Характеристики модели | Англо-американская модель | Немецкая модель | Японская модель | Предпринимательская модель |
Система социальных ценностей | индивидуализм, свобода выбора | социальное взаимодействие и согласие | взаимодействие и доверие | неопределенная |
Роль трудовых коллективов | пассивная | активная | активная сопричастность | экстремальное реагирование |
Основной способ финансирования | фондовый рынок | банки | банки | за счет близости к властным структурам |
Информационная асимметрия | менеджмент | менеджмент, "домашний" банк | главный банк | предпринимательское ядро |
Временной горизонт инвестирования | краткосрочный | долгосрочный | долгосрочный | сиюминутный |
Стоимость капитала | высокая | средняя | низкая | неопределенная |
Рынок капитала | высоколиквидный | ликвидный | относительно ликвидный | неликвидный |
Основная экономическая единица (в крупном бизнесе) | компания | холдинг | финансово-промышленная группа | конгломерат |
Тип инвестиций | радикальные | сложные | инкрементальные | авантюрные |
Оплата менеджмента | высокая | средняя | низкая | с высокой дисперсией |
Структура акционерного капитала | дисперсная | существенно сконцентрированная | сконцентрированная | в высокой степени неопределенная |
Безотносительно к транснациональным особенностям в мировой экономике начала ХХI в. получили развитие две основные модели корпоративного управления. В первой из них основой организационной и деловой структуры выступает холдинг, во второй – производственно-технологический комплекс. В основе каждой из этих моделей находятся гибкие связи и экономическая динамика, а также рыночная активность сотрудника, подразделения, субъекта хозяйствования и всей системы корпоративного управления.
|
|
Рыночная активность в зависимости от стилей корпоративного управления | |||
Параметры рыночной активности | Англо-американский стиль | Немецкий стиль | Японский стиль |
Страны распространения | Великобритания, США, Канада, Швеция, Австралия, Голландия | ФРГ, Италия, Норвегия, Франция, Бельгия | Япония |
Основная черта стиля | Управление на основе совместного принятия решения | Средний уровень делегирования исчислений | Потребность соблюдения дистанции при подчинении. Отношения на основе доверия |
Основная характеристика модели | Рост числа не связанных с корпорацией индивидуальных акционеров, четкая законодательная база | Основные функционеры – банки. Банковское финансирование вместо акционерного. Контакты корпораций и банков | Высокий процент различных корпораций и банков в составе акционеров по схеме банк – корпорация – группа корпораций |
Структура рыночной активности (владения акциями) | Институциональные инвесторы (США – 60%) Индивидуальные инвесторы (США – 20%) | Банки –30% Корпорации – 45% Индивидуальные инвесторы – 41% Пенсионные фонды –3% | Акции полностью принадлежат финансовым организациям и корпорациям. Иностранные инвесторы – 5% |
Особенности деятельности | Акционеры могут не присутствовать на собраниях, реализуя право голоса по доверенности. Институциональные инвесторы отслеживают корпорацию через аудиторов, инвестиционные фонды | Акции на предъявителя. Банки распоряжаются голосами сами, с согласия акционеров. Заочно голосовать нельзя, это право передоверяется банку | Собрание акционеров носит формальный характер |
• возможности прямых продаж любым заказчикам в любое время и в любом месте и, следовательно, возможность образования новых рынков сбыта.
|
|
[1] Авдашева С. В., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: Магистр, 1998. – С. 18.
[2] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000. – С. 189.
[3] Мильнер Б. З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 260.
[4] Эскиндаров М. А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. – М.: Республика, 2002. – С. 134.
[5] Страхова Л. П., Бартенев А. Е. Корпоративные образования в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – №6. – С. 25.
[6] Маслеченков Ю. С., Тронин Ю. Н. Финансово-промышленные корпорации России. – М.: ДеКа, 1999. – С. 3.
[7] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 630 с.
[8] Лафта Дж. К. Менеджмент. – М.: КноРус, 2004. – С. 167.
[9] Николаев М. В. Развитие форм организации производства как фактор эффективности хозяйствования // Проблемы современной экономики. – 2005. – №3 (15). – С. 8-15.
[10] Родионова И. А. Промышленность мира. Территориальные сдвиги во второй половине ХХ в. – М.: Московский лицей, 2002. – С.110.
[11] Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. Вып. 26. – М.:ИЭПП, 2006. – 468с.
[12]Сюдан (с япон. «корпорация») - универсальные многоотраслевые экономические комплексы, включающие в структуру финансовые учреждения (банки, страховые, трастовые компании), торговые фирмы, а также производственные предприятия, составляющие полный спектр отраслей хозяйства.
[13] См., например, Экономическое обоснование и оценка эффективности проектов создания корпоративных структур / Под науч. ред. С. Б. Гальперина, М. В. Дородневой, Ю. В. Мишина, Е. В. Пуховой. – М.: Новый век, 2001. – 55 с.; Храброва И. А. Корпоративное управление: Вопросы интеграции. – М.: АЛЬПИНА, 2000. – 520 с.
[14] Беленькая О. Анализ корпоративных слияний и поглощений // Управление компанией. – 2001. – №2. – С. 5-12.
[15] Владимирова И. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 1. – С. 15-28.
[16] Об акционерных обществах. Федеральный закон от 24.11.1995 №208-ФЗ ст.16 // Российская газета. – 1995. – 29 декабря. – С. 4-6.
[17] Радыгин А. Д. Слияния и поглощения в корпоративном секторе // Вопросы экономики. – 2002. – № 12. – С. 85-109.
[18] Львов Ю. А., Русинов В. М., Саулин А. Д., Страхова О. А. Управление акционерным обществом в России. – М.: Новости, 2000. – 188 с.
[19] Хмыз О. Инвестиционные стратегии многонациональных корпораций // Управление компанией. – 2002. – №1. – С. 65-70.
[20] Чиркова Е. В. Действуют ли менеджеры в интересах акционеров? Корпоративные финансы в условиях неопределенности. – М.: ОЛИМП-БИЗНЕС, 1999. – 228 с.
[21] Роберт Пино. Корпоративное айкидо. – М.: Изд-во Питер, 2001.
[22] Радыгин А., Шмелева Н. Слияние, поглощение и реорганизационные процессы: некоторые новые тенденции // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – № 4. – С. 56-64.
[23] Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. – 318 с.
|
|
[24] См.: Материалы конференции ИД «Коммерсант»: Реструктуризация компаний, альянсы, слияния, поглощения, 2000 г.
[25] Herzel L., Shepro R. Bidders and Targets: Mergers and Acquisitions in the U.S. Basil Blackwell, Cambridge, Mass.,1990; Ruback R. An Overview of Takeover Defences. Working Paper № 1836-86. Sloan School of Management, MIT. September. 1986. Tab. 1-2.
[26] Отдельный интерес представляют используемые в России методы и формы финансирования сделок по враждебному поглощению предприятий, а также методы оценки компаний-целей в процессе враждебных захватов. Подробно см. об этом: Враждебные поглощения. Материалы специального семинара журнала «Рынок ценных бумаг» и компании «ИнтерФинанс АВ». В: Рынок ценных бумаг, 2001, № 11, с. 8-17.
[27] См.: Андреева, Op.cit.
[28] Coffee J.C. Shareholders Versus Managers. Oxford University Press, 1988.