 — Париж, 1870), псевдоним — Ис­кандер. Опубликовал философские эссе («Дилетантизм в науке», 1843). Его произведение, обличающее царский ре­жим в России, — «О развитии революционных идей в Рос­сии» (1850) — имело большое политическое влияние. Считал русскую сельскую общину краеугольным камнем аграрного социализма.

ГЕСНАР (Анжело Луи Мари): французский психиатр (Пон-тиви, Морбиан, 1886 — Рошфор-сюр-Мер, 1969). Пропаган­дировал во Франции учение Фрейда и психоаналитический метод («Психоанализ неврозов и психозов», совместно с Э. Режи, 1912). Его произведения, крайне строгие и конк­ретные: «Зловещий мир вины» (1949), «Психоанализ межче­ловеческих связей» (1957), «Фобии и фобический невроз» (1961), «Психология преступления» (1962), «От Фрейда до Лакана» (1970), образуют творчество «открытого психоана­лиза», где идеи Фрейда пересмотрены и обогащены послед­ними данными биологии, лингвистики, феноменологии и со­циологии. Этот пионер психоанализа по-прежнему остается в авангарде французского психоаналитического движения.

ГЕТЕРОНОМИЯ: условие, при котором личность нахо­дит закон для своих действий вовне, а не внутри себя.

Кант показал, что гетерономная воля не может быть сво­бодной, а вытекающее из нее действие — морально ценным. Например, тот, кому «препятствуют» делать добро или зло, не сможет нести за него ответственность; точно так же дейст­вие того, кто творит добро из приличия, подражания или ин­тереса, не имеет никакого морального смысла.

ГЁФФДИНГ (Харальд): датский философ (Копенгаген, 1843 — там же, 1931). Его мысль опирается на Спинозу, Канта и английскую философию. Им опубликованы: «Фи­лософия в послегегелевской Германии» (1872), «Введение в современную английскую философию» (1874), «Обоснова­ние человеческой этики» (1876), «Психологическое обосно­вание логического суждения» (1899), «Философия Бергсо­на» (1914).

ГЕШТАЛЬТИЗМ (от нем. Gestalt — структура): теория фор­мы. Первоначально это была психологическая теория орга­низма как «целостной структуры», развивавшаяся К. Гольд-штейном (в «Структуре организма»), Мерло-Понти (в «Структуре поведения»). «Гештальтизм» сегодня обычно означает теорию развитого восприятия (Гийом), по которой мы воспринимаем прежде всего общие структуры. См. Фор­мы (теория); мозговых локализаций (теория).

ГИПАТИЯ: греческий философ и математик (Александрия, ок. 370 — там же, 415). К 400 г. стояла во главе неоплатони­ческой школы. Убита христианами.

ГИПНОЗ: искусственно вызванный сон. Гипноз вызывают исключительно психологические процессы. Здесь можно вы­делить три фазы: \) летаргия, обычно вызываемая фикси­рованным взглядом; 2) каталепсия (приостановка чувстви­тельности и волевых движений), вызываемая внезапной и сильной световой проекцией или неожиданным и сильным шумом; 3) вызванный сомнамбулизм (автоматическое про­явление бессознательного). Гипноз, таким образом, дает место для проявлений бессознательного или забытого, вы­ражающегося в словах, передающих старые или недавние воспоминания, забытые или вытесненные бессознательным

(«секреты» индивида). Гипноз и особенно гипнотическое внушение (искусственно вызванный гипноз) были использо­ваны в качестве средств психологического анализа для от­крытия индивидуального бессознательного, а также для того, чтобы заставить преступника признаться в содеянном прес­туплении или правонарушении. С помощью гипноза и чисто психологических процессов можно также вызвать анесте­зию, необходимую при хирургическом вмешательстве. Не все могут быть загипнотизированы, но лишь очень впечатли­тельные люди или те, кто добровольно поддаются гипнозу.

ГИПОТЕЗА: возможная, но еще не доказанная истина.

Гипотеза — это идея, с помощью которой мы интерпретиру­ем факты. Наука, как и философская рефлексия, предпола­гает (по Платону и Фихте) постоянный «круговорот» фак­тов и идей. Наблюдение фактов представляет собой первый момент всякого исследования, объяснительная гипотеза — второй момент и экспериментальная проверка — третий. В психологии способность к созданию гипотез является мери­лом творческих способностей личности. В области науки следует различать гипотезу-закон, или малую гипотезу как предвосхищение закона, и большую гипотезу, или ги­потезу-теорию, предлагающую целостное объяснение уни­версума (например, его возникновения и формирования — Лаплас; природы материи —- атомизм и т.д.). «Гипоте­тическое» противостоит реальному, как вероятное — оче­видному.

ГИППИЙ (из Элиды): греческий математик и философ (вто­рая половина V в. до Р.Х.). Платон выводит его образ в трех диалогах: «Протагор» (живая сатира на софистов в связи с проблемой добродетели: «можно ли ей научить?»), «Гип-пий меньший» (против софистики), «Гиппий больший» (о природе прекрасного). Он изобрел новую кривую — квад-ратрису, которую, к сожалению, нельзя построить при помо­щи циркуля и линейки, в результате чего она вышла за рамки греческой геометрии.

ГНЕВ: эмоциональное возбуждение агрессивной направ­ленности. Различают горячий гнев, спонтанно выражаю

щийся в жестах и криках, и холодный гнев, обдуманный, содержательный, который, возникнув у ребенка, может при­вести к обмороку. Часто гнев — реакция бегства от ответ­ственности: когда индивид психологически не способен решить практическую проблему (должен ли он спасти друга, который стал вором, преследуемым полицией?), он гневает­ся на ситуацию; или же когда индивид убежден в том, что он не прав, но не может приспособиться к мысли, что он не прав в данной ситуации, он гневается и т.д. Следовательно, гнев, по сути, — пораженческое поведение.

ГНОСЕОЛОГИЯ: теория познания, его истоков и его форм. «Критика чистого разума» Канта, в частности «Аналитики», является гносеологией: она анализирует раз­личные основополагающие понятия, наличествующие в лю­бом знании о мире. Эпистемология, или теория основных методов, используемых, в науках, охватывает почти все поле гносеологии. Однако существует и теория эстетического,

 

или аффективного, познания (Шелер, Кассирер, Дюфренн), выходящая за рамки классической гносеологии. Гносеоло­гию противопоставляют онтологии — теории бытия, объек­та познания. Гносеология же остается теорией познающего субъекта и, как правило, идеализмом.

ГНОСТИЦИЗМ: система философско-религиозной мыс­ли, основанная не на приобретенном знании, но на внут­реннем откровении, позволяющем достигнуть познания божественных вещей, оставленных для посвященных.

Мы находим гностическую мысль в эллинистическом гер-метизме, иудаизме Филона Александрийского и Каббалы, христианстве первых веков, исмаилизме ислама.

ГОББС (Томас): английский философ (Уеспорт, 1588 — Хар-дуик Холл, 1679). Материалист, отрицающий существова­ние души, выводящий идеи и знания из ощущений. Его ути­литаристская мораль (изложенная в «Элементах законов естественных и политических», 1640, опубл. в 1650 г., и в «Левиафане») знаменита тем, что указывает истоки деспо­тизма в естественной предрасположенности человека — «человек человеку волк»; в естественном состоянии мы на-

блюдаем «войну всех против всех». Таким образом она про­тивостоит «монархии, божественной по праву», не без неко­торой доли цинизма устанавливающей абсолютизм догово­ром, по которому индивиды отчуждают все права в пользу одного суверена (монарха или совета). Его теория будет ос­порена теоретиками договора (как правило, направленного на ограничение королевских прав), в частности Руссо.

ГОБЛО (Эдмон): французский философ (Мамер, 1858 — Ла-барош, 1935). Обновил теорию доказательства. Им напи­саны: «Очерк о классификации наук» (1898), «Правосудие и свобода» (1898), «Трактат по логике» (1918), «Система наук» (1922).

ГОЛЬБАХ (Поль Анри Тири, барон де): французский фи­лософ (Эдесхейн, Палатина, 1723 — Париж, 1789). Сыграл важную роль в распространении материализма во второй половине XVIII в. Автор «Системы природы» (1770). Кри­тиковал религию по трем пунктам: она противоречит разу­му, она мешает человеку обрести счастье, она потворствует политической тирании.

ГОЛЬДМАН (Люсьен): французский философ (Бухарест, 1913 — Париж, 1970). Сделал диалектический материа­лизм краеугольным камнем своей критики классических литературных произведений: «Расина» (1956), Паскаля в «Потаенном Боге» (1956), современного романа («К социо­логии романа», 1964). Ему также принадлежат: «Гуманитар­ные науки й философия» (1952), «Диалектические исследо­вания» (1958).

ГОЛЬДШМИДТ (Виктор): французский философ немецкого происхождения (Берлин, 1914 — Амьен, 1981). Преподавал в Сорбонне, затем в Ренне (1956), Клермон-Ферране (1966), Амьене (1976-1981). Его исследования по истории филосо­фии, как и исследования Геру, построены на основе строго­го структуралистского метода. Им написаны: «Эссе о Крати-ле» (1940), «Диалоги Платона. Структура и диалектический метод» (1947), «Антропология и политика. Принципы сис-

темы Руссо» (1974), «Учение Эпикура и право» (1977). Его главным произведением является «Система стоиков и идея времени» (1953).

ГОНЗЕТ (Фердинанд): швейцарский философ (Сонвилье, Жюра Бернуа, 1890 — Лозанна, 1975). В Цюрихе и Берне преподавал так называемую «открытую» философию, опи­рающуюся на науку. Все ее понятия — от истинного до дей­ственного — открыты опыту, всегда связаны с ситуацией, т.е. в каждую эпоху зависят от истории той среды, в которой они себя реализуют. Его главные произведения: «Основы математики» (1926), «Математика и реальность, очерк об аксиоматическом методе» (1936), «Что такое логика?» (1937), «Геометрия и проблема пространства» (1945-1955), «Метафизика и увертюра к опыту» (1960), «Проблема вре­мени» (1964), «Референциал: опосредованный универсум» (1975).

«ГОРГИЙ»: диалог Платона (ок. 393 г. до Р.Х.), в котором учение Сократа о диалоге, целью которого является поиск правильного жизненного поведения, противопоставлено ди­алогу софистов о риторике, представляющей собой лишь технику победы над соперником.

ГОРДОСТЬ: чрезмерное самопочитание. Все великие тех­нические творения (мост Ксеркса через Босфор в антич­ности, Вавилонская башня) сначала воспринимались как гордый вызов, бросаемый человеком Богу и Природе. В дей­ствительности универсум бесконечен, и среди созданного человеком нет настолько замечательной техники, чтобы она не показалась ничтожной с точки зрения универсума. Следо­вательно, гордость — это не столько теологический грех, сколько психологический и социальный недостаток: здесь она образует препятствие для отношений с другим и отлича­ется определенным культом внутреннего мира и тайны, а также неизменной тенденцией рассматривать другого как чистое ничто. Гордыня, следовательно, представляет собой позицию социального вызова, влекущую за собой те же са­мые катастрофы, которые древние греки наивно приписы­вали мести богов.

«ГОСУДАРСТВО (республика)»: диалог Платона, состоя­щий из 12 книг, в котором изложена его политическая фи­лософия. Его оригинальность в том, что структура нации и равновесие общества понимаются здесь по аналогии с инди­видуальным равновесием души. Индивид состоит из трех элементов: физических желаний, сердца, или сферы чувств, и умственной деятельности; мудрость — это результат рав­новесия между этими тремя функциями. Точно так же и общество находится в равновесном состоянии, если коммер­ческие структуры (экономика на службе у желаний), армия (чувственный элемент нации) и политическое управление (аналогичное умственным способностям) находятся в гармо­ничной иерархии: общество, целиком и полностью ос­нованное на экономике, может погибнуть из-за ложного идеа­ла, из-за перепроизводства или слабости армии (общест­во торговцев); точно так же и перевес в обществе военного слоя может привести к военной диктатуре и тем самым унич­тожить республику; именно поэтому вопросом первостепен­ной важности становится автономная политическая власть. Государство определяется необходимостью разделения и равновесия трех вышеупомянутых функций. Что же касает­ся практического применения изложенной здесь идеальной схемы, этому посвящен другой диалог Платона — «Законы».

ГОСУДАРСТВО: политический организм, созданный об­ществом. Различают две юридические категории: состав­ное, или федеральное, государство и единое государство, определяемое территорией, населением, языком, правитель­ством. Между этими двумя формами расположено понятие конфедеративного государства, в котором решения могут быть приняты только при единогласной поддержке субъек­тов федерации. Понятие государства ведет свое начало от понятия города (civitas). Философы с давних пор задавались вопросом о природе связи или договора, объединяющего членов общества и его правителей: английский философ Гоббс знаменит своей теорией политической власти, из­ложенной в работах «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651): в естественном состоянии человек движим лишь желанием и страхом, отсюда ;— ситуация непрерывного конфликта («война всех против всех»), когда «человек чело-

веку волк». Тогда разум, который является не божественной способностью, но просто способностью рассчитывать благо­приятные и неблагоприятные последствия, предлагает реше­ние проблемы: государство. «Под государством мы понима­ем тот факт, что воля одного человека, в силу договора с большим количеством людей, должна восприниматься как их общая воля, так чтобы она могла использовать силы и ресурсы частных лиц для поддержания мира и защиты всех» («О гражданине»). Для Руссо «государство, или граждан­ское общество, представляет собой единую моральную лич­ность, жизнь которой подчинена объединению ее членов» («Общественный договор», 1762). Его целью является «без­опасность и благосостояние его членов» (там же). Проблема природы Общественного договора — это именно государ­ственная проблема: «Найти такую форму объединения, кото­рая, посредством общей силы, защитит и сохранит личность и блага каждого члена объединения и при которой каждый, объединившись со всеми, будет при этом подчиняться лишь самому себе и останется при этом таким же свободным, как и прежде» (там же). Французская «Декларация прав чело­века и гражданина» (от 26 августа 1789 г.) четко различа­ет гражданина, который представляет собой общественную часть индивида и принадлежит государству, и человека, чья частная жизнь и благосостояние должны быть полностью защищены от всякого публичного вмешательства. Отсюда — необходимость разделения властей: политической и судеб­ной (ст. 16). Гегель — первый теоретик государства, рас­сматривавший его как наивысшее объективное воплощение социального сознания («Философия права», 1821): «Рядом со сферами личного права и личного блага, семьи и экономи­ческого общества государство является наивысшей формой социальной организации». Маркс выражает мнение, прямо противоположное Гегелю, когда определяет государство как организм контроля и подавления, используемый господству­ющим общественным классом: «Поскольку государство яв­ляется формой, с помощью которой индивиды господствую­щего класса навязывают ценность их общих интересов и в которой отражается все гражданское общество данной эпо­хи, выходит, что все общественные институты обращаются к посредничеству государства и приобретают политическую

форму» («Немецкая идеология», 1; 1846). Поскольку в со­временных демократических государствах вопрос об об­щественном договоре разрешен регулярной организацией свободных выборов на основе всеобщего избирательного права, проблематика государства завязывается вокруг четы­рех основных тем: 1. Равновесие между эффективностью и представительным характером: XIX в. видел, как стал­кивались государства, на вид эффективные, но в малой сте­пени представляющие свое население, и государства демо­кратические, но вяло действующие. История французского конституционного права со времен I Республики и сама от­мечена диалектикой сильной законодательной власти, даю­щей слабое правительство, и сильной исполнительной влас­ти, сводящей к минимуму избранную законодательную власть (Республика, Реставрация, Республика, Империя, Рес­публика, Поражение и т.д.). Задача современной консти­туции — в том, чтобы превзойти эту дихотомию, и возник­новение президентских или полупрезидентских способов правления предлагает первые решения этой проблемы. 2. Отношение государства с экономикой рынка: никто не оспаривает функцию государства, когда речь идет о наци­ональной обороне, внутренней безопасности, обеспечении независимого и эффективного правосудия, всеобщего обра­зования, стабильной валюты. Но когда оно вмешивается в экономику, определяя процент кредита, регулируя заработ­ную плату, давая общественный заказ, определяя социальные пособия, встает проблема определения границ такого вме­шательства. Эффективность и принцип конкуренции тре­буют, чтобы государство как можно реже выступало в ро­ли прямого инвестора: кроме того, кажется, что замена глав предприятий функционерами будет малоэффективной (это так называемая национализация) и управление об­щественным богатством не вызовет такой же уровень ответ­ственности, как управление богатством личным. Следова­тельно, проблема в том, чтобы создать государство, сильное и справедливое в условиях экономики общего рынка. 3. Ува­жение частной жизни индивидов: необходимость ограни­чения процесса централизации информации, содержащей индивидуальные данные, требует сознательной рефлексии для введения строгого и этически правомочного метода уп-

равления этой информацией, если мы не хотим жить в мире «a la Huxley», где общественная карьера каждого предопре­делена с рождения его психобиологическими способнос­тями. 4. Наконец, государства сталкиваются с проблемой идентичности: федерация, конфедерация, нация. Нации почувствовали потребность в самоорганизации в крупные континентальные объединения, чтобы рационализировать свое производство, совместно использовать свои возможнос­ти и обеспечить мир; отсюда проблемы — иногда довольно острые — частичной передачи суверенитета для образования общего государства. Обратная проблема возникает перед объединенными империями, которые вынуждены в своем развитии приходить к конфедерациям наций, потому что население требует возвращения себе свободы. Итак, следует помнить о разнородности государств для обеспечения сво­боды народов и общей организации по обеспечению их без­опасности и экономического развития. Что касается наций, то здесь еще прибавляется спор о децентрализации, соотно­шении ролей государства и местных объединений (регионы, департаменты, общины); рефлексия направлена также на роль и место государства, деятельность которого будет одно­временно и широко обусловленной, и децентрализованной. См. Правительство, Общество.

<ГОСУДАРЬ» (итал. II Principe): произведение Макиавелли, написанное в 1513 г. и опубликованное после его смерти в 1531 г. «Государь» — политический трактат, в котором Ма­киавелли указывает на неспособность итальянской рес­публики укрепить свое единство, в то время как Франция и Англия, управляемые монархией, достигли успехов в терри­ториальном и духовном единстве. Макиавелли вырабатывает позитивную политику, основанную на принципе государст­венности в той мере, в какой он воплощался в личности энергичного и жестокого Цезаря Борджиа. Сочетающий смелость и осторожность, хитрость и жестокость, лишен­ный жалости и угрызений совести, Цезарь Борджиа является образцом сильного правителя, который один в трудные вре­мена мог сохранить единство Италии, ставя его выше част­ных интересов. «Макиавеллизм», ошибочно приписываемый самому Макиавелли, представляет собой лишь описание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: