В. Ценовая политика, препятствующая входу на рынок

Серьезной проблемой для олигополистов может стать угроза вторжения на рынок новых фирм, привлеченных экономическими прибылями старожилов отрасли. Поэтому фирмы-старожилы могут договориться о совместных действиях по предотвращению появления новичков или по их вытеснению с рынка до того, как они смогут там закрепиться.

Чтобы сдержать проникновение новых фирм, старожилы могут совместно установить выпуск выше монопольного уровня, соответственно снизив цену на выпускаемую продукцию. Расчет здесь на то, что более низкая цена сделает вход в отрасль не привлекательным для новичков, лишив их экономической прибыли на данном рынке. Фирмы-старожилы, разумеется, тоже теряют при этом деньги, но зато избегают худшего в будущем, сохраняя олигополию в отрасли.

Важно, что снижение цены, лишающее новичков экономической прибыли при входе в отрасль, не ведет обычно к обнулению экономической прибыли олигополистов, поскольку они уже укоренились в отрасли и их долгосрочные средние затраты чаще всего ниже, чем у новых фирм.

Точно также фирмы-старожилы могут снижать цену и в том случае, когда вторжение новичков все же состоялось, чтобы заставить последних покинуть отрасль. При этом иногда снижение цены принимает форму т.н. «хищнического ценообразования». В последнем случае цена снижается столь заметно, что «хищники» несут убытки, утешаясь тем, что конкуренты теряют еще больше и не смогут долго продержаться на рынке.

Во всех упомянутых случаях стратегия олигополистов состоит в том, чтобы не добиваться максимально возможной прибыли в краткосрочном аспекте, но обеспечить себе устойчивое долговременное положение в отрасли.

Монопольная власть и экономическая реформа в России


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: