Диспенсация сотворенного человека (Быт. 1:28-29; 2:15-17)

1. Реципиенты диспенсации
Ими были Адам и Ева. На то, что они являлись историческими личностями, указывается в Новом Завете (Матф. 19:4; Лук. 3:38; Рим. 5:12; 1 Кор. 11:8-9; 15:45; 1 Тим. 2:13-2:14). Бог сотворил Еву, чтобы помочь Адаму соответствовать диспенсации, наряду с тем, чтобы послужить его личным нуждам (Быт. 2:18; 1 Кор. 11:9).

2. Обязанности, вмененные человеку
(1) Плодиться и наполнять землю (Быт. 1:28).
Человек должен был воспроизводить себе подобных и населять землю. Использованное в KJV слово “пополняйте” означает “наполняйте.”*
(2) Покорить землю и господствовать над низшими формами жизни (Быт. 1:28).
Эта обязанность, похоже, относилась ко всему, что окружало Эдем. Покорение земли означало, что человек должен был контролировать окружающую его среду, так чтобы использовать ее наилучшим образом для своих нужд и славы Божьей. Это покорение включало познание окружающей среды через изучение и исследование ее, мудрое использование ресурсов земли и одомашнение животных, чтобы они служили его нуждам. Заметьте, что животные не боялись человека до потопа (9:2). Тот факт, что Бог дал человеку владычество “над всей землей” указывает на то, что сатана еще не выступил против Бога и не перехватил власть над этим миром у Адама, вице-короля Бога [см. “Падение Люцифера” в разделе Ангелология].
(3) Есть овощи, злаки и фрукты (Быт. 1:29).
Человек, как и животные (ст. 30), должен был питаться овощами, злаками и фруктами. Человеку не было разрешено есть плоть животных до времени после потопа (9:3).
(4) Возделывать сад и хранить его (Быт. 2:15).
Сад был домом человеку. Он должен был трудиться в нем и заботиться о нем. Эта работа поддерживала благосостояние человека, ибо она давала ему возможность проявлять свои способности и обеспечивала его и тех, кто зависел от него. Обязанность жены заключалась в том, чтобы помогать мужу и быть его спутницей (Быт. 2:18).
(5) Не есть плод с запретного дерева (Быт. 2:16-17).
В Эдеме находились два уникальных дерева— дерево жизни (Быт. 2:9; 3:24; Откр. 2:7; 22:2, 14), которое позволяло человеку жить вечно в его естественном состоянии, и дерево познания добра и зла, которое было божественным образом отобрано в качестве испытания для человека. Благодаря способности Адама и Евы делать нравственные выборы, это испытание давало им возможность добровольно избрать господство Бога и руководство в своей жизни. Будучи послушными Ему, они бы приобрели практическое познание добра и теоретическое познание зла, и вступили бы в вечное состояние святости и праведности. Хотя первые люди знали Бога лично и имели духовную жизнь, их непослушание привело их к вине с ее практическим познанием зла, немедленной духовной смерти и началу разрушения с последующей физической смертью.
В процессе исполнения четой своих обязанностей, до того, как они вкусили от запретного плода, велся учет их личной праведности и святости, которые были подвержены изменению. При условии дальнейшего послушания, их непостоянные праведность и святость перешли бы в постоянную, неизменную форму. Их послушание также дало бы им восприятие зла, подобное знанию Бога о нем.
Это испытание показывает, что человек был создан, чтобы находиться в подчинении, наряду с тем, чтобы править (1 Кор. 11:3). Какому бы контролирующему принципу он ни подчинил себя, этот принцип, будь то Бог, или грех, направил бы его жизнь и использовал ее для своего проявления (ср. Рим. 6:11-13, 16; Лук. 6:45). Вместе с данным Им запретом, Бог провозгласил, какое наказание последует за непослушание (Быт. 2:17; 6:23).

3. Реакция человека на диспенсацию
Как Адам, так и Ева, избрали непослушание Богу (Быт. 3:1-6). Выбору Евы предшествовал обман сатаны через змея (3:1; Откр. 12:9); Адам не был обманут (1 Тим. 2:14). Сатана ввел Еву в заблуждение, что ее непослушание удовлетворит ее естественные желания (Быт. 3:6).

4. Реакция Бога на действия человека
Бог отреагировал на грех четы осуждением (Быт. 3:7-19). Виновная пара немедленно пережила естественные результаты своего греха, включая духовную смерть, полную испорченность своей человеческой природы и попадание под контроль греха. Более того, они юридически подверглись допросу со стороны Бога (стихи 9-13) и приняли обвинительный приговор (стихи 16-19). И, наконец, они умерли физически (Быт. 5:5).
Несмотря на необходимость этого осуждения, Бог великодушно усмотрел спасение для Адама и Евы (Быт. 3:20-24). Его приговор сатане, использовавшему змея в качестве средства общения с Евой (Быт. 3:1; Откр. 12:9), включал обетование Семени жены [грядущего Спасителя], которое окончательно нанесет дьяволу смертельный удар и возьмет верх над смертью и грехом (Иоан. 16:11; Кол. 2:15; Евр. 2:14; Рим. 8:3; Откр. 20:1-3, 10). Вера Адама в это обетование выразилось в том, что он назвал свою жену “Ева,” что значит “живущая”* (Быт. 3:20). Он верил в то, что она будет божественным средством не только для продолжения рода человеческого, но и обеспечит своим Семенем решающую победу человека над сатаной и смертью (Евр. 2:14-15). Вера Евы в обетование проявилась в принятии своего имени, а также в ее высказываниях при рождении Каина и Сифа, что предполагает, что в ее мышлении Бог исполнил Свое обетование о грядущем Победителе-Искупителе (Быт. 4:1, 25).
В ответ на веру четы в обетование Победителя-Искупителя, Бог одел их в одежды из шкур животных (Быт. 3:21). Это была первая из многих жертв животных, которые будут приноситься в качестве покрытия грехов в глазах Божьих, предвосхищая жертву Агнца Божияза грехи всего человечества (Иоан. 1:29). Изготовление этих одежд требовало смерти невинных животных, и пролития, или приношения, их крови. Этим действием Бог установил порядок докрестового искупления человеческих грехов (Лев. 7:11). Это также изображало заместительный характер искупительной смерти Иисуса и жертву Его крови, посредством которых Он уплатил долг за наши грехи (Матф. 20:28; Рим. 6:23; 5:8). Одежды олицетворяли праведность, которую евангельские верующие принимают в момент спасения и в которых они предстоят перед Богом (Рим. 3:22; 1 Кор. 1:30; 2 Кор. 5:21).
Обеспечив их этими символическими одеяниями, Бог вывел спасенную чету из сада, с тем чтобы они не могли есть от дерева жизни и жить вечно в своих неискупленных телах (Быт. 3:22-24). Это был акт божественной милости.

5. Длительность этой диспенсации
Она продолжалась с момента сотворения человека до его первого греха и юридического осуждения, возможно, всего несколько дней.

6. Использование диспенсации Богом
Посредством такого домостроительства Бог позволил человеку выбрать себе преобладающую нравственную жизненную силу и духовную верность ей, а также последствия этого. Творец использовал возможность, предоставленную непослушанием человека, чтобы объявить на завуалированном языке о пришествии и делах Спасителя, и чтобы с помощью символов продемонстрировать свой метод искупления человеческих грехов и положить начало спасению тех, кого Он избрал к искуплению. Обеспечение Адама и Евы одеждами из шкур животных и изгнание их из Эдема, положило начало осуществлению Богом Своей искупительной программы, а также попыткам сатаны помешать божественному приговору в отношении него (Быт. 3:15).

Диспенсация падшего человека (Быт. 3:16—4:7)
Хотя Адам и Ева уверовали в спасительное обетование Бога и были избавлены от законных результатов своего греха,[74] все последующие поколения их потомков переживали результаты первоначального греха Адама, или “первородного греха”, как его называют. Они зачинались как грешники с полностью испорченной человеческой природой (Рим.

5:12-19).

1. Реципиенты диспенсации
Ими были Адам и Ева, а также их потомство.

2. Диспенсация, назначенная человеку
Изгнание человека из Эдема положило конец его заботе о саде, но на нем все еще остались некоторые обязанности, относившиеся к первой диспенсации. Это были: наполнение земли, подчинение ее, а также питание растительностью и фруктами. Более того, согрешив, человек потерял свое абсолютное господство “над всей землей” (Быт. 1:26; Евр. 2:5-8) в пользу узурпатора сатаны, который тем самым стал “князем мира сего” (Иоан. 12:31; Матф. 4:8-9).[75] Кроме того, жена должна была продолжать жить в подчинении своему мужу (Быт. 3:16). Это утвердило принцип руководства мужчины в человеческом обществе, которое было установлено сотворением женщины в качестве его помощницы (Быт. 2:18; ср. 1 Кор. 11:3, 7-9). Новая диспенсация принесла человечеству новые обязанности:
(1) Перебиваться кое-как от проклятой Богом земли (Быт. 3:17-19).
С согрешением благороднейшего существа на земле, Бог проклял также землю и низшие формы жизни (Рим. 8:20-22; ср. Марк. 11:12-14, 21). Вместе с этим божественным проклятием природа, подверженная болезням и смерти, стала враждебной по отношению к человеку. Это сделало труд человека утомительным, а жизнь опасной. Как растения, так и животные выработали защитные механизмы. Многие неодомашненные животные стали хищниками, питавшимися другими животными и людьми. Гибель от болезни и смерти обосновалась во всех формах животной и растительной жизни. Насекомые стали докучливыми и вредоносными, и многие формы растительности стали несъедобными или токсичными. Как жучки, так и трении стали нежеланными, цепкими “самовольно поселившимися постояльцами” на человеческих полях и в садах. Болезни и хищники брали свою дань в их стадах. Теперь человек был вынужден добывать свой вегетарианский рацион в поте лица своего, вплоть до самой смерти.
(2) Приближаться к Богу посредством жертвоприношения животного (Быт. 4:1-5).
Эта заместительная жертва производилась в соответствии с божественным порядком для разрешения человеческих грехов, установленным в Бытие 3:21. Когда Бог одел Адама и Еву в шкуры животных, Он должен был открыть им Евангелие о грядущем Искупителе и наставил их в том, каким образом им следовало приходить к Богу посредством заместительной жертвы животного. Поэтому, только через эту кровавую жертву животного, с божественной точки зрения, мог быть покрыт грех приносящего ее, и этот мужчина, или женщина, принимались Богом (ср. Евр. 9:22; Лев. 17:11). Каин отказался сделать это, и был отвергнут Богом. Авель повиновался с верой в Бога (Евр. 11:4), и его жертва была божественным образом принята. Проявление веры в Бога с его стороны указывала на то, что существовало откровение Бога относительно Его воли по этим вопросам. Авель верил слову Божьему и следовал водительству Его; Каин же этого не делал.
Хотя Бог и не принял овощной жертвы Каина, Он предоставил последнему возможность принести правильную жертву (Быт. 4:6-7). Если бы Каин сделал это, то его послушание исправило его отношения с Авелем.[76]
(3) Делать доброе (Быт. 4:6-7).
Делать “хорошее” [доброе]—значит исполнять волю Бога, переданную особым откровением (ср. Евр. 13:21; Иак. 4:17). Поскольку нет никаких указаний на то, чтобы Бог давал языческому миру какой-либо письменный нравственный закон, подобный закону Моисея (Рим. 5:13), похоже, что Бог позволил людям следовать человеческим нравственным инстинктам, “дело закона у них написано в сердцах” (2:14-15). Сотворенные по божественному образу, с чувством нравственности, неспасенные язычники инстинктивно обладают моральными ценностями, производят нравственные оценки, ведут себя определенным образом в моральном отношении и осуждают друг друга в плане нравственности. Похоже, что эти люди, не имеющие формального морального кодекса от Бога, ответственны за послушание этому “закону, написанному в сердцах,” и что они будут судимы Богом в соответствии с этим законом (стихи 1-3). Нет необходимости говорить о том, что грешники не могут соблюдать никаких законов так, чтобы угодить Богу (3:9-20).

3. Реакция человека на диспенсацию
Большинство людей, подобных Каину и его потомкам, не слушались Бога (Быт. 4:8, 16-24; 6:1-7, 11-12; 2 Пет. 2:5; Иуд. 11). Благодатью Божьей по крайней мере некоторые из потомков Сифа были послушны ГОСПОДУ (Быт. 5:6-32; 6:8). Это были люди веры (Евр. 11:4-7).

4. Реакция Бога на действия человека
Бог осудил непослушных времен Ноя, уничтожив всякую живую плоть на земле, кроме Ноя, его сыновей и их жен (Быт. 6:13, 17; 7:21-23).[77] Быстрый рост нечестия человеков (6:5), по всей видимости, был усилен вторжением злых ангелов [демонов], которые настолько преуспели в развращении рода человеческого, что обетование Бога о грядущем Спасителе (3:15) было поставлено под угрозу. Из Иуды 6-7; 1 Петра 3:18-20 и 2 Петра 2:4 мы узнаем, что эти ангелы “блудодействовали и ходили за иною плотью.” В результате какого-то типа половых отношений между этими злыми ангелами и человеческими женщинами рождались “падшие” (Быт. 6:4, KJV “гиганты”)*, которые стали “сильными, издревле славными людьми.” [78] Последовавшее божественное наказание представляло собой опустошительный, всемирный потоп, господствующий в течение 150 дней (Быт. 6:11-13, 17; 7:19-20, 24; 2 Пет. 3:6). Это произошло в 1656-1657 гг. от сотворения, или 2342-2341 гг. до н. э.
Бог благословил послушных, которые по благодати Его уверовали в Его Слово и исполнили волю Его (Быт. 4:4; 5:24; 6:8-9, 13-22; Евр. 11:4-7). Он принял жертву Авеля, взял Еноха и избавил Ноя и его семью от потопа. Другие благочестивые люди того времени умерли до потопа (ср. Быт. 5:27, 31). Мафусал, дедушка Ноя, умер в год потопа; Ламех, отец Ноя, умер на пять лет раньше (см. Дополнение: “Родословие от Адама до Авраама”).

5. Длительность диспенсации
Эта диспенсация продолжалась от грехопадения человека до потопа (Быт. 3:16—8:22), примерно около 1657 лет, если грехопадение произошло в первый день сотворения человека.

6. Использование диспенсации Богом
Сатане почти удалось развратить род человеческий до такой степени, что божественное обетование о грядущем Победителе-Искупителе (Быт. 3:15) могло не исполниться. Но Бог в своей суверенности и благодати сумел сохранить благочестивое ядро, чтобы через него заново населить землю и утвердить родословие Мессии-Искупителя, Иисуса

Диспенсация управляемого человека (Быт. 9:1-7)
После того, как Ной, его сыновья и их жены вышли из ковчега и принесли всесожжение Господу (Быт. 8:15-20), они приняли новую диспенсацию для того, чтобы положить новое начало роду человеческому.

1. Реципиенты диспенсации
Ной, три его сына, их жены и потомки (Быт. 9:1, 18).

2. Диспенсация, назначенная человеку
Тот факт, что Бог принял жертвы Ноя (Быт. 8:21), а затем и Авраама (12:7), указывает на то, что человек по-прежнему должен был приближаться к Нему посредством жертвоприношений животных (ср. Быт. 3:21; 4:4). Необходимость в этом сохранялась вплоть до того момента, пока не пришел Агнец Божий и не принес Себя во искупление грехов (Евр. 9:12-14; 12:24). Другие требования предыдущей диспенсации остались в силе, такие как покорение земли, добывание пропитания от проклятой земли, подчинение жены своему мужу. Жизнь человека продолжалась по “закону, написанному в его сердце” (Рим. 214-15). Новая диспенсация вменяла человеку следующие обязанности:
(1) Воспроизводиться и наполнять землю (Быт. 9:1).
Предыдущее население земли было уничтожено потопом (Быт. 7:21-22). Теперь человек должен был наполнять землю не только воспроизводя себе подобных, но и рассеиваясь по лицу земли (11:4, 9).[79]
(2) Господствовать над низшими формами жизни (Быт. 9:2).
Хотя в результате греха главенство человека над миром перешло к сатане, человек по-прежнему мог управлять окружающей средой и использовать ее, включая животных и другие низшие формы жизни.
(3) Человек теперь может есть плоть животных в дополнение к своему вегетарианскому рациону (Быт. 9:3-4).
Вместе с разрешением людям питаться плотью, Бог внушил животным страх по отношению к человеку (ст. 2). За дикими животными теперь нужно было охотиться и брать их силой. Единственным запретом в отношении принятия в пищу плоти было употребление крови, вероятно, по следующим причинам: во-первых, он мог быть дан потому, что оживляющий принцип тела, душа (ст. 4, KJV “жизнь”; евр. nephesh),* связан с кровью (Лев. 17:11). Таким образом, соблюдение этого запрета показывает уважение к физической жизни. Во-вторых, пролитие крови и приношение ее со смертью заместительного животного, являлось ветхозаветным средством, с помощью которого совершалось искупление за грех. И, в-третьих, современная медицинская наука показывает, что кровь является переносчиком большинства заболеваний, общих для животных и человека.
(4) Осуществлять смертную казнь (Быт. 9:5-6).
Несмотря на то, что человечество имело семью и гражданское правительство до потопа (ср. Быт. 4:17), Бог не устанавливал смертной казни за уголовные преступления. До этого времени Господь оставлял ее за Собой (ср. Быт. 4:8-15). Теперь, эта новая диспенсация дала человеку власть отнимать жизнь у человека за убийство человека.[80] Это должно было укрепить власть правительства в поддержании закона и порядка (ср. Рим. 13:1-6), сделать государство более эффективным в отношении защиты жизни, преследования жестокости и предупреждения анархии.
Причина смертной казни сформулирована так: “Ибо человек создан по образу Божию” (Быт. 9:6). Изувечить или убить человека, отражающего божественный образ, означает грубо нарушить величество Бога. Бог считает личностность, божественный образ в человеке, отличающий его от животного, священным. Таким образом, злобное человекоубийство требует смерти убийцы. Достойно внимания то, что неспасенные люди, имея божественный образ, являются личностями, а не животными (Иак. 3:9). В сегодняшней дискуссии о смертной казни, многие люди не усматривают его божественной причины. Хотя смертная казнь может быть средством обуздания преступлений, вызванных жестокостью (Рим. 13:4), ее божественное назначение заключается в уважении Бога через наказание тех, кто пренебрег Его образом в людях, которых незаконно лишили жизни. Пренебрежение этого образа в человеке есть оскорбление Бога.

3. Реакция человека на диспенсацию
Большинство людей не послушались Бога. Самое раннее упоминание о человеческом бунте против Бога, около 100 лет спустя после потопа,—построение башни с целью сделать себе имя (Быт. 11:1-9). Бог расценил это как греховный акт самовольства (стихи 6-8). Кроме того, идолослужение, со своими извращенными поклонением и поведением, началось до рассеяния людей и распространилось по всей земле (Быт. 11:9; Рим. 1:21-25; Откр. 17:5). Сегодня, в добавок к поклонению ложным богам, неспасенные народы, не имеющие Слова Божия, игнорируют смертную казнь, оскорбляют гражданские власти, употребляют в пищу кровь и нарушают “закон, написанный в сердцах их.” Это всеобщее непослушания достигнет своей кульминации при богохульном правлении человеческого представителя сатаны, называемого зверем, выходящим из моря, во второй половине грядущего периода великой скорби (Дан. 7:7-27; Откр. 13; 1-8; 2 Фес. 2:3-10).
Благодатью Бога некоторые люди временами повиновались Ему. Библия говорит о нескольких язычниках, которые, живя после потопа, имели правильные отношения с Богом. Таковы Иов (Иов 1:1), Мелхиседек (Быт. 14:18) и Иофор (Исх. 18:1-23). Похоже, что Бог непосредственно явил Себя этим людям, как и Аврааму (Деян. 7:2-3; ср. Быт. 15:5-6), либо они верили в обетование о грядущем Мессии- Спасителе, которое сохранялось в их традициях (Пс. 144:4-7) и отражалось с помощью созвездий (19:1-6; Рим. 10:18).[81] Диетологический и судебный аспекты этого домостроительства соблюдаются сегодня теми спасенными, которые обладают диспенсацией благодати (ср. Деян. 15:19-20; Рим. 13:1-4).

4. Реакция Бога на действия человека
Бог сразу же наказал тех, кто был причастен к вавилонскому бунту, смешав их языки и рассеяв их по земле (Быт. 11:5-9). Со временем Он посылал на них всякие бедствия, являвшиеся последствиями их извращенного поклонения и аморальности (Рим. 1:21-32). Порой, Он демонстрировал долготерпение, не обращая Своей суровости на грешников, доколе не переполнялась чаша их беззаконий (Быт. 15:16; Рим. 2:4; 3:25), В будущем, Бог высвободит ужасные наказания периода скорби на нечестивых обитателей земли (Откр. главы 6-19).
Бог благословлял тех, кто был послушен Его воле (ср. Иов. 1:1-3). Это не говорит о том, что такое послушание было достойно награды, или что это полностью человеческая работа, ибо люди не могут повиноваться Богу независимо от Его благодати (Еф. 2:8-9; 1 Кор. 15:10; Быт. 6:8-9). Как Ной, так и Иов, были несовершенными людьми (Быт. 9:20-23; Иов. 40:4; 42:6), однако они были мужами веры и реципиентами истинной праведности (Евр. 11:7; Иов. 1:8; Иез. 14:14; Быт. 6:9).[82]

5. Длительность диспенсации
В силу того, что эта диспенсация является всеобщей по своему охвату, и никогда не была аннулирована, я верю, что она продолжает иметь силу для тех людей, которые не имеют Нового Завета, представляющего диспенсацию благодати. Не имея доступа к этой диспенсации, эти люди ответственны за исполнение обязанностей третьей диспенсации, сохраненные их традициями, а также за тот закон, “который записан у них в сердцах.” Однако, чтобы получить спасение, люди, живущие под диспенсацией управляемого человека, должны услышать Евангелие Иисуса Христа и поверить в него. Бог усмотрит для них такую возможность, если они благосклонно отнесутся к Его общему откровению (ср. Деян. гл. 10; Рим. 1:19-20). Эта третья диспенсация, на мой взгляд, будет продолжаться для тех, кто не слышит Евангелия и не имеет Нового Завета до тех пор, пока Иисус Христос не вернется на землю, свергнет существующий мировой порядок и установит Свое тысячелетнее царство на земле с диспенсацией, соответствующей ему (Ис. 2:1-3; см. Деян. 15:20; Рим. 13:1-7).

6. Использование диспенсации Богом
Предоставляя человеческому правительству власть применять смертную казнь и повелевая людям наполнять землю, такое домостроительство оберегало человечество от анархии и вымирания. Таким образом, оно обеспечивало продолжение родословия Спасителя (Лук. 3:23-36) и исполнение программы Бога в отношении человечества (2 Тим. 1:10; Тит. 2:11).

Диспенсация патриархов (Быт. 12:1; 17:1; 26:5; 31:3, 13; 35:1; 46:1-4)
При продолжающемся действии предыдущей, Бог дал дополнительную диспенсацию Аврааму и избранным потомкам его рода—Исааку, Иакову и его двенадцати сыновьям (Быт. 35:22-26). Эти люди называются “патриархами” (Деян. 7:8; Евр. 7:4).

1. Реципиенты диспенсации
На протяжении всего периода, когда Бог имел дело с патриархами, Он давал Свое руководство Аврааму (Быт. 12:1), Исааку (26:1-3) и Иакову (31:11-13). Кроме того, потомство Иакова должно было сохранять свою связь с ГОСПОДОМ и повиноваться Ему, поскольку Он обещал пребывать с ними и произвести из них великий народ (46:3-4). Они были народом Божьим (Исх. 3:7,10).

2. Диспенсация, назначенная человеку
Эта диспенсация, которая была впервые дана Аврааму в нескольких божественных откровениях, включает следующее:
(1) Оставить Ур и идти в ту землю, в которую поведет его Бог (Быт. 12:1; 15:7; Неем. 9:7; Деян. 7:2-3).
(2) Ходить пред Богом и быть непорочным (Быт. 17:1).
Это означало, что он должен был жить в связи с Богом, и быть тем, кем ему надлежало быть. Слово “непорочный” [евр. том ] означает “полный,” или “цельный.” Это относится к такой духовной личности как Иаков, несмотря на многие его недостатки, или Иов (Быт. 25:27, Иов. 1:1) в отличие от плотского, мирского человека, подобного Исаву (Евр. 12:16).
(3) Повиноваться повелениям ГОСПОДА (Быт. 18:19; 26:5).
Эти повеления были дополнением к тем, которые были сохранены в записи Бытие. Примером может служить послушание Авраама в приношении своего сына Исаака в жертву (Быт. 22:1-18). Бог также отдавал приказы Исааку (26:1-3) и Иакову (31:3, 11-13; 35:1;

46:1-4).

3. Реакция человека на диспенсацию
Несмотря на временные падения (Быт. 16:2; 27:6-25) и немудрые действия (12:10; 20:1-18; 26:6-23), патриархи были мужами веры (15:6; Евр. 11:8-22) и послушания (Быт. 12:1-4; 18:19; 22:18; 26:5, 23-33). Однако, потомки Иакова почти утратили унаследованную ими веру в период пребывания в Египте (Иис. Нав. 24:14; Исх. 32:1-6; Иез. 20:6-8). Эта вера была приведена в действие служением Моисея (Исх. 3:13-15; 4:29-31).

4. Ответ Бога на действия человека
Он посылал наказание на непослушных. Он дисциплинировал патриархов, когда они отходили от курса (ср. Быт. 20:1-18: 26:6-23). Он также позволял их потомкам подвергаться рабству и тяжелому труду в Египте, когда они впали в идолослужение (Быт. 1:8-14; Иис. Нав. 24:14).
Он спасал тех, кто верил в обетование о грядущем Мессии-Спасителе (Быт. 15:6; Гал. 3:8, 16) и благословлял повиновавшихся Ему (Быт. 24:35; 26:12-14; 32:28; 47:27). Во исполнение Своего обетования Аврааму (15:13-14), Бог избавил Израиль от рабства египетского (Исх. 14:10-14). Освобождение Израиля из Египта не спасало их духовно и не давало им жизнь вечную.

5. Длительность диспенсации[83]
Эта диспенсация распространялась от призвания Авраама к выходу из Ура (Быт. 12:1) до принятия Израилем закона Моисеева у горы Синай в 2513 г по с. м. [по сотворении мира] (Исх. 19:8). Этот промежуток времени включал 430 лет, плюс годы между призванием Авраама в Уре и вступлением его в землю Ханаанскую, когда ему было 75 лет, в 2083 г по с. м. (Быт. 12:4-5). Временное проживание Израиля в этой земле продолжалось 430 лет (Исх. 12:40-41; Гал. 3:17), начавшись со вступлением Авраама в Ханаан.[84]

6. Использование диспенсации Богом
Через эту диспенсацию Бог привел патриархов к моменту, когда Он мог сделать их народом избранным, через который надлежало прийти Спасителю (Быт. 12:5; 15:5; Гал. 3:8, 16; Иоан. 8:56; Матф. 1:1; Евр. 2:16).[85]

Диспенсация Моисеева закона (Исх. 20:1-7; 21:1—23:19; Лев. главы 1-27; Чис. главы 5-6, 9-10, 15, 18-19, 27-30)
В то время как третья диспенсация продолжала иметь силу на земле, Бог дал особую диспенсацию только что избавленным израильтянам с целью выковать из них упорядоченное, святое общество.

1. Реципиенты диспенсации
Ими была только нация Израиля (Исх. 19:3; Неем. 9:13-14; Пс. 146:8-9).

2. Диспенсация, назначенная человеку
(1) Закон, данный на горе Синай: нравственные законы (Исх. 20:1-17), гражданские законы (21:1—23:13) и религиозные законы (23:14-19; Лев. главы 1-27).
(2) Дополнительные уставы: Числа, главы 5-6, 9-10, 15, 18-19, 27-30.
Величайшие из этих 613 законов касаются любви израильтян к Богу (Втор. 6:5) и их любви к своему ближнему (Лев. 19:18; см. Марк. 12:28-34).

3. Реакция человека на диспенсацию
Ни один человек, кроме Господа Иисуса Христа, не соблюл всего закона Моисеева (Матф. 5:17; Евр. 7:26). Все остальные в Израиле каким-либо образом нарушали его (Деян. 7:53; 15:10; Иер. 31:32). Этому было несколько причин. Во-первых, люди являлись грешниками по природе (Рим. 3:9; 5:19). Во-вторых, закон не обеспечивал возможности исполнить его (Евр. 7:18-19). И в третьих, будучи не в состоянии исправить это положение, закон мог только обвинять и убивать нарушающих его (Рим. 3:19-20; Гал. 3:10.21). Будучи правовым по характеру, (Исх. 19:5-8; Лев. 26:3, 14), закон не мог спасать грешников (Гал. 2:16).[86] Он предполагал, чтобы Бог разобрался с Израилем, как тот этого заслуживал. Таким образом нация беспрерывно попадала под божественное осуждение, например, в восьмом и седьмом веках до нашей эры (2 Пар. 36:15-16; Неем. 9:26-30) и 70 г. н. э. (Иоан. 1:11; Матф. 23:37-39; Деян. 7:51-52).
Вместо того, чтобы позволить закону смирить их и привести ко Христу как Спасителю (Гал. 3:19-24), Израиль использовал его не по назначению. Они превратили его в предмет гордости, отличавший их как нацию, стоявшую выше других народов (Рим. 9:4; Еф. 2:14-15), и они пытались использовать его для того, чтобы установить свою собственную праведность перед Богом (Рим. 9:30—10:5). По наставлению раввинов, они заменили закон Моисеев традицией старейшин,[87] которая приобрела главное религиозное воздействие на их жизнь (Марк. 7: 1-13). В результате, иудаизм периода Нового Завета был в значительной мере основан на этой традиции и представлял собой применение ее в повседневной жизни.
Примечательно, что спасенные израильтяне соблюдали заповеди Моисеева закона (Лук. 1:6; ср. Пс. 118:51, 55-56, 63). Хотя они и не были безгрешными (Лук. 1:18-20), они были достаточно послушными, чтобы позволить Богу осуществлять Его волю в их жизни и через их жизнь. Хотя закон и не обеспечивал возможности исполнить его, это делала благодать Бога, сопровождавшая спасение. Следовательно, эти благочестивые люди божественным образом получали способность делать угодное в глазах Божьих, так же, как и мы сегодня (2 Кор. 1:12; Фил. 4:13). Но, не имея этой благодати, неспасенные иудеи были не в состоянии соблюсти закон Моисеев.

4. Реакция Бога на действия человека
Моисеев закон определял свои наказания за нарушение его установлений. Некоторые из этих преступлений, такие как нарушение Субботы, грехи дерзости или убийства, требовали смерти обидчика (Чис. 15:30-36; Лев. 24:17, см. сноску 74). Похоже, что во времена отступничества Израиля, наказание за многие преступления не осуществлялось, хотя нация соблюдала левитский ритуал предвзято и непостоянно (ср. Ис. 1:1-23). Поэтому Бог постоянно наказывал их руками языческих народов. Очевидно, Он допустил, чтобы Северное Царство Израиля было уведено в плен в Месопотамию, а Южное Царство [Иуда и Вениамин]—взяты в Вавилон (4 Цар. 17:6-23; 2 Пар. 36:15-21; ср. Суд. 2:10-15). Наконец, отвергнув Иисуса как Мессию, Иудеи были вновь рассеяны в 70 г. н. э., когда римляне взяли Иерусалим (Лук. 19:41-44). Задолго до этого Израиль был предупрежден об ужасных результатах, которые последуют, если он отвратится от Бога (Лев. 26:14-39; Втор. 28:15-68).
Несмотря на все это, Бог снисходительно обращался с нарушителями закона, когда они взывали к Нему, исповедовали свои грехи, слушались голоса Его и исполняли соответствующий левитский ритуал (Втор. 4:30-31; 2 Цар. 12:13; Пс. 50:5, 18-19; Лев. гл. 4-5). К этому Бога обязывали великодушные обетования, данные Им в Авраамовом завете (Втор. 4:31; 4 Цар. 13:23; ср. Мих. 7:19-20).

5. Длительность диспенсации
Закон Моисеев прекратился со смертью Иисуса (Евр. 10:9, 16; 12:24), но как диспенсация он продолжает действовать с момента его принятия на горе Синай до настоящего времени, для тех, кто принимает обязанности, накладываемые им. Апостол Павел признавал, что иудеи его времени все еще находились под законом (1 Кор. 9:20; Гал. 4:4-5; 5:3). Однако, закон перестает работать в отношении тех иудеев, которые получают возрождение и становятся реципиентами диспенсации благодати.
Быть спасенным человеком и принимать обязанности закона Моисеева означает отпасть от благодати, с ее свободой, и поставить себя под действие принципа “закон-дела” (Гал. 5:3-4). В то время как евангельские верующие в Галатах пребывали в безопасности спасения по благодати, их следование ложным законническим учениям иудаистов приводило к тому, что они старались жить по принципу дел, или заслуг. Человек не может быть спасен по благодати и жить угодной Богу жизнью по делам, основанным на собственных усилиях. Благодать Бога, которая спасла нас, способна также через веру помочь нам жить благочестивой жизнью (Иоан. 15:5; 1 Кор. 15:10; 2 Кор. 1:12; 12:7-10; Гал. 2:20; Фил. 4:13).

6. Использование диспенсации Богом
Бог использовал закон Моисеев для того, чтобы показать израильтянам их нужду в грядущем Мессии-Спасителе (Гал. 3:19-24). Придавая греху характер преступления против Бога (Рим. 3:20; 4:15; 5:13), закон открывал Израилю его греховность перед Богом.
Бог использовал закон также для того, чтобы сделать Израиль народом святым посреди хананейской аморальности, сохраняя таким образом ту линию, через которую должен был прийти Спаситель (Исх. 19:5-6; Втор. 7:6). Тогда как большинство израильтян не получали прямой духовной пользы от закона, вследствие своего неспасенного состояния и непослушания, некоторые [спасенные избранные] получали. Закон побуждал их предавать себя надежной милости Божьей и искать искупления в Иерусалиме (ср. Дан. 9:1-19; Лук. 1:46-55; 2:25, 38). Таким образом, закон имел освящающее действие в их жизни (Исх. 19:6; Рим. 7:12-13). Хотя закон и не обеспечивал возможности исполнить его, благодать Бога делала это для таких спасенных людей как Захария и Елисавета, которым божественным образом была дана возможность соблюдать его (Лук. 1:6; Пс. 118:51, 55, 56, 63). Кроме того, именно в такого рода семье родился наш Спаситель (Матф. 1:19; Лук. 1:46-55; 3:21-24).

Диспенсация благодати (Тит. 2:11-12; большая часть повелений Нового Завета)
Мы не должны позволять назначению этой диспенсации приводить нас к мысли, что благодать Божья не действовала в период Ветхого Завета. Свидетельство народа Божия на протяжении истории указывает на то, что у них было особое откровение Бога, письменное, или устное, для веры их (Лук. 1:70), и Его благодать для их спасения и послушания (Быт. 6:8; Исх. 33:12; Евр. гл. 11). Но, с приходом Спасителя, благодать Божья была полностью явлена в жизни, учениях и делах Иисуса (Иоан. 1:14; 2 Тим. 1:9-10). Обязанности этой диспенсации основываются на этой благодати, выражают эту благодать и осуществляются ей (1 Кор. 15:10; 2 Кор. 1:12). Между тем, похоже на то, что третья диспенсация [управляемый человек] продолжает действовать в отношении той части человечества, которая не имеет Нового Завета [то есть нет упоминания о том, что она отменена], и что закон Моисеев [как диспенсация] продолжает оказывать главенствующее влияние на тех, кто пытается соблюдать его.

1. Реципиенты диспенсации
Таковыми являются все неспасенные люди подотчетного века и все спасенные (Тит. 2:11-12). Все, кто слышит Евангелие, обязаны подчиниться ему. Все спасенные люди, имеющие Новый Завет, обязаны повиноваться его повелениям, относящимся к христианской жизни и служению.

2. Диспенсация, назначенная человеку
Эта диспенсация более духовна по своему содержанию, чем диспенсация управляемого человека. Будучи всеобщей по охвату, диспенсация благодати имеет два аспекта.
(1) Обязанность неспасенных людей, которые слышат Евангелие,—подчиниться ему (Тит 2:11; Деян. 17:30; 20:21; Рим. 1:5; 16:25-26; 1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9; 1 Иоан. 3:23).

(2) Обязанность спасенных людей—следовать всем учениям благодати Бога для Своего народа (Тит. 2:12-13).

Эти обязанности состоят из наставлений Господа (Тит. 2:12; Еф. 4:20-21; Кол. 3:16), или Его закона (Гал. 6:2; 1 Кор. 9:21; Иак. 1:25). Те повеления, которые Он дал во время Своего земного служения, записаны в Евангелиях; те, которые Он дал через Своих служителей по возвращении на Небеса, записаны в остальных книгах Нового Завета (Иоан. 16:12-14; Деян. 1:1-2; Откр. 1:1). Примечательно, что повеления Господа Своим ученикам (ср. Матф. главы 5-7), тогда еще находившимся под законом Моисеевым, применимы сегодня и к нам, ибо Он предвосхищал то, что они будут жить под диспенсацией благодати. Нравственные стандарты Бога всегда одни и те же, под благодатью ли то, или под законом.

Некоторые из этих обязанностей [около 650 для всех спасенных людей] заключаются в том, чтобы пребывать во Христе (Иоан. 15:4-5), быть исполненными Святым Духом (Еф. 5:18), любить других любовью Иисуса (Иоан. 13:34), возрастать в духовной жизни (2 Пет. 3:18), нести свидетельство неспасенным людям (Деян. 1:8), предоставить тело и разум Богу (Рим. 12:1-2), отвести место в своем сердце Иисусу и Слову Божию (Еф. 3:17; Кол. 3:16), угождать Богу и прославлять Его (2 Тим. 2:15; 1 Кор. 10:31), жить благочестивой жизнью (Тит. 2:12), бояться Бога (1 Пет. 2:17) и ждать возвращения Господа (Матф. 24:42, 44; Тит. 2:13). В отличие от закона Моисеева, благодать Божья обеспечивает возможность исполнять эти обязанности Духом Святым, который является нашим Помощником (Иоан. 14:16-17, “Утешитель” означает “Помощник”; Гал. 5:25; 2 Кор. 1:12; 2 Пет. 1:3).

3. Реакция человека на диспенсацию

Благодатью Божьей избранные среди неспасенных повинуются Евангелию (Иоан. 6:37; Деян. 13:48; 1 Кор. 1:26-29) Кроме того, посредством благодати Бога многие спасенные люди живут в послушании Господу. В то время как евангельские верующие иногда согрешают (1 Кор. 3:1-3), то те, кто говорят, что спасены, а сами живут греховной жизнью в течение длительного времени, не подвергаясь божественному исправительному наказанию, скорее всего никогда не были рождены свыше (ср. 2 Кор. 13:5; Матф. 7:21-23; 1 Иоан. 2:3-4; Откр. 3:9).


4. Реакция Бога на действия человека

Что касается неспасенных, Бог спасает всех, кто проявляет спасительную веру в Иисуса и Его искупительную работу (Иоан. 6:28-29, 47; Деян. 16:31; Рим. 10:9-13), и Он отправит в геенну всех тех, кому не удастся это сделать (Иоан. 3:18, 36; Матф. 7:21-23). С другой стороны, Бог честно наказывает Своих, упорствующих в непослушании (1 Кор. 11:31-32) и благословляет пребывающих в общении с Ним (1 Иоан. 1:7; Иоан. 13:17).


5. Длительность диспенсации

Поскольку непохоже на то, что для периода скорби есть какая-нибудь особая диспенсация,[88] я верю, что диспенсация благодати распространяется от дня Пятидесятницы (Деян. гл. 19), до конца периода скорби. Таким образом, на мой взгляд, диспенсация благодати будет действовать на протяжении века Церкви и периода скорби, который следует за ним.

Этот взгляд основан на следующих соображениях. Первое. Многие люди будут спасены в начале периода скорби, и у них будет Новый Завет в качестве руководства. Более того, неспасенные будут все еще обязаны повиноваться Евангелию, как и сегодня. Второе. Нет таких обязанностей, относящихся к диспенсации благодати, которые были бы неприменимы к евангельским верующим периода скорби, и которых они не могли бы выполнить, ибо они будут иметь Духа Святого, как и мы сегодня.[89] И третье. Писания не указывают на то, что какая-либо особая диспенсация будет дана для периода скорби или во время него.


6. Использование диспенсации Богом

Пришедши в этот мир и возвратившись на Небеса, Господь Иисус производит две вещи на земле на протяжении этой диспенсации. Во-первых, в настоящем веке Церкви Он строит Свою Церковь количественно и качественно. Во-вторых, в течение периода скорби Он приготовит к Своему второму пришествию и тысячелетнему правлению тех избранных Израиля и язычников, которые будут находиться на земле и будут спасены в те дни. Эта деятельность является частью Его мессианской работы, которую Он совершает как человек, в послушании Отцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: