Поведения фирм в условиях олигополии

В настоящее время всё большее значение для анализа олигополистических ситуаций получает теория игр, разработанная Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном в 1944 году. Её дальнейшую разработку в приложении к экономике продолжил Нобелевский лауреат 1994 года Джон Ф. Нэш.

Теория игр – научная дисциплина, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений.

Эта теория рассматривает поведение фирм на рынке как игру по определённым правилам, в ходе которой фирмы осуществляют оптимальную политику, ориентируясь на предполагаемые действия своих конкурентов. При этом они рассчитывают, что конкуренты будут поступать аналогичным образом.

Объясним суть модели олигополии, с использованием теории игр на простом примере. Две фирмы выбирают цену своей продукции из двух вариантов, основываясь на некооперативной стратегии, с учётом возможных действий конкурентов. Варианты полученной каждой фирмой прибыли составляют платёжную матрицу игры, представленную в виде следующей таблицы:

Фирма II Фирма I Назначает цену 4$ Назначает цену 6$
Назначает цену 4$ 12$ 12$ 4$ 20$
Назначает цену 6$ 20$ 4$ 16$ 16$

Если фирма I предполагает, что фирма II установит цену в 6$, то ей выгодно установить цену в 4$, в этом случае она увеличит объём продаж и прибыли, вытеснив конкурента с части рынка. Если фирма I предполагает, что фирма II установит цену в 4$, то чтобы не потерять рынок, она тоже должна установить цену в 4$. Аналогичным образом будет рассуждать фирма II. В результате на рынке установится равновесная цена в 4$ и обе фирмы получат одинаковую прибыль 12$. Установится равновесие Нэша и не один из участников не заинтересован в изменении ценовой стратегии.

Равновесие Нэша – это такое состояние олигополистического рынка, при котором каждая фирма проводит оптимальную стратегию с учётом действий конкурентов.

Равновесие Нэша аналогично состоянию равновесия Курно, оно будет сохраняться до тех пор, пока в результате сговора фирмы не установят более высокую цену. Однако в долгосрочном периоде кооперативное поведение находится под угрозой.

Существуют и более сложные игровые модели олигополии. Они отличаются уровнем знания каждого игрока о действиях другого, тем сколько раз повторяется игра, каково количество игроков и какая структура расходов. Разрабатывались также игры, участники которых использовали "смешанную стратегию", разнообразив свою реакцию на действия конкурентов на случайной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: