Черты человека и животных, приписываемые Богу

В Библии говорится, что Бог имеет человеческие формы [антропоморфизмы] и формы животных [зооморфизмы], а также, что Он выражает человеческие чувства [антропопатизмы]. Все эти черты не являются присущими Его божественной природе. Поскольку Бог не имеет частей, как у нас,—цель этих образных выражений—отразить истину о Боге впечатляющим образом, так, чтобы она была близка нам, людям.

У. Х. Гриффит Томас пояснял: “Открывая Себя, Бог должен был снизойти до наших возможностей и использовать тот язык, который был бы понятен. Но это никогда не сможет полностью открыть Его, поскольку то, что имеет предел, не может объяснить Беспредельного. Так что Бог обязательно должен говорить о Себе, как о Человеке, ибо только таким образом мы смогли бы постичь что-либо о Нем. Следовательно, все, что говорится о Его Личности и действиях, говорится в человеческих категориях. Но все это лишь стилистические фигуры, и только с их помощью мы можем воспринимать какие-либо идеи действительности.”[13]

Мы должны иметь в виду, что цель самооткровения Бога с помощью этих средств не в том, чтобы у нас были искаженные представления о Нем. С другой стороны, навсегда восприняв человеческую природу, Бог Сын переживает все то, чем Его прославленная, безгрешная человечность дополняет Его. Другими словами, Второе Лицо божественной Троицы на самом деле имеет глаза, руки, рот и тому подобное, благодаря тому, что Он является человеком, так же, как и Богом.

Человеческие черты [антропоморфизмы]

Это любая физическая часть человека, его действие или характеристика, которые приписываются Богу. Например, говорится, что у Бога есть душа (Ис. 1:14), глаза (Прит. 15:3), ноги (Наум. 1:3), уши (Чис. 11:18), рука (Амос. 9:2), мышца (Иер. 27:5), лицо (Чис. 6:25), голова (Пс. 59:9) и рот (Иер. 9:20). Говорится также, что Он вспоминал (Быт. 8:1), обонял (ст. 21), видел (6:5), сходил (11:5) и слышал (21:17).

Человеческие чувства [антропопатизмы]

Это любое человеческое чувство, приписываемое Богу. Например, говорится, что Богу тяжело (Ис. 1:14). Говорится также, что Он ревнив, что, обычно, рассматривается как антропопатизм (Исх. 20:5; 34:14). Основываясь на Его отношениях со Своим народом, эта ревность означает, что Он не потерпит никакого компромисса в отношении любви Его народа к Нему. Он один имеет исключительное право требовать их преданности, и Он ревностен в том, чтобы поддержать чистоту этого родства. При этом, следует заметить, что любовь Бога к нам не является антропопатизмом. Это—качество Его божественной природы.

Черты животных [зооморфизмы]

Это любая часть, действие или характеристика животного, приписываемые Богу. О Нем говорится, как об имеющем перья и крылья (Пс. 90:4) и рыкающем, подобно льву (Ос. 11:10).

Когда вы сталкиваетесь с этими наглядными, образными выражениями в Писаниях, рассудите, какие истины они передают о Боге. Например, когда говорится, что “на всяком месте очи ГОСПОДНИ; они видят злых и добрых” (Прит. 15:3), человек может представить себе эти божественные глаза, которые повсюду и видят все. Это намного более наглядное, значимое утверждение, чем просто сказать, что Бог—всеведущ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: