Антимонопольная политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монополий.
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. К таким злоупотреблениям можно отнести:
· подделку продукции конкурентов,
· нарушение патентов,
· копирование товарных и фирменных знаков,
· обман потребителей,
· снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов,
· применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств.
Если запретить монополию, то мы получим продукцию, выпускаемую конкурентными фирмами с высоким уровнем издержек, а значит, и с высокими ценами. Монополия же установит очень высокие цены. Выход заключается во вмешательстве государства, которое может осуществляться двояко:
- заставить монопольного производителя производить продукцию в нужном объеме и не допустить монопольного повышения цен;
- ввести государственную собственность на объекты монополизации.
Регулирование деятельности монополий осуществляется различными методами. Прежде всего, государство использует антимонопольное законодательство.