Р
РАБСКАЯ (мораль): выражение, используемое Ницше (в «Генеалогии морали») для обозначения Евангельской морали, прославляющей смирение и безропотность, в противовес господской морали, прославляющей гнев и культ силы.
РАВЕНСТВО: отношения между двумя одинаковыми количественными характеристиками или между двумя вещами одной и той же природы. С точки зрения морали «все люди рождаются и умирают свободными и равными в правах» («Декларация прав человека» от 1789 г.). Но в действительности понимание равенства неоднозначно. 1) Можно считать, что равенство состоит в том, чтобы дать «каждому поровну» («коммутативная справедливость»), как это практикуется во всех новых обществах и государствах, вдохновленных социализмом, когда имеет место разделение земель и благ. Эту форму равенства отстаивал французский коммунист Бабеф (конец XVIII в.). 2) Можно считать, что наиболее справедливым будет дать «каждому по потребностям» (Аристотель), или лучше даже «каждому по труду, по заслугам»: это «пропорциональное равенство» («справедливость, дающая каждому свою долю»), именно таким его видел Маркс. Вполне понятно, что такое равенство является также источником неравенства в материальном положении людей (существуют сильные и слабые, трудолюбивые и ленивые). Но по ту сторону неизбежного неравенства материального положения стоит равенство всех граждан перед социальным законом, а над ним — моральное равенство, утверждающее, что все люди, каковы бы ни были их страны и
|
|
уСЛО»вия существования, имеют, как говорит Кант, «одно и то я£е фундаментальное право на уважение» (т.е. к ним не следУет применять насилие).
РАВЕС-СОН-МОЛЬЕН (Феликс Лаше): французский философ (Намюр, 1813 — Париж, 1900). Сочинения: «Очерк о метз,физике Аристотеля» (1837), «Доклад о стоицизме» (185 1)> «Мораль и метафизика» (1893). [Акад. филол. наук, 184*?' Акад. моральных и политических наук, 1880].
РАДОСТЬ: чувство удовлетворения, возникающее вслед-ств(*е обладания реальным или воображаемым благом.
радо,сть отличается от простого удовольствия, мгновенного и вс^Цело чувственного (удовольствие от еды); для радости характерна большая полнота, и возникает она обычно в ре-зудЬ-^ате личного труда: радость творчества. Однако она от-лича-ется от счастья, постоянством и продолжительностью кото,рого она не обладает.
РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод): описание последовательного развития живого существа, идеи, чувс?пва> института. В психологии теории развития признак»1"' что характерные особенности личности формируются пс?степенно' с течением времени (они противостоят теориям «врожденности», рассматривающих их как врожденные); например, теории развития указывают на роль нищеты в развитии преступности; они опровергают идею «прирожденных преступников». Противопоставляют также генети- ческМй анализ (например, волевого решения) анализу эйде-тич0скомУ (сущности воли): первый описывает «условия осуществления» (как мы решаем и действуем); второй ана-лизи|?Ует «условия возможности» (какова природа человека, позволяющая ему действовать волевым образом: это метафизический анализ свободы). В философии генетический мето/й состоит в формировании идей на уровне реального СОзН^ния (говоря словами Гегеля: основываясь на самых низ-менн;ых данных сознания, чтобы от них подняться к самым высо^им идеям). Метод генетической, или конкретной рефлексии был создан Фихте (в «Теории науки»): он противостоит аналитическому методу, состоящему в абстракт-
|
|
ном анализе идеи без «узнавания» в ней себя. Сегодня чаще говорят о «феноменологическом» методе (генезис, соответствующий феноменологии «Я», или феноменологии «духа»).
РАЗВЛЕЧЕНИЕ: вообще, проведение досуга (игра, физические упражнения и т.д.); но в философии это слово получило более сильный смысловой акцент, сначала у Паскаля и вплоть до нашего времени: «любая попытка, предполагающая перенос духовного внимания с проблем, поставленных условиями человеческого существования». В этом смысле «развлекаться» означает «отвлекать» от жизни; или, по Паскалю, «беспрестанно чередовать игры таким образом, чтобы не оставалось пустого места»; экзистенциализм добавляет, что это значит «маскировать тоску», которая является аутентичным чувством жизни. Следует заметить, что речь здесь идет о развлечении определенного уровня, т.е. о том, что постоянно пытается захватить поле внимания; что же касается непродолжительного отдыха, то он, наоборот, вполне законен и психологически необходим: он создает предпосылки для творческой деятельности. См. Бегство.
РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: состояние двойной личности. Поскольку человеческое сознание является неким синтезом, неким единством, раздвоение личности связано не с бьющей через край полнотой сознания, но, наоборот, с ослаблением его мощи. Его диапазон: от феноменов умственного автоматизма (феномены внушения) до реального чувства двойного существа, промежуточные этапы — сомнамбулизм и истерия. Раздвоение может сопровождаться потерей памяти, рассеянностью (чередующиеся личности).
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: организация общества, для которой характерно распределение задач между специалистами; первым теоретиком данной формы общества был шотландский экономист А. Смит (1723-1796). Разделение труда, необходимое всякому индустриальному обществу, использующему технических специалистов, ставит: 1) социологические и психологические проблемы: рабо-
чий, специализирующийся в определенной области, приспособившийся к определенной машине, сам становится машиной (например, конвейерный метод труда); следовательно, у него потребность в «отдыхе» гораздо более насущна, чем у какого бы то ни было иного работника; 2) педагогические проблемы: в каком возрасте общее образование должно уступать место специализации? Как можно позднее, таков ответ (довольно парадоксальный) педагогов, это нужно для того, чтобы работник обладал способностью быстро «переквалифицироваться» для новых процессов, возникающих с прогрессом индустрии, ведь ее техника постоянно меняется. См. Автоматизация, Досуг.
РАЗМЫШЛЕНИЕ: глубокая рефлексия. Это не только процесс познания, но и духовная история личности: именно в этом смысле размышление является прежде всего саморефлексией: оно согласует прогресс в нашем познании истины с историей человеческого духа. «Метафизические размышления» Декарта (1641), «Картезианские размышления» Гуссерля (1929) основываются на положении, что любая строгая рефлексия — это рефлексия, «имманентная» самой себе.
|
|
РАЗУМ: способность понимать и схватывать умственные отношения. В этом смысле совпадает с рассудком. По примеру Паскаля часто противопоставляют разум и сердце (способность чувствовать); но тут следует отметить, что Руссо и, вслед за ним, Кант отождествляли разум с моральным чувством: практическим проявлением разума, или практическим разумом. Вообще, разум определяется как способность к пониманию, причем не только теоретическому, но также практическому и аффективному (Шелер): дух тонкости, позволяющий нам, благодаря симпатии к другому, понять природу его чувств, — это тоже одно из проявлений разума. (Синоним: дух вообще).
«РАЗЫСКАНИЯ ИСТИНЫ»: трактат Малъбранша (1674- 1675), 5 первых глав которого посвящены нашим заблуждениям, а шестая излагает метод познания истины, близкий методу Декарта.
РАЙЛ (Гильберт): британский философ и логик (Брайтон, 1900—Витби, Норт Йоркшир, 1976). Профессор в Оксфорде (1945-1968), оригинальная фигура в истории аналитической философии. Способствовал возникновению теории Витгенштейна, по которой задачей рефлексии является • распознавание двусмысленностей и нелепиц обыденного языка и создание на их основе истинной философии выражения («Понятие духа», 1949). Понятия воли; воображения, самопознания представляют собой не выражение «призрачной» деятельности духа, но, наоборот, «диспозиционные понятия», то есть типы отношений с миром. Приписывает философии критическую и терапевтическую функцию, а также способность определять возможности комбинаторики и соотношения понятий. Им также написаны: «Философские аргументы» (1945), «Дилемма» (1954), «Употребление, словоупотребление и значение» (1961).
РАМСЕЙ (Франк Пламптон): английский математик, философ и экономист (Кембридж, 1903-1930). Ученик Витген-шейна. От логистической теории постепенно перешел к прагматической теории познания. В 1926 г. усовершенствовал и значительно упростил логическую теорию Рассела, превратив ее в «простую» теорию типов. Его статьи собраны в посмертный сборник «Основания математики и другие ' логические эссе» (1931).
|
|
РАСИЗМ: идея о том, что 1) существует несколько человеческих рас; 2) они не равны; 3) высшие расы имеют право повелевать низшими расами. В действительности, с биологической точки зрения, понятие человеческой расы остается крайне неопределенным: цвет кожи, форма лица — явные морфологические характеристики, но биологически они плохо различимы. Даже если предположить, что существуют различные расы, критерии физической силы или умственных способностей (измеряемых с помощью тестов) не выявляют систематического различия. Например, если представители индустриальных наций обладают более слабой конституцией, чем представители африканских наций, и наоборот, если у последних культура менее распространена, чем у первых, это никак не влияет на физические и психо-
логические возможности ни тех ни других. С другой стороны, различия в характерах, например, традиционное противопоставление рационализма «белого» человека интуитивизму и великодушию «черного», или искренности этих двух кошачьей гибкости и скрытности «желтого», нисколько не относятся к иерархии ценностей. Различия в характерах не должны становиться причиной вражды рас, но должны быть источником познания: понимая другого, человек любой расы начинает лучше понимать самого себя и может извлечь для себя урок, как изменить свою жизнь. Что касается расистских принципов господства, эксплуатации (сегрегация, когда лишь одна раса обладает всей полнотой политической и экономической власти) и даже уничтожения некоторых рас (что и было совершено американцами в Северной Америке в отношении индейцев, немцами — в отношении евреев во время второй мировой войны), то здесь попирается этический принцип. Таким образом, расизм не имеет никакого научного обоснования (биологического или психологического) и является нравственным заблуждением. Как возникает расизм? Американские психологи (Д. Доллард, Левин и Уайт) исследовали появление расистских настроений у своих соотечественников. Они выявили, что расизм развивается во всяком авторитарном обществе, когда на людей оказывается давление (например, манифестации любви в Соединенных Штатах, которые были жестоко подавлены, а также малейшая задержка движения на дороге или когда «думают не так, как все» и т.д.). В таких обществах у людей непроизвольно возникает агрессивность, которая обращается против национальных меньшинств, например, против негров в Соединенных Штатах или против евреев при гитлеровском режиме. Решить проблему расизма можно лишь в масштабе всего общества: оно должно стать более свободным и не оказывать давления на индивидуума.
РАССЕЛ (Бертран): британский математик, социолог и моралист (Треллек, Уэльс, 1872 — Пенриндайдрайт, 1970). В сфере логики славу ему принесло сочинение «Математические принципы» (Principia mathematica [1910-1913]). В социологии — «Пути к свободе: социализм, анархия и синдикализм» (1918); в моральной теории —«Завоевание счас-
тья» (1930). Его компетенция в области философии («История западной философии», 1946), правда, вызывает некоторые сомнения. Вплоть до наших дней остается великим логиком. Особую рельефность придает его образу тот факт, что он был собеседником Хрущева во время кризиса на Кубе (1962). Нобелевский лауреат по литературе 1950 г.
РАССУДОК: разум, способность к познанию. Отличается от суждения, применяющего абстрактные знания рассудка к конкретным жизненным ситуациям. Картезианские философы противопоставляют рассудок (способность к познанию) воле (способности судить и действовать). У Спинозы рассудок обозначает способность понимать истину и стоит выше разума — умения спорить и аргументировать; по Канту, наоборот, рассудок расположен ниже разума: это способность понимать отношения объектов реального мира, тогда как разум совпадает с нашими устремлениями к бесконечному, с моральным чувством долга.
«РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ»: произведение Декарта (1637); это первый философский текст, написанный на «вульгарном» языке, т.е. на французском, тогда как вплоть до того момента научные книги писались только на латыни. Отвергнув все авторитеты, Декарт излагает в простых общедоступных терминах (еще один дерзкий для той эпохи выпад) четыре правила, которые должны позволить каждому, как бы мало он этого ни хотел, достичь истины. Это правило очевидности («Не признавать никогда никакую вещь истинной, если я не знаю с очевидностью, что она является таковой»), анализа («Разделять каждое затруднительное положение на столько частей, сколько требуется, чтобы успешно его разрешить»), синтеза («выстроить мои мысли по порядку, начиная с самых простых и удобных для познания объектов, затем постепенно, как по ступеням, поднимаясь к познанию самых сложных...») иэнумерации («делать повсюду перечисления столь полные и обзоры столь общие, чтобы я был уверен, что ничего не пропустил»). Этот примененный Декартом метод позволил ему обосновать астрономию, механическую физику и механистическую биологию (теория животных-машин), что было для его эпохи значи-
тельным шагом вперед. «Рассуждение о методе» знаменует утверждение научного и рационального метода, характерного для современной мысли....
«РАССУЖДЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ОСНОВАНИЯХ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ»: произведение Руссо, тема которого была предложена Дижонской академией (1755). В нем Руссо показывает, что общественная жизнь, создав неравенство между лсюдьми, связанное, в частности, с нуждами сельского хозяйства и металлургии, извратила их природу, которая первонач:ально была доброй.
РАУХ (Фредерик): француз-ский философ-моралист (Сен-Мартен-лё-Вину, Изер, 1861 — Париж, 1909). Наряду с метафизикой нравов и социологией он считал нужным создать позитивную и научную мор«аль. Сочинения: «Очерк о метафизическом основании морали» (1890), «Психология образования» (1900).
РАЦИОНАЛИЗМ: система, в основе которой лежит рацио, в противоположность системам, основывающимся на откровении или чувстве. В качестве теории об источниках нашего познания рационализм противостоит эмпиризму, выводящему все наши идем из опыта. Рационализм, утверждает, что, хотя мы и открываем наши идеи при «соприкосновении» с опытом, но решающей в их формировании все же остается функция разума, а не просто привычка или повторяемость вещей. Такова точка зрения Платона, Декарта и Канта. В качестве теории волевого акта рационализм противостоит волюнтаризму, считающему источником любого человеческого поступка иррациональный импульс: так, например, для рационалиста скульптор, создавая скульптуру, воспроизводит имеющийся у него в уме образец; для волюнтариста, который в данном случае окажется правым, не существует никакого предшествующего творчеству образца и все «проекты выливаются лишь в набросок» (Ален). В действительн ости, в человеческом поведении следует различать так называемые «рациональные» действия (деятельность в индустриальшой сфере, например) и «волюнтаристские» действия (большая часть человеческих поступ-
ков). Наконец, в религиозной сфере рационализм утверждает, что все истины веры могут быть проанализированы с помощью разума и что мы можем достичь здесь совершенного и ясного знания (Мальбранш).
РЕАЛИЗМ: позиция или философское учение, утверждающее, что мы познаем истинную реальность (не путать с материализмом, который представляет собой учение не о природе и направленности нашего знания, а о при роде бытия). Материализм, для которого любая реальность имеет материальную природу, противостоит спиритуализму, для которого истинная реальность — духовной
природы. Реализм же противостоит идеализму, по которому мы познаем лишь феномены, а не реальность в себе. Обычно различают: 1) наивный реализм, представляющий собой естественную установку любого ума. Бергсон описал его в начале сочинения «Материя и память» (это наше спонтанное отождествление наших собственных представлений и реальной материи вещей): «Я называю материей совокупность образов»; 2) реализм, к которому может прийти философская рефлексия. Здесь можно выделить спириту-алистский реализм, самым знаменитым образчиком которого является учение Платона. В данном случае показателен опыт припоминания, когда мы с помощью простого
размышления заново открываем элементарные математические истины и моральные идеи. Это доказывает, что их реальность в себе существует еще до того, как на них направлен человеческий ум. Эта точка зрения была подхвачена феноменологией Гуссерля и логическим позитивизмом Витгенштейна. Существует также материалистический реализм, представляющий собой философское обоснование наивного реализма (Юм, Сартр). Отметим, что реализм в искусстве отстаивает точное воспроизведение реальности и имитацию природы; он противоположен направлениям абстрактного искусства. См. Социалистический реализм.
РЕАЛЬНОЕ: то, что есть на самом деле. Как логическое понятие реальное противоположно как возможному, так и необходимому. С точки зрения нашего восприятия мира, реальное противоположно видимому. В метафизике иногда
РЕГРЕСС: возвращение вспять. Закон эволюции детской ментальности и ее превращения в ментальность взрослого считается регрессом психологического развития индивида; это регресс по отношению к нормальному индивиду. Регресс памяти, характерный для пожилых людей (его закон был изложен Рибо), идет от «более нового к более старому», в том смысле, что мы забываем сначала имена собственные и недавние события, при этом прекрасно помня все, что было с нами в молодости. См. Забвение.
РЕДУКЦИЯ: воображаемый процесс, используемый феноменологией, суть которого состоит в изменении содержания образа (например, представляя поочередно бесконечное множество самых разнообразных треугольников) ради того, чтобы вывести «сущность»рассматриваемого феномена (универсальную сущность треугольника как «фигуры, образованной отрезками прямой, соединяющей три точки, расположенные не на одной линии»). В «Очерке по теории эмоций» Сартр использует подобную редукцию, чтобы из бесконечного описания разнообразных индивидуальных эмоций вывести сущность, или универсальную природу феномена: эмоцию как человеческое поведение вообще, которое можно свести к «отказу от ситуации». Подобная редукция феноменов к их сущности называется эйдетической редукцией. Эйдетическая редукция отличается or феноменологической редукции в собственном смысле слова. Последняя состоит в приостановке всякого суждения о существовании, когда мы довольствуемся лишь наблюдением того, что происходит: например, анализ религии может быть истинным лишь в том случае, если мы приостанавливаем какое бы то ни было критическое суждение о ее истинностной ценности. Это установка объективности, когда мы «выносим за скобки» естественную, частичную и индивидуальную установку. Когда эта редукция
осуществляется в процессе наблюдения за миром, при восприятии объектов, ум приостанавливает свою естественную веру в реальность вещей и осознает свою изначальную конституирующую деятельность: он осознает, что смысл вещей производит сам ум. Феноменологическая редукция, или приостановка суждения о реальности становится тогда трансцендентальной редукцией (осознанием духовных операций, обусловливающих наше восприятие вещей); она подготавливает второй момент феноменологического анализа — момент конституирования. (Последняя интерпретация редукции как противоположного момента и дополнения к конституированию присуща поздним произведениям Гуссерля: «Опыт и суждение», «Идеи».)
РЕИНТЕГРАЦИИ (закон): закон, по которому любое появляющееся в сознании частное воспоминание имеет склонность привлекать целый комплекс воспоминаний, частью которого оно является. Некоторые психологи считают, что этот закон лежит в основании любой ассоциации идей.,
РЕЙД (Томас): шотландский философ (Страхан, 1710 — Глазго, 1796). Выступал против скептицизма Юма, противопоставив ему «очевидность здравого смысла». Сочинения: «Опыт о человеческом разуме согласно принципам здравого смысла» (1764), «Очерк об умственных способностях» (1785), «Очерк об активных способностях» (1788).
РЕЙНАЛЬ (Гийом): французский историк и философ (Сен-Женье, Аверон 1713 — Париж, 1796). Автор одного произведения — «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в Индии» (1770), где он выступил противником колонизации и духовенства.
РЕЙНГОЛЬД (Карл Леонард): немецкий философ (Вена, 1758 — Киль, 1823). Был сначала иезуитом, затем барна-битом, пока не обратился в протестантизм. Знаменитым сделали его «Письма о кантианской философии» (1786-1787). Это первый посткантианский философ, который еще до Фихте выводил категории познания из последовательного
развития рефлективного сознания. «Опыт новой теории способности к представлению» (1789) выводит три познавательные способности: чувствительность, рассудок и разум — из фундаментального акта представления. Сочинения: «Об основаниях философского знания» (1791), «К критике логики с точки зрения языка» (1806).
РЕЙХЕНБАХ (Ганс): немецкий философ и логик (Гамбург, 1891 —Лос-Анджелес, 1953), один из основателей Венского кружка и американского неопозитивизма. Сочинения: «Логика вероятности» (1832) и др.
РЕКУРРЕНТНОСТЬ: возвращение, повторение. В психологии рекуррентный образ означает тот образ, что возникает после того, как глаз долго смотрел на хорошо освещенный объект. В другой области «рекуррентное умозаключение», к которому Пуанкаре сводит любое математическое умозаключение, состоит в доказательстве, что, если умозаключение истинно для некоторой переменной п и для п+1, то оно будет истинным и для всей серии чисел: это полное обобщение.
РЕЛИГИЯ (традиционная этимология связывает этот термин с лат. religio, relegere — связь, связывать; религия, следовательно, будет связью между людьми): система верований (догм) и практики (ритуалы и запреты), относящихся к чувству божественного, объединяющая всех своих адептов в единую моральную общину. Любая религия основана на «откровении». Исторически оно может быть обусловлено либо исключительной историей одного народа (иудаизм), либо историей пророка, причем его учение и идеальный жизненный пример сохраняет, прежде всего, устная традиция (христианство, буддизм). Коренное различие между религиями затрагивает исповедуемые ими пути спасения. Например, буддизм видит такой путь в аскезе, погашающей в нас всякое индивидуальное делание, порывающей с миром «видимостей» и, как учат некоторые практики (например, йога), приводящей нас в конечном итоге к небытию (нирване), или истинной красоте. Христианство же является по преимуществу религией, повернутой к миру и жизни; однако и здесь речь идет об определенной аскетической
практике (живым примером которой станут монастыри), цель которой — уход от мира, чтобы через горение чувства достичь присутствия Бога в нас. И только иудейская религия полностью отождествляет себя с моралью, комплексом предписаний, оформляющим наши отношения с другим: она представляет собой единственную религию, которая требует от человека не «веры», но «действия», и заповеди которой представляют собой не акты веры, но принципы действия. В действительности же, религия, если она хочет сохранить себя в качестве религии, вынуждена иметь специфически религиозное содержание, несводимое к морали и к н ашему поведению в отношении другого: это чувство присутствия Бога, или чувство сакрального. Чувство сакрального представляет собой неизменный компонент любой религии. Тремя его основными характеристиками являются: стра-х перед бесконечным всемогуществом Бога, владыки жизни и смерти; тайна Его непостижимости; и наконец, удтивителъная власть, присущая любому религиозному объекту или символу. Чувство сакрального — это сердце всякой религии. Такова отправная точка религиозной философии: религиозный опыт представляет собой универсальную д_анность, которая должна привести нас к универсальному познанию глубин человеческого сердца. В «An Essay on mam» Kaccupep ставит перед философией задачу «раскрыть единство той общей функции, что управляет всеми видами человеческого творчества и представляет миф, религию, искусство и т.д. как различные вариации одной и той же темь-i». Следовательно, за различием религий скрывается единство человеческой природы. Несмотря на различие ритуалов, «сущность» религии будет повсюду одна. В дейст вительности сначала следует провести различие между теорией человеческих «жестов» (ритуалов, практик и даже чувств человека) и теорией содержания веры. Размышление непосредственно над особенностями религиозных обрядов и прочими человеческими проявлениями религиозного чувства енце не образует религиозную философию в собственном смысле слова. Одним словом, размышлять здесь следует не о ритуалах, практике и мистическом «опыте» — подобная рефлексия всегда останется не чем иным, как размышлением о человеке: психологией, социологией или даже странищей этноло-
гии, а над текстами и содержанием откровения. С этой точки зрения положение о «единстве» религий может быть позитивным образом доказано только в том случае, если допустить, что содержание откровений проницаемо для разума: если, как говорил Малъбранш (1638-1715) о христианской религии, вера сама по себе — источник света и плодотворный объект для философской рефлексии. Максима Маль-бранша — «верить, чтобы понимать» (crede ut intelligas). Он считал, что настанет день, когда человеческий ум сможет постигнуть всю глубину содержания веры, и тогда разум оживет и уже сам сможет заменить собою веру. По этой теории, все данные истинных, т.е. рациональных религий можно свести к знанию; и нет ничего более универсального, чем знание. Итак, из всех религий философское познание выведет четкую форму единого и универсального сообщения. Это учение Мальбранша было подхвачено Гегелем в его «Феноменологии духа» (1806). В действительности содержание веры неотделимо от религиозного мировоззрения, стержнем которого будет живое отношение с Богом (с помощью чувства «сакрального», когда Бог — это Тот, Кто нас видит и знает совершенным образом, или, если говорить еще точнее, с помощью «откровения», когда Бог обращается с речью непосредственно к нам). И это отношение одной личности к другой, явленное в слове откровения, несводимо к установке объективного познания. Религия — это форма жизни, тогда как философия — лишь метод понимания. Иными словами, религиозная философия представляет собой не выведение единой и рациональной доктрины из содержания веры (как будто религию можно свести к автономному учению, выводимому из ее жизненного основания и специфически религиозного «мировоззрения»); она может лишь скромно помогать религии освещать и понимать саму себя, ни в коей мере не подавляя ее как специфическое мировоззрение и форму жизни. Таким образом, религиозная философия — это рефлексия, опирающаяся на религиозное мировоззрение, размышление над откровением; но она не принуждает нас к выходу из откровения или опыта сакрального ради формирования автономного знания; наоборот, она их углубляет, и это углубление бесконечно. Следовательно, религиозная философия — это один из аспектов религии; она может задей-
ствовать в своих целях философский ум, но при этом отличается от философии в собственном смысле слова (цель которой — формирование автономного и рационального учения). Если говорить конкретно, то она сводится к размышлению над текстами, которое само по себе имеет религиозный (а не просто теоретический) смысл лишь в том случае, если автор сам придерживается религиозных ритуалов и заповедей. Обычно различают религиозный дух — внутреннее и личное дело каждого — и клерикальный дух, или почитание представителей культа, что уже влечет за собой общественную и историческую, во всяком случае, временную, а не только духовную проблематику. Однако религиозная вера никогда не оправдывает «нетерпимость» в общественном и человеческом плане. См. Сакральное.
РЕЛЯТИВИЗМ: теория, согласно которой нет ничего абсолютно истинного и все, будь то вкусы или даже цвета, зависит от индивидуальности каждого или от разделяемой им точки зрения. Принцип релятивизма был сформулирован еще в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Это значит, что истинным или ложным все оказывается лишь по отношению к нам. В том, что касается познания, релятивизм ведет к скептицизму; в сфере морали он порождает конформизм; в религии — толерантность.
РЕНАН (Эрнест): французский писатель и философ (Трегье, 1823 — Париж, 1892). Сын капитана дальнего плавания, он хотел стать священником, но постепенно пристрастие к немецкой философии оторвало его от католической веры. В 1848 г. получает степень агреже по философии, в 1852 г. защищает докторскую диссертацию на тему «Аверроэс и авер-роизм». Затем уезжает в Сирию в составе археологической экспедиции; по возвращении привозит оттуда рукопись «Жизни Иисуса», первый том «Истории истоков христианства». В 1862 г. он уже профессор древнееврейского языка в Коллеж де Франс. Но первый же его урок вызывает сумятицу среди его учеников, ведь новый учитель говорил о Христе, как о «выдающемся человеке». В наши дни произведениям Ренана уделяют слишком мало внимания. Ален, как и Сент-
Бёв, ставит его в число «старожил от литературы». В действительности его творчество весьма разнообразно и чрезвычайно интересно: «История истоков христианства» (7 томов, 1863-1881), «Морально-критические очерки» (1859), «Философские фрагменты и диалоги» (1876) — соединяют в себе научную точность с высоко художестЁенным стилем. Ренан был одновременно мыслителем и художником, полной противоположностью сухого доктринера.
РЕНУВЬЕ (Шарль): французский философ (Монпелье, 1815 — Прад, 1903). В 1836 г. заканчивает Политехническую школу. Его мысль опирается на учение Канта, наследуя у него идею невозможности метафизики в качестве науки. Его неокритицизм получает оригинальное развитие в «Моральной науке» (1869), где он одновременно утверждает и невозможность метафизической науки, и (не попадаясь при этом на плоский подход грубого позитивизма) свободу «Я» и его несводимость к какой бы то ни было науке. Это и есть персонализм Ренувье, рассматривающий личность как категорию из категорий, возвышающуюся над всеми остальными и включающими их в себя. Но особенно примечательна в его творчестве история философии: «Набросок систематической классификации философских учений» (1885-1886) и «Аналитическая философия истории» (1896) — классифицирующая философские учения по рассматриваемым в них проблемам. Во Франции он основоположник,философии истории философии.
РЕФЕРЕНДУМ: непосредственное участие граждан в обсуждении проекта закона. Предусмотренное Конституцией понятие «референдум» отличается от понятия «плебисцит», когда объектом народного голосования становится легализация государственного переворота (плебисцит 1852 г. во Франции). Свободный референдум.— непосредственное проявление демократии — проводится также для принятия некоторых фундаментальных для жизни страны решений, не обязательно национального значения. Политическая философия всегда считала референдум идеальным инструментом любой демократической конституции: для Платона его воплощением была «экклесиа», или народное
собрание; у Руссо — «общая воля» и т.д. Ренан делает политику национальным делом, а не просто занятием для политических деятелей.
РЕФЛЕКС: бессознательная и автоматическая реакция нервной системы на внешний возбудитель (сокращение мускулов, секреция и т.д.). Различают: спонтанные, естественные, безусловные, или врожденные, рефлексы — т.е. рефлексы, присущие организму от рождения, как результат строения его нервной системы; и условные рефлексы, созданные искусственным путем, тем или иным «условием». Пионером изучения условного рефлекса был Павлов, открывший, что естественные рефлексы слюновыделения, вызванные контактом пищи со слизистой оболочкой ротовой полости собаки, может вызывать и просто один вид пищи. Он добавил к этому виду еще и звуковой.сигнал, и вот уже вскоре одного сигнала было достаточно, чтобы вызвать у собаки слюновы-деление. Таков принцип дрессировки животного, принцип его обучения и привычек. Применение учения об условных рефлексах к человеку может помочь ему в совершенстве научиться управлять своими, как правило, непроизвольными, рефлексами (роды без боли, автоматическая реакция на сигналы во время космических полетов). Рефлекторная реакция противоположна продуманной деятельности. См. Деятельность, Склонность.
РЕФЛЕКСИЯ: умственная установка того, кто избегает поспешности в суждениях и импульсивности в поведении. В более узком смысле рефлексия означает умственную сосредоточенность при освещении идей и анализе чувств. Психологическая рефлексия или самонаблюдение называется интроспекцией. Рефлективные философы — Фихте и Гегель в Германии, Лашелъе и Ланьо во Франции — считают, что рефлексия позволяет индивиду осмыслить свое духовное единство, возвышающееся над изменчивостью человеческой деятельности в мире. Рефлексия позволяет нам по ту сторону наших чувств, эмоций и индивидуального опыта вывести их универсальное человеческое значение; в этом смысле рефлексия даже позволяет нам прикоснуться к вечности {Фихте). Гегель назвал такое состояние «спекулятив-
ной жизнью», а Бергсон отождествлял его с опытом «длительности». Итак, понятие рефлексии может иметь как психологический, так и метафизический смысл — как интуиция глубинной реальности «Я» и абсолютного Духа в нас.
РЕФЛЕКТИВНАЯ (философия): метод философского анализа, опирающийся на учение Канта и посткантианцев, развивавшийся во Франции в XIX в. и связанный с такими именами, как Лашелье и Ланьо.
РЕЧЬ: действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению Эггера и других философов, это выражение определяет жизнь сознания: речь тогда будет неотделима от духовного понимания, от операций человеческого разума. Тем не менее, можно провести различие и заметить, что между пониманием, носящим необходимый характер (например, в математике, что три угла треугольника равны сумме двух прямых углов), и его выражением в речи, вклинивается свобода: человеческая речь всегда свободна и несет в себе элемент произвола, даже если отношение, которое мы хотим доказать, Носит абсолютно необходимый характер.
РИБО (Теодюль): французский философ и психолог (Гингам, 1.839 — Париж, 1916). Славу ему принесли его работы по экспериментальной психологии: «Болезни памяти» (1881), «Болезни воли» (1883), «Болезни личности» (1885). На смену его аналитическому методу, суть которого — в выделении психологических функций из целостности психической жизни (в частности, в психологическом плане, развитие теории мозговых локализаций), сегодня пришла «структурная психология». См. Память, Забвение.
РИГОРИЗМ: скрупулезная привязанность к правилам и нормам. Ригоризм кантовской морали связан с принципом, что человек должен действовать только из соображений морального долга, тогда как все другие внешние мотивации
(интерес, счастье, дружба и т.д.) не имеют никакого морального значения. Ригоризм противостоит прагматизму и утилитаризму (для которых ценность действия измеряется его успешностью, результатом). Только ригоризм можно назвать чисто моральной установкой.
РИКЁР (Поль): французский философ (р. Валенсия, 1913). Его творчество, истоками которого можно считать одновременно феноменологию и экзистенциализм, представляет собой размышление о существовании. Для этого он использует анализ волевого акта: начатый как феноменологическое описание воли [в «Волевом и непроизвольном» (1949, переизд. в 1950), позднее — в «Конечности и виновности» (1960), появившейся в двух частях: «Человек, способный ошибаться» (1960) и «Символика зла» (1963)] и вылившийся в этическую и метафизическую рефлексию о сущности человека и его способности действовать. Цель его учения — помыслить «целостность человека» (познающего, чувствующего и действующего), а не сводить его к одной только способности к познанию. Им написана книга «Карл Ясперс и философия существования» (1947, в сотрудничестве с Дюфреном). Был активным участником журнала «Эспри». В работе «Об интерпретации. Очерк о Фрейде» (1965) он размышляет о природе символа и показывает, что психоанализ представляет собой своеобразную аскезу философской мысли, позволяющую ей очиститься от иллюзий непосредственного сознания. Он возвращается к этой теме нашей вечной учебы у реальности в сочинении «Конфликт интерпретаций. Очерк по герменевтике» (1969). Он также автор сочинений «Живая метафизика» (1975), «Время и рассказ» (т. 1, 1983).
РОД: группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (по-лат. canis) включает различные виды: волк, лиса и собственно собака. Для Аристотеля понятие рода не основано на вещах: в отличие от понятия вида род собаки — лишь общее имя, общая идея, созданная умом, тогда как волк, лиса и т.д. — реальность. В логике определение образуется из рода и «специфического отличия». См. Дефиниция.
РОДО (Хосе Энрике): уругвайский эссеист и философ (Монтевидео, 1872 — Палермо, 1917). Его творческая эволюция протекала от позитивизма к бергсонизму. Сочинения: «Ариэль» (1900), «Бельведер Просперо» (1913).
РОСЦЕЛИН: схоластический философ (Компьень, ок. 1050 — Тур или Безансон, ок. 1120), основатель номинализма и один из учителей Абеляра. Церковный собор в Суассоне принудил его отказаться от его «диалектической» концепции Троицы (три лица Троицы — это три Субстанции, нерасторжимо связанные межу собой в «неразложимую» индивидуальность), уводившей его от греко-латинской терминологии.
РУГЕ (Арнольд): немецкий философ и политический деятель (Берген, остров Рюген, 1802 — Брайтон, 1880). Совместно с Марксом основал «Немецко-французский ежегодник» (1843). «Старый и Новый Рационализм» (1841) содержит философскую критику Гегеля, ошибка которого, по Руге, была в том, что он выводил историю из системы, вместо того... чтобы, наоборот, выводить систему из истории. Эта критика предвосхищает аналогичную критику Гегеля Марксом.
РУССО (Жан-Жак): французский писатель и философ (Женева, 1712 — Эрменонвиль, 1778). Прожил довольно беспокойную жизнь. Был выходцем из семьи французских гугенотов, эмигрировавших в 1550 г. Мать умерла при родах, а отец, работавший часовщиком, как только сыну исполнилось 10 лет, перепоручил его заботам пастора Ламберсье. В 1728 г. он убегает в Женеву, живет у мадам Варенс в Анси. Здесь он — то подворовывающий лакей, то ученик семинарии Анси (1729), не слишком стремящийся стать священником. Поиск себя постоянно заставляет его менять место жительства: Фрибург, Женева, Лозанна. В 1732 г. он оседает в Шамбери. В 1741 г. отправляется покорять Париж. В 1743 г. он уже посол Франции в Венеции, в 1744 г. — возвращение в Париж. В 1754 г. в Женеве пишет «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). Живет в Эрмитаже, в лесу Монморанси, где все глубже и глубже проникается чувством природы; тогда же
пишет свой знаменитый политический трактат «Об общественном договоре» (1762) и педагогический роман «Эмиль» (1762), из-за козней религиозной партии в Парламенте осужденный на сожжение. Последние годы жизни Руссо проводит в Эрменонвиле. Удостоен чести быть похороненным в Пантеоне. Он одним из первых пытался пробудить сердца людей к чисто романтическому восприятию природы. Следствием этой любви был его глубокий пессимизм в отношении общества: «Все хорошо, когда оно выходит из рук Того, Кто все создал, и все вырождается, попадая в руки человека». «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), так же как и его «Письмо к д'Аламберу по поводу спектаклей» (1758) разоблачают недостатки цивилизации и несправедливость установленных между людьми отношений. Руссо излагает принципы сближения человека с природой, увиденные им на уровне ребенка («Эмиль»), любовной пары («Новая Элоиза», 1761), или гражданина («Об общественном договоре»). Но его главное произведение затрагивает прежде всего вопросы политической философии: в защите свободы и равенства между людьми работа Руссо «Об общественном договоре» идет дальше самых смелых утверждений Монтескье и Вольтера; задача Руссо — примирить индивидуальную свободу каждого и требования общественной жизни, одним словом, основать «естественный» социальный строй. На основе «Общественного договора» позднее была создана «Декларация прав человека»; здесь в зародыше уже заложена вся революционная философия. Кант постоянно перечитывал эту работу «ради той эмоции», которую вызывало в нем ее чтение. Немецкая политическая философия (Кант, философия права Фихте и т.д.) испытала на себе сильное влияние творчества Руссо.
РЮЙЕР (Раймон): французский философ (р. Плэнфэин, Вогезы, 1902). Теоретик науки и метафизик. Его философия жизни изложена в трудах: «Очерки по структурной философии» (1930), «Сознание и тело» (1936), «Элементы психобиологии» (1946), «Неофинализм» (1952); философия ценностей — в сочинении «Мир ценностей» (1947), а теория информации—— в работе «Кибернетика и происхож-
дение информации» (1954). Кроме того, им написаны: «Генезис живых форм» (1958), «Похвала обществу потребления» (1969), «Последние сто веков» (1977), «Искусство быть всегда довольным» (1975), «Решительный скептицизм» (1979).
С
^АБУНДЕ (Раймундо): испанский философ и врач (Барселона? — Тулуза, 1436). Его имя стало известно благодаря Монтеню («Апология Раймона де Сабрнде», XII глава II книги «Опытов»). Автор апологии христианства — книги «Естественная теология, или Книга творения» (1484), включенной впоследствии в список запрещенных книг.
САКРАЛЬНОЕ: чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного» (от лат. numen, подразумевающего божественное величие). Для определения чувства сакрального Отто использует метод негативной теологии, восходящий к Богу, исключая прежде всего то, что, не являясь сакральным, его напоминает. «Посмотрим, что же в насыщенной религиозной эмоции, не всегда совпадающей с верой в спасение, доверием или любовью, будет самым интимным и самым глубоким, что, если абстрагироваться от этих растущих чувств, в некоторые моменты наполняет нашу душу, трогает ее, создавая впечатление потрясающей силы. Затем попытаемся подойти к нему через симпатию, присоединившись к чувствам тех окружающих нас людей, что испытывают ее и живут ею. Затем попробуем поискать в сфере благочестия и сопровождающих его сильных эмоций, в торжественной тональности обрядов и культов, во всем том, что живет и дышит вокруг религиозных памятников, зданий, храмов и церквей. Все это можно выразить одним-единствен-
ным выражением: это чувство misterium tremendum — тайны, приводящей в трепет. Вызванное ею чувство может распространяться в душе, как тихая волна, и тогда это безмятежный покой отрешенности. Оно может также внезапно возникнуть в душе, приняв форму шока или конвульсий. Может вызвать странное возбуждение, вплоть до опьянения, исступления, экстаза. У него бывают дикие и демонические формы. Оно может деградировать и смешаться с дрожью и ужасом человека перед привидениями. У него бывают низшие ступени, животные и варварские проявления, и в то же время оно обладает способностью к развитию, когда оно утончается, очищается, становится возвышенным. Оно может превратиться в тихое и смиренное дрожание твари, чувствующей себя недостойной... в присутствии того, что, погруженное в несказанную тайну, превосходит всякую тварь». Итак, сакральное включает в себя элемент «страха» перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также — элемент «тайны» непознаваемого; оно чем-то напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального. Любое религиозное чувство (греха, искупления и т.д.) разрастается вокруг этого центра. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено (см. Дюркгейм, «Элементарные формы религиозной жизни», 1912). См. Религия.
САМОВНУШЕНИЕ: автоматическое влияние какой-то идеи на наше поведение. Самовнушение — внушение самим себе. Наша собственная установка беспрестанно извлекает из памяти какую-нибудь идею, в результате чего она начинает автоматически определять наше поведение.
САМОЗАРОЖДЕНИЕ: гипотеза (долгое время принимавшаяся без возражений), согласно которой неживая материя может порождать живые существа, такие как паразиты, скорпионы, а также мыши и земноводные.
Возникшее во времена Аристотеля, взятое под сомнение в
XVII в. и еще более — в XVIII в., понятие самозарождения было окончательно исключено из области науки Пасте-ром, установившим, что «только жизнь может порождать жизнь»; но такое утверждение не затрагивает случай «партеногенеза», имеющего место у тлей и некоторых растений и обозначающего рождение из яйцеклетки неоплодотворен-ной оосферы (именно в этом смысле оно является «самозарождением»). Некоторые ученые, как, например, И.В. Мичурин, утверждали, что могут породить жизнь из материи; подобные открытия и эксперименты, однако, не получили никакого подтверждения, способного установить их универсальность и объективность; их успех был, по всей видимости, тесно связан с политическими и идеологическими целями, нацелен на доказательство ценности марксизма или диалектического материализма. -
САНГВИНИК: тип характера, отличающийся отсутствием эмоциональности, склонностью к действию и отсутствием глубокого личностного отклика на происходящие с нами события («первичный» характер) (Бэкон, Талейран): часто отличается полным отсутствием щепетильности.
САРТР (Жан-Поль): французский философ и писатель (Париж, 1905-1980), первый представитель экзистенциализма во Франции. Особенно ярко это учение выражено в книгах: «Тошнота» (1938) и «Стена» (1939). В книгах «Воображение» (1936) и «Воображаемое» (1940) развивает гуссерли-анское понятие интенциональности, показывая, что сознание — это не только сознание чего-то, но еще и утверждение мира. Понятие позиции определяется не как позиция в отношении мира, а как творческое открытие мира. Показав интенциональный характер образа, Сартр определяет воображающее сознание как негативность (сознание, носящее в себе неявное знание, что оно представляет отсутствующий объект). Сначала в сочинении «Бытие и Ничто» (1943), и затем в книге «Критика диалектического разума» он излагает принципы своей экзистенциальной философии. «Тошнота» отражает определенное миров оззрение, нашедшее себе выражение также в работе «Пути свободы» (1945-1949): ин-
основным чувством является «отвращение» к существованию. «Бытие и Ничто» представляет собой уже своеобразное философское оправдание: его знаменитый принцип, по которому «существование предшествует сущности», означает лишь то, что личность индивида (его сущность) никоим образом не таит в себе его предназначение, что жизнь ■— это череда ситуаций свободного выбора. Принципы своей морали Сартр основывает на онтологии «для-себя» как абсолютной свободы; «Человек, — говорит он, — обречен быть свободным», выбирать, без причины и до всякой причины, и произвольно управлять своей жизнью. Экзистенциализм Сартра выливается в мораль, считающую себя гуманистической («Экзистенциализм и гуманизм», 1949), основные ценности которой — «жизненная позиция» (ангажированность) и «ответственность», и в философию истории, довольно близкую к марксизму, но подчеркивающую несводимость свободной инициативы человека к исторической необходимости: хотя человек и находится «в истории» (см. «Критика диалектического разума», где Сартр приближается к некоторым тезисам марксизма), он не сводится к своей исторической роли, потому что измерение «индивидуальности» часто остается в тени и на обочине истории. В конечном счете Сартр предлагает синтез марксизма и индивидуализма.
«СВЕРХ-Я»: социальное сознание индивида. По Фрейду, «Сверх-Я» образуется с помощью интериоризации отцовской власти в сознании. Поскольку отец — тот, кто санкционирует плохие поступки, то в случае отсутствия отца индивид наказывает себя сам (упреки совести, чувство вины, обязанности, которые индивид сам на себя налагает). Эта фиктивная власть отождествляется в конечном итоге с социальными требованиями: «Сверх-Я» противостоит нашим инстинктивным склонностям (тому, что Фрейд называет «Оно»), и такое противостояние образует равновесие, определяющее «Я» или психологическую личность. «Сверх-Я» — источник «цензуры», которая в свою очередь сама вызывает «вытеснение» в бессознательное инстинктивных желаний, а тем самым и тоску, и так называемые «комплексы». См. Психоанализ.
СВОБОДА: отрицательное определение — отсутствие противодействия; положительное — состояние субъекта, действующего по собственной воле.
Философская проблема. Проблема определения и оправдания свободы как «живого и внутреннего чувства» (Декарт), делающего нас свободными. Чтобы определить свободу, достаточно дать ей адекватное описание. 1) На самом низком и сугубо биологическом уровне свобода совпадает со здоровьем организма, которое Лериш определил как «жизнь в тишине органов». Больной человек чувствует себя в подчинении у своего тела: он не свободен действовать по своей воле. 2) На следующей стадии свобода совпадает с непосредственностью наклонностей. Человек свободен, если он может реализовать свои желания (эпикурейство). Однако есть такие желания, с которыми мы боремся по той простой причине, что их последствия губительны для организма, или потому, что они противоречат разуму. Свобода, следовательно, не в том, чтобы идти на поводу у своих наклонностей (Платон говорит, что, когда мы подчиняемся страстям, мы уже не сознаем себя свободными), но в том, чтобы «выбрать» между склонностями. 3) На уровне сознания свобода определяется возможностью выбора. Чтобы был выбор, нужны многочисленные мотивы и возможности действия. Выбор может оказаться невозможным, если все мотивы равноценны: Буриданов осел умирает с голоду между двумя одинаковыми охапками сена. В подобном случае решение может выразить так называемую «свободу безразличия»; но такая свобода едва ли несет в себе самовыражение личности. 4) В более широком смысле свобода определяется как «реализация» воли, оправданная большинством мотивов; ведь наше действие всегда не только проявление личностного выбора, но выбора, способного рационально оправдать себя в глазах всех людей. После Платона и Спинозы («свободное действие — это действие, руководствующееся разумным желанием»), Кант значительно расширил «рационализм» свободы: действие будет свободным, если сознание выступает «против» чувственных желаний и руководствуется рациональными принципами (например, подать милостыню «из жалости» — значит поддаться слабости, но дать ее «из принципа» — значит действовать свободно, в соответствии
с рациональными принципами). 5) При ближайшем рассмотрении можно заметить, что свобода состоит не в том, что мы делаем, а в том, как мы это делаем. Свобода — это позиция человека, признающего себя в своей жизни, согласного с ходом мировой истории и ее событиями. Именно поэтому свобода часто состоит в том, чтобы «изменить скорее собственные желания, чем мировой порядок», приспособиться к эволюции и к порядку вещей. Именно к такой концепции (восходящей к стоикам) пришли современные философы (Ясперс, Сартр): человек становится свободным тогда, когда «подчиненную ситуацию» он заменяет «активной позицией», когда он принимает участие в событиях своего времени, определив свое отношение к существующему режиму и другим людям: одним словом, свобода учреждает себя, самореализуясь, когда человек реализует свою личность через мировые события, вместо того чтобы просто подчиняться им, как слепой судьбе.
Социальная проблема. Обычно связывается с благополучием человека. Страна не может быть свободной, если в ней царит нищета: внешне она зависит от более богатых стран, но, что еще более важно, внутри население, находящееся в нищенском состоянии, не может иметь чувства свободы. В социальном плане свобода требует, чтобы все люди, принадлежащие одному социуму, могли найти работу, а в человеческом плане — воля граждан работать эффективно и строить свою экономику. В более частном плане социальная проблема свободы состоит в том, чтобы примирить индивидуальную свободу и общественный закон: а) точка зрения, согласно которой у индивидуальной свободы должна быть возможность для полного самовыражения, которое бы ничто не ограничивало — то, что Платон называл непосредственной демократией или анархией. Когда существуют только индивиды, существование общества становится невозможным; б) в «Государстве» Платон показал, что подобное состояние беспорядка приводит к тирании. Поскольку индивидуальная воля каждого не способна организовать с другими единство, наступает момент, когда сильная внешняя власть организовывает их и навязывает им закон. Именно это сделал Македонский с разрозненными греческими городами; в) наконец, когда индивиды осознают, что их свобода конча-
ется хам, где она начинает мешать свободе другого, возникает ситуация ответственности, характерная для демократии. Этот принцип положен в основу статьи 4 «Декларации прав человека и гражданина» (август 1789 г.): «Свобода состоит в возможности делать все, что не ущемляет прав другого». Что касается экономики, то здесь либерализмом мы называем положение, согласно которому расцвет благосостояния допустим: лишь при условии простого поощрения частной инициативы'(Смит, 1723-1790; Дж. Ст. Милль, 1773-1836). Оно противоположно дирижизму, или этатизму, когда государство навязывает индивидам закон или план экономического развития: этот закон может выражать интересы господствующего класса {Маркс, 1818-1883) или бюрократии, претендующей на то, чтобы распоряжаться национальными производительными силами (что критиковалось Марксом в 1843 г. в «Критике гегелевской философии права»). Развитие средств массовой информации привело к тому, что сегодня, чтобы преуспеть, индивидуальная свобода и частная инициатива должны учитывать общее положение рынка, общую экономическую ситуацию, точно так же как государство, желая достигнуть большей экономической результативности, обязано максимально стимулировать частную инициативу и индивидуальную свободу. Идеологический спор (либерализм-этатизм) в целом решен в пользу экономического прагматизма, цель которого — совместить максимально возможную экономическую эффективность с максимальной солидарностью общества.
СеобоЬав истории. В классической философии (XVII в.) мы видим два противоположных подхода к этой проблеме: теория предназначения (Лейбниц, 1646-1716), по которой Богом уже запрограммированы все события в жизни человечества, и волюнтаристский гуманизм этики Декарта (1596—1650), постоянно возвращающийся к «живому и внутреннему чувству», что мы свободны. Что такое свобода! Свобода — возможность действия, а не мысли: «Я говорил вам, что свобода [человека] состоит в его возможности действовать, а не в химерической возможности хотеть чего-нибудь захотеть» {Вольтер, «Невежественный философ»). «Свобода состоит в самоограничении» (Лейбниц, «Теодицея»); или в том, чтобы быть «автономным» (Кант). Где
есть свобода! Она во власти нашего разума, нашей воли над нашей жизнью: «Только разумное существо в качестве такового абсолютно автономно и является абсолютной основой себя самого» {Фихте, «Samtliche Werke», T. IV). «Быть свободным — значит идеальное делать реальным» {Шеллинг, S.W., Т. VI). «Я хочу быть свободным... означает: я сам хочу сделать себя тем, кем я буду» (Фихте, S.W., Т. II). Ценность свободы. Только свободная жизнь может нести в себе моральную ценность. «Поступки по природе своей представляют нечто временное, преходящее. Если они не укоренены в характере или темпераменте совершающей их личности, тогда они не пристали этой личности, и, если это хорошие поступки, они не являются ее заслугой, а если плохие, ей не может быть за них стыдно» {Юм, «Трактат», III). «Быть свободным — благо, стать свободным — блаженство!» (Фихте).
СВЯТОЙ (от лат. sanctus — сакральный): абсолютно чистый, совершенный. Образец святости дан жизнью Христа. В более широком смысле мы называем святыми тех усопших, кому уже уготовано небесное блаженство. Различают святого (приносящего свою телесную жизнь в жертву жизни духовной), мудреца (считающего добродетелью «равновесие» между физическими желаниями и духовными устремлениями: Платон) и героя (чье предназначение — физическая самореализация, например, древнегреческий герой, прославившийся своими подвигами во время войны или на Олимпиаде, или историческая самореализация: великий политический деятель, ученый или философ, чье творчество знаменательно для той или иной эпохи). Иными словами, судьба героя — сугубо земная; мудрец приводит в равновесие физические потребности и духовные устремления; святой же хочет жить лишь жизнью духа. Понятие святости — сугубо христианское понятие, причем духовная отрешенность здесь связывается с идеей физического страдания: в святости есть что-то «драматическое», и этот драматизм совершенно чужд индийской «аскетике»: аскет не преодолевает свою физическую жизнь, а просто не чувствует ее; именно поэтому у святого нет ничего общего, например, с «факиром».
СЕКРЕТАН (Шарль): швейцарский философ (Лозанна, 1815 — там же, 1895), автор сочинения «Философия свободы» (1848-49), где он пытается примирить христианство и рациональную философию («Разум и христианство», 1863).
СЕКСТ ЭМПИРИК: древнегреческий философ, астроном и врач (П-Ш вв.), род., вероятно, в Митилини. Жил в Александрии и Афинах, возглавлял школу скептиков с 180 по 210 г. Вместе с Пирроном и Энесидемом один из главных представителей скептицизма. Сочинения: «Пирроновы положения», «Против математиков».
СЕМИОЛОГИЯ, ИЛИ СЕМИОТИКА: наука о развитии и роли культурных знаков в жизни групп; общая теория знаков. Семиологическая рефлексия расширяет философию языка и символа вплоть до любых форм коммуникации. Разрабатывалась Кассирером в Германии, позднее, во Франции, Рикером и Бартом.
СЕМЬЯ: отец, мать и дети. Первые теоретики семьи — стоики — представляют ее в качестве естественной ячейки общества. Связи здесь будут тем сильнее, чем более близки они биологически; и соответственно, чем более они многочисленны, тем сильнее тенденция к их ослаблению. Современная психология подтверждает это теоретическое положение: было даже замечено, что, когда в семье более шести детей, мать уже не может с одинаковой теплотой относиться к каждому ребенку, и что дети при этом чувствуют себя «обделенными» материнской любовью. Затем семья обозначает совокупность людей одной крови, одной расы: по принципу такой семьи управляется «клановое» общество, например, имевшее место во времена романской патриархальной семьи, или то, что еще и сегодня существует во многих странах — в частности, в Африке и на Балканах. Клан, или большая семья, включает в себя совокупность людей, объединенных кровным родством и совместно проживающих на ограниченном пространстве под руководством главы рода. Но каковы бы ни были ее размеры, семья всегда составляет ядро общества.
СЕНЕКА (Луций Анней): римский философ (Кордова, ок. 4 до Р.Х. — Рим, 65 после Р.Х.). Сначала изучает ораторское искусство, затем посещает лекции трех философов: Аттала (стоика), Фабиана и Сотиона (пифагорейцев). По возвращении из изгнания на Корсику (с 41 по 49 г.) был наставником Нерона. Последний, став императором, обвинил Сенеку в заговоре и дал ему приказ умереть. Не дрогнув, Сенека вскрыл себе вены. Из множества написанных им произведений до нас дошла его близкая к стоицизму этика, изложенная в трактате «Естественные вопросы». Он противопоставляет себя Цицерону, для которого первостепенной важностью обладают общественная жизнь и долг гражданина. По Сенеке,