Любое общество стремиться ограничить монополистические тенденции. Сравним монополию с совершенной конкуренцией, воздействия на объем продаж и уровень цен.
A M C
ATC
Рн Е1
Рс М Е2
Сн L1
Сс В L2
К
Qн Qс
На графике прибыль условиях несовершенной конкуренции равна площади РнE1L1Cн. Если бы это была совершенная конкуренция, то равенство МС и МR было бы достигнуто в точке Е2 при цене Рс и объеме Qc. Следовательно, цена в условиях совершенной конкуренции меньше цены в условиях несовершенной конкуренции, а оптимальный объем в условиях совершенной конкуренции больше оптимального объема в условиях несовершенной конкуренции. Монополия для максимизации прибыли создает определенный дефицит, который и обуславливает цену, превышающую предельные издержки.
Искусственно созданный дефицит означает потери для общества. При совершенной конкуренции выигрыш потребителя равен площади АЕ2Рс, а при монополии АЕ1Рн, потребитель несет потери от действия монополий, потери потребителя – это часть прибыли монополиста (РнE1МРс). Но потребители потеряли еще и величину, равную Е1МЕ2 – это и есть чистые потери общества от действия монополиста (она не достается никому).
|
|
Аналогично можно найти потери производителя. Выигрыш производителя в условиях несовершенной конкуренции площади Pн1Е1ВК, а в условиях совершенной конкуренции площадь PсЕ2К. Значит МЕ2В – чистые потери.
Следовательно, суммарные потери общества = Е1МЕ2 + МЕ2В = Е1ВЕ2. Таким образом, монополия ведет к перераспределению реальных доходов общества, увеличивая экономическую и социальную дифференциацию. Монополия недопроизводит и предполагает неоптимальную структуру товаров и услуг. К тому же из-за отсутствия конкурентов фирмы не стремятся к техническим нововведениям, позволяющим повысить производительность и снизить издержки до минимума.