Причины возникновения олигополии

Олигополия и ее характеристики. Всеобщая взаимозависимость

Олигополия является одной из наиболее распространенных структур рынка в современной экономике. Например, она господствует практически во всех технических сложных отраслях промышленности: металлургия, химия, автомобиле строение, электроника и т.п.

Чем характеризуется олигополия?

1) Небольшое число действующих на рынке фирм. Сколько их, точно не определено. Единственно, что можно сказать, что их меньше, чем на рынках совершенной и монополистической конкуренции, но больше, чем на рынке монополии, где действует единственная фирма. Различают жесткую (весь рынок поделен между несколькими крупными продавцами) и мягкую, расплывчатую олигополию (кроме крупных, имеется множество мелких фирм). Но в любом случае определяют ход развития событий крупные фирмы.

2) Крупные размеры фирм-участников олигополии, а, значит, высокая степень концентрации производства и продаж в виду малого количества фирм.

3) Продукция олигополии может быть дифференцированной (автомобили, моющие средства, бытовая техника, сигареты и т.д.) или недифференцированной (сталь, цинк, медь, алюминий, цемент, технический спирт и т.д.).

Причины возникновения олигополии

Почему в некоторых отраслях действует только несколько крупных фирм, а в других – множество мелких?

1) Главная причина формирования олигополии – это экономия от масштаба. Если эффект масштаба является продолжительным, а отрицательный – отдаленным, то кривая АТС долго и значительно понижается относительно Q. Поэтому если положительный эффект масштаба значителен, то эффект достигается только в рамках крупного производства и при условии небольшого числа производителей. Или другими словами, производственные мощности каждой фирмы должны составлять значительную долю рынка.

Выгодное расширение до больших размеров предприятий некоторых фирм неизбежно происходит за счет либо добровольных слияний, либо за счет поглощений менее удачливых конкурентов.

2) Еще одной причиной существования олигополии является существование высоких входных барьеров. Почему в олигополистические отрасли не входят новые фирмы?

А) Новым фирмам трудно войти на данный рынок, поскольку для этого потребовалось бы изначально быть крупной фирмой с низкими издержками. Обеспечение низких издержек требует больших инвестиций. Многомиллиардная стоимость заводов становится преградой на пути новых компаний, пожелавших войти в отрасль. Даже если бы нашлись средства для организации гигантов, то они не смогли бы дальше прибыльно работать: спрос в каждый данный момент ограничен, особенно по отношению к инвестиционным товарам.

Б) Владение патентами, контроль за распределением стратегического сырья.

В) Огромные расходы на рекламу, которые также не каждый может себе позволить.

3) И, наконец, также причиной существования олигополии является побуждение к слияниям. Для слияния существует ряд поводов:

А) Объединение нескольких фирм позволяет увеличить рыночную долю и дает новой более крупной производственной единице добиться большего эффекта масштаба.

Б) Более крупная фирма обладает рыночной властью, т.е. позволяет контролировать и цену, и свою долю.

В) Увеличение размера фирмы, к которому приводит слияние, создает ей преимущества и на рынке ресурсов. Она становится на нем крупным покупателем, который может диктовать цену ресурсов, а, значит, снижать свои издержки.

Таким образом, отрасль приобретает олигополистическую структуру, если крупный размер фирмы:

1) обеспечивает существенную экономию на издержках, что дает крупным фирмам преимущество по отношению к мелким фирмам;

2) создает высокие входные барьеры для фирм-новичков;

3) побуждает к слияниям.

Всеобщая взаимозависимость

Характерной чертой олигополии является характер взаимоотношений между конкурирующими участниками рынка – это отношения взаимозависимости. Например, если один из участников (А) олигополии независимо от других снизит цену, то это отразится на позициях других участников, поскольку в этом случае доля рынка фирмы А вырастет, а других – сократится. Поэтому, каждый из участников следит за действиями другого, т.к. выручка и прибыль, которую намеревается получить каждый, зависит не только от решений фирмы, построенных на информации об издержках и спросе, но и от решений фирмы – конкурента. С чем это связано?

Ни одна другая рыночная структура не характеризуется всеобщей взаимозависимостью. При совершенной и монополистической конкуренции число участников настолько велико, что учесть поведение каждого просто невозможно. На рынке чистой монополии – единственный участник, поэтому учитывать поведение кого-либо другого нет необходимости. Следовательно, отношения всеобщей взаимозависимости – это уникальная особенность олигополии по сравнению с другими типами рыночной структуры.

Все это позволяет дать следующее определение олигополии. Олигополия существует тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: