И 3: Руки желательно поднимать при совершении поясного поклона и выпрямляясь после него

Двадцать два человека из числа сподвижников сообщили, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поступал таким образом.

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

﴿ كان النبي صلى الله عليه وسلم إذا قام إلى الصلاة رفع يديه حتى يكونا حذو منكبيه ثم يكبر ، فإذا أراد أن يركع رفعهما مثل ذلك ، وإذا رفع رأسه من الركوع رفعهما كذلك ، وقال: سمع الله لمن حمده ربنا ولك الحمد ﴾ رواه البخاري ومسلم والبيهقي.

«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, он поднимал руки, пока они не доходили до плеч, и затем произносил такбир. И когда он хотел совершить поясной поклон, снова поднимал их подобным образом, и когда выпрямлялся от поясного поклона, делал то же самое и говорил: “Да услышит Аллах того, кто Его восхваляет. Господь наш! И Тебе хвала!”». Этот хадис передали аль-Бухари 735-736, Муслим 391 и аль-Байхакъи 3/292.

У аль-Бухари (этот хадис приводится с дополнением):

﴿ ولا يفعل ذلك حين يسجد ولا حين يرفع رأسه من السجود ﴾

«И он не делал этого, когда совершал земной поклон, и когда поднимал голову после земного поклона».

У Муслима (есть такое дополнение):

﴿ ولا يفعله حين يرفع رأسه من السجود ﴾

«И он не делал этого, когда поднимал голову с земного поклона».

У него так же (есть и другое дополнение):

﴿ ولاى رفعهما بين السجدتين ﴾

«И он не поднимал их между двумя земными поклонами».

У аль-Байхакъи есть такое дополнение:

﴿ فما زالت تلك صلاته حتى لقي الله تعالى ﴾

«И его молитва не переставала быть таковой, пока он не встретился со Всевышним Аллахом».

Ибн аль-Мадайини сказал: «Этот хадис является моим доводом против оппонентов. Каждый, кто услышит его, должен действовать в соответствии с ним, поскольку в иснаде этого хадиса нет нарушений».

И имам аль-Бухари написал отдельную брошюру на эту тему, где он ссылается на аль-Хасана и Хумайда ибн Хиляла: «Сподвижники поступали таким образом, то есть поднимали руки в этих трех случаях». И аль-Хасан никого (из сподвижников) не исключил. Что касается мнения ханифитов, то они считают, что поднятие рук узаконено только при вступительном такбире и ссылаются на хадис Ибн Мас’уда, (в котором говорится, что он) сказал:

﴿ لاصلين لكم صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم ، فصلى فلم يرفع يديه إلا مرة واحدة ﴾

«Я совершу для вас молитву посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и затем он совершил молитву, где он поднимал руки только в одном случае». (Однако) это мнение является слабым, так как множество ученых-хадисоведов критикуют это сообщение.

Ибн Хиббан сказал: «Это самое лучшее». Жители Куфы сообщили о том, что руки не поднимаются при поясном поклоне и при выпрямлении с него, но это действительно самое слабое из того, на что можно было бы опереться, так как оно содержит в себе недостатки, которые делают его недействительным. Даже если и допустить его достоверность, как на это указывал ат-Тирмизи, он не может противостоять тем хорошо известным достоверным хадисам.

Автор книги «ат-Танких» допускает, что Ибн Мас’уд мог забыть о поднятии рук, как и другое. Аз-Зайла’и в «Насб ар-Райах», цитируя автора «ат-Танких» пишет:

«Нет ничего удивительного в том, что Ибн Мас’уд мог забыть про это. Ибн Мас’уд забывал некоторые вещи из Корана, в которых мусульмане после него никогда не расходились, а это - последние две суры из Корана. Он также забыл про отмену того, в чем ученые были единогласны, некоторые практические вопросы, он также забыл о том, как должны стоять двое позади имама. И забыл то, что ученые не расходились в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в свое время совершал утреннюю молитву в День жертвоприношения (во время Хаджа), и как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединил молитвы на ‘Арафате. Он (также) забыл о том, что ученые не расходились (во мнениях) о положении рук и локтей во время совершения земного поклона/ саджда /, и забыл, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал: “Ва ма халакъа-з-закара ва-ль-унса”. Если допустить, что Ибн Мас’уд забывал такие вещи относящиеся к молитве, то почему бы не допустить, что он мог забыть также и о поднятии рук?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: