Толкование

Для китайских придворных было очень важно решить проблему с тем, в какой форме

управлять действиями императора. За долгие годы тысячи сложили головы из-за того, что

пытались давать советы владыке. Чтобы быть безопасной, критика должна была стать непрямой

— но чересчур непрямая критика могла остаться непонятой. Хроники явились удачным решением:

не называя в качестве объекта критики никого поименно, они давали советы настолько не

персонализованные, насколько это было возможно, однако император вполне мог ощутить

серьезность той или иной ситуации.

Ваш господин уже не считается центром вселенной, но он все еще воображает, что все

крутится вокруг него. Когда вы делаете критические замечания в его адрес, он видит перед собой

критикана, но не воспринимает саму критику. По примеру китайских царедворцев вы должны

найти способ раствориться, словно предостережение исходит не от вас. Используйте символы и

другие косвенные средства, чтобы изобразить картину потенциальных осложнений, не подставляя

при этом свою шею.

Роберт Грин «48 законов власти»

Роберт Грин «48 законов власти» 168

Сцена III

В начале своей творческой деятельности французский архитектор Жюль Мансар получил

заказ на разработку проекта небольшого расширения Версальского дворца для короля Людовика

XIV. Для каждого отдельного проекта он должен был делать эскизы, тщательно следя, чтобы они

в точности соответствовали инструкциям, полученным от Людовика. Он должен был затем сам

представлять их его величеству.

Сен-Симон так описывал манеру Мансара общаться с королем: «Он владел особым

искусством показывать королю эскизы, преднамеренно оставляя в них что-то несовершенным,

например, в отношении садов, которые не были сильным местом Мансара. Король, как и

предполагал Мансар, сразу же безошибочно указывал пальцем на слабое место эскиза и предлагал,

как исправить, после чего Мансар во всеуслышание восклицал, что ему бы никогда не заметить и

не решить проблему с таким блеском, как это сделал король. Мансар выражал восхищение,

признаваясь, что рядом с королем он лишь слабый ученик». К тридцати годам Мансар, который

постоянно пользовался этим приемом, добился для себя у короля престижных полномочий: хотя

он был не так талантлив и опытен, как многие другие французские архитекторы, именно он

занимался расширением Версаля. С тех пор он стал постоянным архитектором короля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: