Метод посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которым он читал (Коран) после суры “аль-Фатиха”

Здесь мы расскажем о том, что упомянул Ибн аль-Къаййим о чтении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после суры «аль-Фатиха». Он сказал: «После чтения (суры) “аль-Фатиха”, он переходил к чтению другой суры. Иногда он удлинял чтение, а иногда облегчал его, если путешествовал или в подобных ситуациях. Но в большинстве случаях его чтение было средним (по продолжительности)».

Чтение (Корана) во время утренней молитвы/ фаджр /

Он (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) читал во время утренней молитвы от шестидесяти до сотни аятов. (Иногда) он читал суры «Къаф»[27], «ар-Рум»[28], «Когда солнце будет скручено»[29], или «Землятресение[30]» в обоих рак’aтах. Во время поездок, он читал «Му’авизатайн[31]». (Однажды) он начал (утреннюю молитву) с сурой «аль-Муъминун[32]», пока не дошел (до того места, где рассказывается) история о Мусе и Харуне, а затем он кашлянул и совершил поясной поклон. В пятницу он совершал (эту молитву) читая (суры) «Алиф. Лам. Мим. Это писание …[33]» (Сура ас–Саджда) и «Неужели не прошло …[34]» полностью. Он не делал того, что делают многие люди сегодня, которые читают то это, то другое.

А что касается того, что думают многие невежды, что в пятницу лучше совершать утреннюю молитву читая суру «ас-Саджда[35]», то (это) большое невежество. Поэтому некоторые имамы не одобряют чтение этой суры именно по этой причине. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал эти две суры, потому что они содержат напоминание о сотворении человека, о его возвращении к Аллаху, о сотворении Адама, о вхождении в рай и ад, и другие вопросы, которые происходили или определенно произойдут в пятницу. На ее утренней молитве (т.е. в пятницу) он читал о том, что было и будет в этот день, подобно тому, как он имел обыкновение читать суры «Къаф», «Месяц[36]», «Высочайший[37]» и «Покрывающее[38]» на молитвах большего скопления людей, типа молитвы двух праздников или пятничной молитвы».

Чтение (Корана) во время полуденной молитвы/ зухр /

Он (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) иногда продлевал чтение (Корана) во время совершения полуденной молитвы, по поводу чего Абу Са’ид сказал:

﴿ كانت صلاة الظهر تقام فيذهب الذاهب إلى البقيع ، فيقضي حاجته ، ثم يأتي أهله فيتوضأ ويدرك النبي صلى الله عليه وسلم في الركعة الاولى ، مما يطيلها ﴾ رواه مسلم

«За то время, которое он простаивал совершая полуденную молитву, можно было пойти на (кладбище) аль-Бакъи’, справить свою нужду, затем прийти к себе домой, совершить омовение, и возвратившись найти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, все еще совершающего первый рак‘aт, и это из-за того, что он настолько удлинял ее». Этот хадис передал Муслим 454.

Иногда он читал «Алиф, Лам, Мим. Это писание …[39]», и «Славь имя Господа твоего Высочайшего[40]», «Клянусь ночью, которая покрывает землю![41]», а иногда «Клянусь небом с созвездиями Зодиака![42]», «Клянусь небом и ночным путником![43]».

Чтение (Корана) во время послеполуденной молитвы /‘аср /

Что касается (чтения Корана) при совершении послеполуденной молитвы / ‘аср /, то оно было в половину длины чтения в полуденной молитве, если это чтение было долгим, или такой же длины, если оно было коротким.

Чтение (Корана) во время закатной молитвы/ магъриб /

Что касается закатной молитвы, то метод, которым он (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) читал (Коран) был различным. Иногда он читал суру «Преграды[44]» в двух рак’aтах, а иногда «Гора[45]», иногда «Посылаемые[46]».

Абу ‘Умар ибн ‘Абдуль Барр сказал: «Передают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время совершения закатной молитвы читал: «Преграды». Также он читал в ней «Выстроившиеся в ряды[47]», «Дым[48]», также он читал в ней «Славь имя Господа твоего Высочайшего[49]», «Клянусь смоковницей и оливой![50]», также он читал в ней «аль-Му’авизатайн», «Посылаемые[51]», также он читал в ней две короткие суры из (числа сур, под названием) «аль-Муфассаль».[52]

(Абу ‘Умар ибн ‘Абдуль Барр) сказал: «Все это достоверно». (Конец цитаты Ибн ‘Абдуль Барра).

Что касается того, чтобы всегда читались короткие суры, как поступал Марван ибн аль-Хакàм, то Зайд ибн Сабит возразил против этого сказав: «Что с тобой происходит? Ты во время закатной молитвы всё время читаешь одну из коротких сур «аль-Муфассаля», а я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в ней одну из длинных сур». Марван спросил: «И что это за длинная сура?» Он ответил: «Преграды». Этот хадис передали аль-Бухари 764, Абу Дауд 812 и ан-Насаи 2/170.

Ан-Насаи (2/170) передал от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:

﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم قرأ في المغرب بسورة (الاعراف) فرقها في الركعتين ﴾

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал суру “Преграды” во время закатной молитвы и разделял её между двумя рак’aтами».

Чтение каждый раз короткой суры из (числа) «аль-Муфассаля», является действием, которое отличается от Сунны, и это - то, что делал Марван ибн аль-Хакàм.

Чтение (Корана) во время вечерней молитвы /‘ишаъ/

Что касается последней вечерней молитвы, то он (Пророк), да благословит его Аллах и приветствует, читал в ней «Клянусь смоковницей и оливой![53]», и выделил для Му‘аза следующие суры: «Клянусь солнцем и его сиянием!», «Славь имя Господа твоего Высочайшего[54]», «Клянусь ночью, которая покрывает землю![55]», и им подобные, чтобы он читал их в данной молитве и выразил ему порицание за чтение в ней (суры «аль-Бакара»), после того, как он (Му’аз) помолился с ним и затем отправился к племени Бану ‘Амр ибн ‘Ауф, и когда прошла часть ночи угодная Аллаху, он повторил свою молитву и прочитал в ней суру «аль-Бакара», из-за чего он (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал ему: «О Му’аз, ты искушаешь людей?». Критики цеплялись за это слово, не обращая внимания на то, что предшествовало ему и на то, что следует за ним.

Чтение (Корана) во время пятничной молитвы / джуму’а /

Что касается пятничной молитвы, то он (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) читал в ней (суры) «Собрание», «Лицемеры» или «Покрывающее», полностью, и суры «Высочайший» и «Покрывающее». Что касается того, чтобы он ограничился чтением последних аятов двух сур «О вы которые уверовали» и до конца, то он не делал этого никогда. Это противоречит его Сунне, которой он следовал.

Чтение (Корана) во время двух праздников [56] / 'Идайн /

Что касается чтения (Корана) во время праздничных молитв, то он (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) иногда читал суры «Къаф» и «Месяц» полностью, а иногда «Высочайший» и «Покрывающее». Это тот путь, которого он придерживался, пока не встретился со Всевышним Аллахом и из этого не отменялось ничего. Поэтому того же придерживались и праведные халифы после него. (Однажды) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, прочитал суру «аль-Бакъара» во время утренней молитве, и когда он завершил молитву, чуть было солнце не взошло, и ему сказали: «O халиф посланника Аллаха, солнце вот-вот взойдет!». И он сказал: «Если оно взойдет, то не найдет нас беспечными». ‘Умар, да будет доволен им Аллах, читал в ней суры «Юсуф», «Пчелы», «Худ» и «Перенес ночью» и подобные им суры. Если бы чтение (Пророком), да благословит его Аллах и приветствует, длинных сур было бы отменено, то это бы стало известно халифам или тем, кто мог осуждать их. А что касается хадиса, который передал Муслим в своем «Сахихе» от Джабира ибн Самуры:

﴿أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يقرأ في الفجر ﴿ ق والقرآن المجيد ﴾ وكانت صلاته بعد تخفيفا فالمراد بقوله بعد ﴾

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время утренней молитвы читал суру “Къаф”, а последующие его молитвы были короче». Под словом «последующие» имеется в виду после утренней молитвы. То есть на утренней молитве он читал дольше, чем на других молитвах, после нее, и они (другие молитвы) были короче.На это указывают слова Умм аль-Фадль, которая слышала, как Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, читал (суру) «Посылаемые», и она сказала ему: «Сынок, ты напомнил мне о чтении этой суры, это было последнее, что я слышала из уст пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где он читал её на закатной молитве, это было ближе к исходу дела. Что касается слов посланника: «Каждый, кто возглавит коллективную молитву, пусть облегчит» и слова Анаса: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был более легок в молитве, чем кто-либо», то данное облегчение – дело забытое, возвращающееся к тому, как поступал сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и чего он придерживался, а не к прихотям и желаниям тех, кто присутствует на молитве, ибо не было так, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям делать одно, а сам поступал иначе. Он знал, что позади него стояли старые, слабые и люди, у которых были неотложные дела. То, что он делал это и есть то облегчение, которое он требовал от остальных. Возможно, его молитвы были куда длиннее, что на их фоне это являлось облегчением. Его руководство, которого он сам придерживался - есть то самое решение, которое решает споры всех тех, кто разошелся во мнениях. Это подтверждается хадисом, переданным ан-Насаи (2/95) и другими, в котором Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يأمرنا بالتخفيف ويؤمنا ب ﴿ الصافات﴾﴾

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам облегчать (молитву) и возглавляя нашу молитву, он, (да благословит его Аллах и приветствует,) читал суру “ас-Саффат” [57]. [58]

И чтение (в молитве) суры «ас-Саффат» это и есть то облегчение, которое он повелевал (людям).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: