Сговор олигополистов

Нескоординированная (ломаная кривая спроса) модель хорошо объясняет лишь негибкость цен, но не позволяет определить первоначальный уровень цен и механизм их роста. Последнее легче объяснить сговором олигополистов.

г) Картель. Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.

Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по ценам и объемам продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений.

Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж.

В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш: продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот.

Если подобное поведение станет всеобщим, то картель развалится.

Картель – классический пример кооперативной игры с n участниками, где n может быть равно 2, 3 и т.д.

Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда («общак»), из которого осуществляются «побочные платежи» тем, кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют роль уравнивающих платежей.

В настоящее время чаще встречаются неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор.

Тайный сговор – это негласное соглашение о:

1) ценах;

2) разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну.

Максимизация прибыли при тайном сговоре

Объем продаж определяется точкой В, где MR=MC. Проекция этой точки на кривую Д, т.е. точка А (рис. 3), позволяет определить монопольную цену Р0 и экономическую прибыль (площадь Р0 + CN)/

Однако тайный сговор не может быть прочным долгое время.

Высокие прибыли и цены привлекают других производителей, что обостряет конкуренцию.

Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой.

По мере развития производства и насыщения рынка все сильнее сказываются различия в спросе и в издержках производства участников сговора.

Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, вызывают зависть конкурентов, которым кажется, что их обошли нечестным путем.

К объективной дифференциации производителей добавляется объективный фактор – мошенничество, которое становится заразительным. В обход соглашения осуществляются тайные продажи на льготных условиях.

Все эти явления особенно обостряются в условиях спада (война) производства, когда каждый → выжить за счет другого.

Антитрестовское законодательство.

Сейчас: молчаливая договоренность – типа лидерства в ценах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: