Олигополистическая конкуренция

Как уже говорилось в п. 1 настоящей темы, не существует единой модели олигополии, приемлемой для всех ситуаций. В каждом конкретном случае олигополист ведет себя так, как позволяют его собственные возможности и действия соперников. При этом в экономической литературе выделяются две группы моделей олигополии. Первая группа предполагает, что олигополисты конкурируют друг с другом, изменяя объемы выпускаемой продукции. Изменение цены в таких моделях является следствием изменений выпусков. Наиболее известными моделями количественной олигополии являются модели Курно, Чемберлина, Штакельберга. Вторая группа моделей основана на том, что олигополисты конкурируют, изменяя цену своей продукции. Объем выпуска в этом случае выступает функцией цены. Среди моделей ценовой олигополии выделяются модели Бертрана и Эджуорта.

Олигополистическое взаимодействие в этих моделях, как и в жизни, может привести к самым различным результатам – от монопольного равновесия, когда олигополисты начинают действовать как единая фирма, до равновесия, свойственного совершенной конкуренции. В последнем случае цена падает до уровня предельных затрат. Возможны и промежуточные варианты, когда олигопольная цена в большей или меньшей степени превышает цену при совершенной конкуренции, но не достигает уровня монопольной цены.

Перечисленные модели обычно изучаются в усложненных курсах микроэкономики. Нам же предстоит рассмотреть ряд моделей, отражающих отдельные стороны олигополистического поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: