Монополия и общество

Любое общество стремиться ограничить монополистические тенденции. Сравним монополию с совершенной конкуренцией, воздействия на объем продаж и уровень цен.

 
 


A M C

ATC

Рн Е1

Рс М Е2

Сн L1

Сс В L2

К

Qн Qс

На графике прибыль условиях несовершенной конкуренции равна площади РнE1L1Cн. Если бы это была совершенная конкуренция, то равенство МС и МR было бы достигнуто в точке Е2 при цене Рс и объеме Qc. Следовательно, цена в условиях совершенной конкуренции меньше цены в условиях несовершенной конкуренции, а оптимальный объем в условиях совершенной конкуренции больше оптимального объема в условиях несовершенной конкуренции. Монополия для максимизации прибыли создает определенный дефицит, который и обуславливает цену, превышающую предельные издержки.

Искусственно созданный дефицит означает потери для общества. При совершенной конкуренции выигрыш потребителя равен площади АЕ2Рс, а при монополии АЕ1Рн, потребитель несет потери от действия монополий, потери потребителя – это часть прибыли монополиста (РнE1МРс). Но потребители потеряли еще и величину, равную Е1МЕ2 – это и есть чистые потери общества от действия монополиста (она не достается никому).

Аналогично можно найти потери производителя. Выигрыш производителя в условиях несовершенной конкуренции площади Pн1Е1ВК, а в условиях совершенной конкуренции площадь PсЕ2К. Значит МЕ2В – чистые потери.

Следовательно, суммарные потери общества = Е1МЕ2 + МЕ2В = Е1ВЕ2. Таким образом, монополия ведет к перераспределению реальных доходов общества, увеличивая экономическую и социальную дифференциацию. Монополия недопроизводит и предполагает неоптимальную структуру товаров и услуг. К тому же из-за отсутствия конкурентов фирмы не стремятся к техническим нововведениям, позволяющим повысить производительность и снизить издержки до минимума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: