Основные имена Бога на еврейском языке

1. Элохим
Эта форма множественного числа [ Элохим ] возникает около 2500 раз со ссылкой на истинного Бога. Формами единственного числа этого слова являются Эль, Элоах [поэтическая форма, часто упоминаемая в книге Иова] и Элах [встречается у Ездры и Даниила].
Это родовое имя Божества, и переводится оно в KJV как “Бог” (Быт. 1:1) или “боги” (Исх. 20:3). Со ссылкой на истинного Бога, Элохим переводится в единственном числе [“Бог”], и, за некоторыми исключениями (ср. Быт. 3:5; Втор. 5:26), это слово требует единственного числа в тех частях предложения, которые грамматически связаны с ним. Это показывает, что форма множественного числа не говорит о более, чем одном Боге.
Некоторые люди верят, что форма множественного числа, Элохим, является абстрактной множественностью величия, величества или звания, обозначая неограниченное величие и силу Бога. Мы, верующие в догмат троицы, придерживаемся взгляда, что это численное множество, указывающее на множественность Личностей внутри божественной Троицы. Эта множественность представляет более, чем две Личности, поскольку Элохим имеет еврейское окончание множественного числа, а не окончание парного числа [ Элохайим ].
Элохим происходит от еврейского корневого слова, означающего “сила” или “могущество” (ср. “сила” в Быт. 31:29; Прит. 3:27). Это родовое имя Божества означает “податель силы”[23] Истинный Бог—абсолютное Существо, которому принадлежит вся сила (Быт. 1:1; 24:3; Пс. 90:2; Ис. 46:9).

2. Адонай
Это основное функциональное имя, или титул, Бога в Ветхом Завете. Означая “мои господа,” этот титул переведен “Господь” в KJV около 450 раз со ссылкой на Бога. Адонай —форма множественного числа от адон, что значит “господь” или “господин” (Пс. 11:5). Как и Элохим, форма множественного числа указывает на множественность Личностей внутри божественной Троицы. Важность этого титула видна в следующих примерах: господь или господин рабов (Быт. 24:9), жены (1812), людей (3 Цар. 22:17), страны (Быт. 42:30) и дома (45:8). Этот титул выражает личное отношение—отношение авторитета—с одной стороны, и верности и любви—с другой.[24] Это был титул, с помощью которого подчиненный обращался к своему начальнику.[25]
Адон, с его формами, означает “Господь, как правитель” (Пс. 104:21), в то время, как Ваал означает “Господь, как обладатель или владелец”; таким образом, Бог есть правящий Господь,[26] “Господь всей земли” (Иис. Нав. 3:13). Ваал был титулом, который народ Ханаана присваивал своим богам, верховным божеством среди которых был Вель. По этой причине, Бог никогда не называл Себя Ваалом, и точно так же израильтяне не использовали этот титул для Него часто (ср. Ос. 2:16), хотя Он и является владельцем вселенной (Пс. 23:1; 49:10-12).
Имея в виду значение Адонай, полезно поразмышлять о его важности в Бытие 15:2,8; Иисуса Навина 7:7; Судей 6:13,15; Псалмах 34:23; 109:1; 113:7; Исайи 6:1, 8 и Малахии 1:6. Обратите внимание, что Адонай относится к Богу Сыну в Псалме 109:1 (ср. Матф. 22:41-46) и Богу Духу Святому в Исайи 48:16 [с “и” в качестве пояснительного союза; “ Адонай Яхве, то есть Дух Его”].

3. Яхве [Йахве]
Это личное имя Бога в Ветхом Завете (Иер. 33:2). В KJV это имя собственное переводится “ГОСПОДЬ” (Пс. 109:1), “ИЕГОВА”* (82:19) и “БОГ,” где оно следует за словом “Господь” (Быт. 15:2). “ЙАХ”—сокращенная форма (Пс. 67:5). “ГОСПОДЬ” встречается в Ветхом Завете около 6700 раз.
В KJV, “ГОСПОДЬ” не является переводом еврейского слова, означающего личное имя Бога, но представляет собой его произвольную замену. В пост-новозаветные времена, имя Яхве перестало произноситься вслух иудеями при публичных чтениях Писаний и заменялось в устной речи словом Адонай. Позднее, когда Масореты [книжники] добавляли гласные к согласным в еврейском тексте Писаний, они добавили символы гласных звуков от слова Адонай к согласным ЙХВХ личного имени Бога. В результате произошло слово ЙаХоВаХ, или Иегова. Ученые верят, что Яхве, или Йахве,—ближе к оригинальному произношению ЙХВХ, но это не точно.
То, что Яхве —личное имя Бога, показано в следующем: Он говорит, что это Его имя (Ис. 42:8; Ам. 5:8). Это не титул, как Адон [Правитель, Владыка] и Ваал [Владелец, Обладатель]. Оно никогда не появляется с формой родительного числа, как “ Яхве Израиля,” но как “ Яхве, Бог Израиля” (Иис. Нав. 24:2). Кроме того, оно не встречается в виде “мой Яхве, ” или “живой Яхве.
Похоже, имя это происходит из еврейского корневого слова “быть” [ хава ], с приставкой [Й]. Значение указано в Исходе 3:13-14, где в ответ на вопрос Моисея о Его имени, Бог открывается, как “Я ЕСМЬ, КТО Я ЕСМЬ,”** Имя не было новым откровением (Быт. 4:1; 14:22; 24:3; Иов. 12:9), но теперь Израилю было важно, чтобы Бог обновил Свое откровение открыл его значение, которое могло быть потеряно во время пребывания нации в Египте (Иез. 20:6-8; Иис. Нав. 24:14; ср. Исх. 6:2-3).[27]
Когда Яхве объявляет: “Я ЕСМЬ СУЩИЙ,”—Он, возможно, говорит, что Он—Вечен и Неизменен. Когда Он говорит, что Он—“Я ЕСМЬ,”—Он, по всей видимости, говорит, что является окончательной Реальностью. Корневое слово, переведенное глаголом “быть”, предполагает постоянное, абсолютное, самоопределяющееся существование. Та истина, что их Бог является окончательной, продолжающейся Реальностью, и что Он пребывает с ними, чтобы действовать на их стороне, была жизненно важной для Израиля (Исх. 3:12, 17). Следовательно, как и всегда, Он—это все, что необходимо, когда возникает нужда.
Яхве —это имя Бога в завете [смотрите Быт. 15:1,4, 18; Исх. 3:15-17; 20:1; 2 Цар. 7:4-16; Иер. 31:37]. Имя включало залог всего того, что Он обещал сделать для Израиля, и чем обещал быть для него. Зная Его в личных отношениях завета, они должны были быть Его народом, а Он—их Богом.[28]
В дополнение к тому, что Он представляет Собой божественную Троицу (Втор. 6:4), Яхве иногда олицетворяет определенные Личности, входящие в нее: Бога Отца (Пс. 109:1; Ис. 48:16; 61:1), Бога Сына (Ис. 2:2-5; 33:21-22; 40:10; Иер. 23:6; ср. Иоан. 4:26; 8:24, 28; 13:9) и Бога Духа Святого (Иер. 31:31-34; см. Евр. 10:15-18).

Составные еврейские имена Бога
Помимо основных еврейских имен Божества, существует целый ряд составных ветхозаветных форм, включающих имя Эль, Элохим, или Яхве. Чтобы более полно понять их значимость, эти имена следует изучать в их контексте, используя симфонию для нахождения других отрывков, в которых они встречаются.

1. Формы Эль
(1) Эль Шаддай— “Бог всемогущий” (Быт. 17:1)
При возможном значении шад —“дыхание”, Эль Шаддай предполагает, что Бог достаточно могуществен, чтобы обеспечить и успокоить Свой народ.
(2) Эль Олам— “Бог вечный” (Быт. 21:33)
(3) Эль Эльон —“Бог всевышний” (Быт. 14:18-20)
(4) Эль Кодаш —“Бог святый” (Иис. Нав. 24:19)
(5) Эль Канно —“Бог ревнитель” (Иис. Нав. 24:19)
(6) Эль Элох Исраэль —“Бог, Бог Израиля” (Быт. 33:20)*
(7) Эль Рой —“Бог видящий” (Быт. 16:13)
(8) Эль Гадол вав Нора —“Бог великий и страшный” (Быт. 7:21)
Страх, который вызывает Бог,—это ужас во врагах Его и благоговение в народе Его.
(9) Эль Канун вав Ракум —“Бог благий и милосердый” (Ион. 4:2)
(10) Эль Нееман —“Бог верный” (Втор. 7:9)
(11) Эль Чай— “Бог живой” (Иис. Нав. 3:10)

2. Формы Элохим
(1) Элохим Чайим —“Бог живой” (Втор. 5:26)
(2) Элохим Саваоф— “ГОСПОДЬ сил [воинств]”(Ам. 3:13)

3. Формы Яхве
(1) Яхве Саваоф— “ГОСПОДЬ сил [воинств]” (1 Цар. 17:45)
(2) Яхве Ире —“ГОСПОДЬ усмотрит” (Быт. 22:14)
(3) Яхве Рафа— “ГОСПОДЬ целитель” (Исх. 15:26)
(4) Яхве Нисси— “ГОСПОДЬ—знамя мое” (Исх. 17:15)
Знамя было штандартом или флагом, вокруг которого собирались люди.
(5) Яхве Кадаш— “ГОСПОДЬ освящающий” (Лев. 20:8)
(6) Яхве Рохи— “ГОСПОДЬ—пастырь мой” (Пс. 22:1)
(7) Яхве Цидкену —“ГОСПОДЬ—праведность наша” (Иер. 23:6)*
(8) Яхве Шалом —“ГОСПОДЬ—мир” (Суд. 6:24)
(9) Яхве Шамма —“ГОСПОДЬ там” (Иез. 48:35; ср. Зах. 8:22; 14:16-17)

Некоторые другие имена
Другими ветхозаветными именами Бога являются: “Скала” (Втор. 32:4; Пс. 17:3), “Крепость” (2 Цар. 22:2; 17:2), “Создатель” (Иов. 36:3), “Царь” (1 Цар. 12:12), “Искупитель” (Пс. 18:15),** “Спаситель” (2 Цар. 22:3), “Судья” (Быт. 18:25), “Щит” (Пс. 17:3; Быт. 15:1), “Сила” (1 Цар. 15:29)*** и “Доля” (Иер. 10:16).****
В определенных отрывках “Ангел ГОСПОДЕНЬ” относится к Богу (Быт. 16:7-13; 21:17-18; 22:11-12; 31:11-13; Исх. 3:2-4; Суд. 6:11-16). По всей вероятности, это—теофания Бога Сына, являющегося Открывателем божественного Слова (Матф. 11:27; Иоан. 1:1). В других местах этот термин относится к святому ангелу (2 Цар. 24:16; 4 Цар. 19:35; Пс. 33:8).

ИМЕНА БОГА В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Новому Завету недостает того многообразия имен, которое содержится в Ветхом. Полное имя Божества сформулировано во фразе: “во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Матф. 28:19). Имена отдельных Лиц божественной Троицы даны в разделах Патерология, Христология и Пневматология.

Их родовое имя
Это слово—“Бог” (греч. Теос), встречающееся более 1000 раз (например, в Рим. 1:1). Когда слово “Бог” появляется одно, оно может относиться к божественной Троице, если контекст не ограничивает его принадлежностью к конкретной божественной Личности (Иак. 1:13). В отрывках, которые также относятся к Сыну, “Бог” представляет Отца (Иоан. 3:16; Рим. 1:8-9; 1 Кор. 1:3-4). В других местах “Бог” представляет Сына (1 Иоан. 5:20; см. также сноску 10) или Духа Святого (Деян. 5:3-4; 1 Кор. 3:16), в зависимости от контекста.

Их функциональные имена
Основной титул Бога—“Господь” (греч. Куриос), встречается около 600 раз (например, в Ефесянам 4:5). В цитатах из Ветхого Завета, “Господь” представляет либо Яхве, либо Адонай, что определяется по исходной ссылке (ср. Матф. 3:3 и Ис. 40:3). Когда слово “Господь” используется в других отрывках, похоже, оно имеет значение, аналогичное Адонай, поскольку это предполагает его греческий корень, который означает “имеющий силу и власть.”[29] Кроме того, древние переводчики Ветхого Завета на греческий язык [ Септуагинта ] использовали Куриос вместо Адонай. В основном, этот титул относится к Богу Сыну (Деян. 2:36; Еф. 4:5; 1 Кор. 8:6), редко—к Богу Отцу (Деян. 4:24; Откр. 4:11; 11:15) и очень редко—к Богу Духу Святому (2 Кор. 3:17; Евр. 10:15-16).

Их личные имена
Никаких личных имен Божества, относящихся к Лицам божественной Троицы, в Новом Завете не открыто. Титулы “Отец,” “Сын” и “Святой Дух” используются в качестве божественных имен собственных. “Иисус”—имя собственное, относящееся к Богу Сыну, как человеку (Матф. 1:21; Лук. 1:31).


ДЕКРЕТ БОГА

В этой области нашего исследования, мы зондируем за пределами нашего понимания. Поэтому, мы должны избегать поспешных выводов, представляющих извращенную, небиблейскую концепцию Бога и человека. Кроме того, мы должны избегать, насколько возможно, рассмотрение доктрины только с человеческой точки зрения. Мы должны попытаться понять ее также и с точки зрения Бога. Лучше воздержаться от окончательного суждения до тех пор, пока мы не исследуем всю данную доктрину. И каким бы ни было наше заключительное суждение, истина заключается в том, что Библия говорит о Боге и человеке, и это позволяет Богу быть Богом, а человеку—человеком.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕКРЕТА БОГА
Декрет Бога—это Его план, посредством которого Он определил все, относящееся ко вселенной, включая Свои собственные действия по отношению к ней, а также все происходящее в ней или с ней. Декрет Бога, или Его план, представлен в Писаниях Его “замыслом” (Ис. 46:10; Пс. 32:11; Деян. 2:23; Еф. 1:11; Евр. 6:17),* “целью” (Ис. 14:24-27; Деян. 4:28; Рим. 8:28; Еф. 1:11; 3:11) ** и “волей” (Еф. 1:1, 5, 9, 11; не путать с Его распорядительной волей, состоящей из Его повелений). “Декрет” Псалма 2:7, похоже, относится к воплощению и мессианской работе Сына (ср. Деян. 13:33; Матф. 3:17), а не Его вечному порождению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: