Направления в исламе

На протяжении истории в исламе возникало множество течений, многие из которых сохранились и до настоящего времени. Первые из них – сунниты, шииты и хариджиты.

Сунниты

Сунниты составляют подавляющее большинство всех мусульман (около 90%). Это понятие появилось после смерти Мухаммеда, когда в исламе возникло несколько группировок. Появление термина «сунниты» аргументировалось хадисом, в котором пророк Мухаммед сказал, что после его кончины община распадется на 73 общины, из них только одна община (люди сунны и согласия) «спасется», то есть попадет в рай. Под суннитами подразумеваются те, кто придерживался принципов, провозглашенных пророком. Но подобное разграничение условно, так как в исламе не существует четкого определения для обозначения истинного правоверия. Тем не менее, можно говорить о критериях, которые позволяют определить учение как суннизм. Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы – халифа. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

• признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат–Тирмизи, Абу Даудом, ан–Насаи и Ибн Маджи);

• принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому);

• признание законности правления первых четырех («праведных») халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.

В настоящем пособии мы ориентировались именно на это течение, излагая его богословие, ритуальную практику и т.д.

Шииты

Шииты (шиа – приверженцы, партия). Вскоре после смерти Мухаммеда часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В борьбе за власть образовалась религиозно–политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику «пророка».

После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка», имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом.

Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Шииты верят, что Мухаммед, наделенный Божественной благодатью, передал ее своим потомкам. Для шиитов важна «святость» не только пророка, но и Али, авторитет которого базировался и на его личных качествах. В соответствии с этими принципами у шиитов сложилось представление о святых имамах. Имамом может быть только алид – потомок пророка из линии Али. Обычно шииты насчитывают двенадцать святых имамов. Благодать передавалась от Али через Хусейна и Хасана (сыновей Али от Фатимы), их детей и внуков, вплоть до Мухаммеда абуль-Касыма, который родился в Багдаде в 873 году, а через 12 лет исчез или, как принято говорить у шиитов, «скрылся». Считается, что он явится вновь к людям в виде Махди (мессии) и создаст царство истины и справедливости. Поскольку шииты верят в будущее явление двенадцатого имама, они называются двенадцатиричниками, или «имамитами».

Шииты создали свой кодекс священных текстов. В большинстве своем они признают канонический текст Корана. Однако они не удовлетворены тем, что в этой книге не отражена роль Али (существуют даже шиитские версии Корана с добавлением 115 суры «Два светила», в которой Мухаммед и Али поставлены рядом). Шиитское предание, в противовес Сунне, восходит лишь к халифу Али, как передатчику хадисов, и называется Ахбар.

В шиизме оформляется ряд направлений или сект. В суннизме их образованию препятствовала разработанная система религиозного управления, во главе которого стоял халиф. Одновременно он являлся монархом целого государства и, следовательно, имел возможность использовать государственную власть для борьбы с сектантами. Внерелигиозные методы воздействия на верующих способствовали внешнему единству суннизма. Гонимым шиитам было труднее выработать единую систему вероисповедания, охватывающую все стороны догматики и обрядности. Ухудшал ситуацию и обычай «такыйя», согласно которому шиит мог представиться суннитом, если возникала такая необходимость; и подобная маскировка не считалась грехом.

Основная часть шиитов – имамиты, – почитают двенадцать святых имамов, включая скрытого. Большинство приверженцев этого направления живет в Иране, а также Ираке, Азербайджане.

Существуют и другие, менее распространенные направления в шиизме. Зейдиты, поддержавшие в VIII веке брата пятого имама Зейда, и объявившие, что имамом может стать любой человек из рода Али, если только он возглавит восстание против ненавистных суннитов. Они оцениваются исследователями как наименее радикальная шиитская секта и в настоящее время преобладают в Йемене и насчитывают около семи миллионов человек.

Поддержавшие в VIII веке старшего сына шестого имама, лишенного отцом права на престол за излишний радикализм, получили наименование исмаилиты. Для их общины характерна жесткая дисциплина, что позволило им создать целую сеть тайных общин по всему Ближнему Востоку и установить власть в Египте, образовав Фатимидский халифат в X-XI веке. Затем из-за разногласий о власти в общине произошел раскол на мусталитов и низаритов (ассасинов). Учение исмаилитов заимствовало многое из иудаизма, христианства и гностицизма, и признавало существование «внешней» форма учения (захир) и «внутренней» (бахир), только для посвященных.

В XI веке от учения исмаилитов отделилось направление, получившее от имени основателя наименование друзы. Оно еще более радикально переосмысливает ряд положений (обязательность пяти столпов ислама, вера в переселение душ и т.д.), но, благодаря принципу «такыйя», позволяющему скрывать истинные взгляды, просуществовавшего до настоящего времени. Сейчас в Сирии, Ливане и Израиле их насчитывается около полутора миллионов человек, представляющих этноконфессиональную общность, то есть народ, образованный по принципу общности веры.

В XVIII в., когда европейские государства стали теснить клонившиеся к упадку мусульманские империи, ознаменовался появлением новых сектантских движений, чьи лидеры уверяли, что кризис в исламских странах объясняется потерей истинной веры в том виде, в каком ее даровал своим последователям Мухаммед. Важнейшим из таких движений стал ваххабизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: