Часть Третья

XXIII. Обряд

XXIII.1. Подготовка

XXIII.1.1. Саттвика-вриддхи-шраддха

XXIII.1.2. Процедура

XXIII.2. Подбор Принадлежностей для Самскары

XXIV. Каушандика

XXIV.1. Упрощенный Вариант Ачамана

(шраддхана-ачамана)

XXIV.2. Подготовление Кунды

XXIV.3. Асана-стхапана (приготовление места для сидения):

XXIV.4. Ачамана

XXIV.5. Четыре Веды

XXIV.6. Панча-рекха-стхапана: Проведение Линий

XXIV.6.1. Упрощенный Вариант Панча-рекха- стхапаны

XXIV.7. Уткара-нивасана: Изгнание Нечистот и Очищение Линий

XXIV.8. Агни-самскара: Очищение Огня

XXIV.9. Свасти-вачана: Призвание Благоприятствования в Атмосферу

XXIV.10. Декламация Шримад-Бхагаватам, лекция

XXIV.11. Санкалпа: Обет

XXIV.11.1. Упрощенная Санкалпа

XXIV.11.2. Полная Санкалпа

XXIV.12. Ачамана

XXIV.13. Агни-стхапана: Зажжение Огня

XXIV.14. Агни-авахана: Призывание Огня, Через Его Имя

XXIV.15. Агни-пуджа: Поклонение Огню

XXIV.16. Вишну-стути

XXIV.17. Свасти-ниведана: Приветствие Сторон Света

XXIV.18. Вимщати-каштхика-хома: Поднесение 20-ти Щеп

XXIV.19. Аджйа-самскара: Очищение Гхи

XXIV.20. Шрува-самскара: Очищение Черпака

XXIV.21. Агни-парйукшана: Разбрызгивание Воды Вокруг Костра

XXIV.22. Маха-вйахрити-хома

XXIV.23. Уидчйа-карма

XXIV.24. Пурнахути: Заключительное Подношение

XXIV.25. Пранама: Заключительное Вручение Себя Господу

XXIV.26. Высвобождение Божества Огня

XXIV.27. Шанти-дана

XXIV.28. Вайшнава-сева

XXIV.29. Угощение Всех Вишну-прасадом

XXV. Хома (Упрощенная процедура)

XXVI. Виваха-самскара

XXVI.1. Подготовка

XXVI.2. Милани и Мадхупарка

XXVI.3. Гуру-пранама

XXVI.4. Даршана

XXVI.5. Свагата

XXVI.6. Ачамана

XXVI.7. Мангала-щанти

XXVI.8. Стути

XXVI.9. Санкалпа

XXVI.9.1. Упрощенная Санкалпа

XXVI.9.2. Полная Санкалпа

XXVI.10. Канья-дана

XXVI.11. Пани-грахана

XXVI.12. Мангалья-дхарана

XXVI.13. Синдура-дана

XXVI.14. Агни-стхапана: Зажжение Огня

XXVI.15. Агни-авахана-мантра: Призывание Огня

XXVI.16. Агни-пуджа: Поклонение Огню.

XXVI.17. Вишну-стути

XXVI.18. Свасти-ниведана: Приветствие Сторон Света

XXVI.19. Вимщати-каштика-хома

XXVI.20. Аджйа-самскара

XXVI.21. Шрува-самскара: Очищение Черпака

XXVI.22. Агни-парйукшана

XXVI.23. Маха-вйахрити-хома

XXVI.24. Пуруша-хома

XXVI.25. Маха-вйахрити-хома

XXVI.26. Мангалачарана

Шри Гуру-пранама-мантра

(или Ладжа-хома, Сапта-пади)

XXVI.27. Удичйа-карма

XXVI.28. Пурнахути: Последнее Подношение

XXVI.29. Бхаджана

XXVI.30. Прадакшина

XXVI.31. Пранама

XXVI.32. Высвобождение Божества Огня

XXVI.33. Шанти-дана

XXVI.34. Вайшнава-сева

XXVI.35. Вишну-прасада: Пир

XXVII. Ладжа-хома и Ашмакрамана

XXVIII. Сапта-пади: Семь Шагов.

XXVIII.1. Дхрити-хома

XXVIII.1.1. Удичйа-карма

XXIX. Гарбхадхана

XXX. Пумсавана

XXX.1. Процедура

XXXI. Симантоннайана: Укладывание Волос Жены на Прямой Пробор

XXXI.1. Процедура

XXXII. Сошйанти-хома

XXXII.1. Процедура

XXXIII. Джата-карма

XXXIV. Пауштика-карма-самскара

XXXV. Нама-карана

XXXV.1. Процедура

XXXVI. Анна-пращана

XXXVI.1. Процедура

XXXVI.2. Церемония Дня Рождения, по титхи или накшатре (лунному календарю)

XXXVI.2.1. Процедура

XXXVI.3. Церемония Дня Рождения по солнечному календарю

XXXVI.3.1. Процедура

XXXVII. Чуда-каранам: Церемония Обрезания Волос

XXXVII.1. Процедура

XXXVIII. Видьярамбха

XXXVIII.1. Процедура

XXXIX. Хари-нама и Кришна-мантра-дикша

(Упанайана)

XXXIX.1. Подготовка

XXXIX.2. Ачамана

XXXIX.3. Стути

XXXIX.4. Лекция

XXXIX.5. Обеты

XXXIX.6. Санкалпа

XXXIX.6.1. Упрощенная Санкалпа

XXXIX.6.2. Полная Санкалпа

XXXIX.7. Агни-Стхапанам

XXXIX.8. Агни-авахана

XXXIX.9. Агни-пуджа

XXXIX.10. Парищешана: Подношение Пранам

(по усмотрению)

XXXIX.11. Вишну-стути

XXXIX.12. Свасти-ниведана: Приветствие Сторон Света

XXXIX.13. Вимщати-каштхика-хома: Подношение 20-ти Щеп

XXXIX.14. Аджйа-самскара: Очищение Гхи

XXXIX.15. Шрува-самскара: Очищение Черпака

(Шрувы и т. Д.)

XXXIX.16. Агни-парйукшана: Разбрызгивание Воды Вокруг Костра

XXXIX.17. Маха-вйахрити-хома

XXXIX.18. Мангалачарана: Шри Гуру-пранама-мантра

XXXIX.19. Пурнахути

XXXIX.20. Шанти-дана

XXXIX.21. Вайшнава-сева

XL. Антйешти-крийа: Последние Ритуалы

XL.1. Смысл Церемонии

XL.2. Сброс Костей Усопшего в Гангу

XLI. Упрощенная Процедура Антйешни-крийи

(Погребальная Церемония, Приемлемая для Западный Стран)

XLI.1. Церемония в Ритуальном Помещении Крематория

XLI.2. Шанти-дана

XLI.3. После Церемони

XLI.3.1. Сброс Пепла в Священную Реку

XLII. Авахана-хома: Призвание Благоприятствования в Атмосферу, Обряд Очищения

XLII.1. Процедура

XLIII. Гриха-правеша: Заселение в Новое Помещение (Дом, Магазин, Центр, и т. д.)

XLIII.1. Подготовка

XLIII.2. Пратисара-бандхана

XLIII.3. Свастика

XLIII.4. Гуру-пуджа

XLIII.5. Арчана

XLIII.6. Хома

XLIII.7. Удичйа-карма

XLIII.8. Пурнахути

XLIII.9. Пир

XLIV. Используемая Литература

XLV. Приложения

XLV.1. Используемый Календарь

XLV.2. Руководство по Чтению Сансткрита

XLVI. Стути

ВВЕДЕНИЕ

Шесть Госвами Вриндавана стоят в числе наиболее известных учеников Чаитанйи Махапрабху (1486-1534). Так же, как и остальных своих учеников, Он попросил их описать славу бхакти, природной преданности живого существа Кришне. И им это удалось замечательнейшим образом. Их литературные труды - это одно из многих достоинств в венцах их славы, послуживших вдохновением большому числу поэтов. Шриниваса Ачарья написал песню, раскрывающую смысл жизни и миссию Госвами. Вот один из стихов этой песни:

нана-шастра-вичаранайка-нипунау сад-дхарма самстхапакау

локанам хита-каринау три-бхуване манйау шаранйакарау

радха-кришна-падаравинда-бхаджананандена матталикау

ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри джива-гопалакау

“Я в глубоком почтении склоняюсь перед шестью Госвами - Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Гопалой Бхаттой Госвами, которые досконально изучили все богооткровенные писания, желая ради блага всего человечества установить вечные религиозные принцыпы. Почитаемые в трех мирах, они - истинное прибежище для всех живых существ, поскольку охвачены чувствами гопи и поглощены трансцендентным любовным служением Радхе и Кришне”.

Шесть Госвами в своих трудах полностью излагают науку бхакти-йоги от самых ее азов (вайдхи-бхакти) до высшей ступени (према-бхакти, любви к Богу). Они приводят подробное описание поэтапного продвижения садхаки по духовному пути. Садхака (обыкновенный преданный), чтобы подняться до према-бхакти, должен вначале заниматься регламентированным преданным служениям, следуя всем правилам и предписаниям. Духовные принципы призваны помочь нам помнить о Шри Кришне и никогда не забывать Его. “Мысли Моих чистых преданных сосредоточены на Мне, их жизнь посвящена служению Мне, и они черпают необычайное удовлетворение и блаженство в просвещении друг друга и беседах обо Мне”. (Бхагавад-гита. 10.9)

Для того, чтобы развиваться в духовной жизни, садхаке нужно отказаться от дурной привычки постояннго стремления к какой-либо личной выгоде во всем. Шесть Госвами учат нас, каким образом можно оставить эту свойственную всем людям привычку.

Как объясняют Госвами, отречение (вайрагья), отнють не пордазумевает систематического отказа от “мирских благ” или настоятельной необходимости вести жизнь затворника. Скорее, Госвами призывают нас не привязываться ни к тому, ни к другому, не сосредотачиваясь на этом, как на самом главном в жизни, даже когда мы используем что-то. Наилучший способ достичь такого уровня отреченния - это посвятить всю свою деятельность и средства ее исполнения Шри Кришне. С таким сознанием, человек может использовать все, что помогает ему в духовном совершенствовании, то есть, осознании своей изначальной природы вечного слуги Бога. Такое отречение называется юкта-вайрагьей.

Тому, кто стремится к духовной жизни, не следует отвергать материальную энергию и материальные объекты, или негативно относится к ним, необоснованно считая их несопостовимыми с божественным. Юкта-вайрагья - это “практичная” форма отречения. Другими словами, мы должны понимать, кому все принадлежит: “Человек, полностью сознающий Меня, знающий, что в конечном счете все жертвоприношения и аскетизм направлены на Меня, что Я - Верховный властитель всех планет и полубогов, и балгодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от материальных страданий”.(Бхагавад-гита.5.29.)

Каким образом подняться до уровня юкта-вайрагьи тем, кто не принял не исполняет обязанностей уклада жизни санньяси, а вынужден постоянно сталкиваться с трудностями повседневной жизни? Шрила Гопала Бхатта Госвам написал в этой связи книгу, под названием Сат-крия-дипика, представляющую собой практическое руководство по самскарам, представленным таким образом, чтобы домохозяева-Вайшнавы смогли понять, как такие обряды могут помочь им и их родственникам в духовной жизни. Книга, которую сейчас вы читаете, основана на данной работе великого Госвами. Она предназначена помочь нам научиться юкта-вайрагье.

Если хоть малейший намек на материальные представления о жизни все еще живут в глубине нашего сознания, нам, для того, чтобы обрести чистую любовь к Богу, необходимо научиться совладать со своим телом, умом и чувствми,. Все первостепенные и вторичные принципы, которыми руководствуется в своей жизни Вайшнав, являются средствами, позволяющими добиться такого самообладания, ибо они помогают постоянно помнить о Господе. Вайшнав всегда должен помнить о Вишну и никогда не забывать Его. И правила и предписания, которым он следует, помогают ему практиковаться в этом (Падма-пурана). Поскольку самскары входят в эти предписания, Вайшнавам не следует недооценивать их значения.

В Первой Песни Шримад-Бхагаватам (глава12, текст 13) описывается очитсительная церемония, совершенная Махараджей Юдхиштхирой по случаю рождения Махараджи Парикшита:

тасйа прита-мана раджа

випрайр дхаумья-крипадбхих

джатакам карайам аса

вачайитва ча мангалам

“Царь Юдхиштхира, обрадованный рождением Махараджи Парикшита, провел при его рождении очистительную церемонию. Ученые брахманы, возглавляемые Дхаумьей и Крипой, декламировали благоприятные гимны”.

Чтобы прояснить значение стиха, мы приводим здесь комментарий Шрилы Прабхупады: “Существует потребность в сословии добродетельных и разумных брахманов, умеющих проводить очистительные обряды, которые предписывает система варнашрама-дхармы. Без проведения таких очистительных церемоний население не может быть добродетельным, и поскольку в век Кали этого не делается, население всего мира обладает качествами шудр или еще более низкими. Но возродить ведический метод очищения в этом веке невозможно, так как нет ни необходимых для этого условий, ни истинных брахманов, поэтому для нашего века рекомендована также система Панчаратрики. Система Панчаратрики рассчитана на сословие шудр, которые, по идее, и составляют все неселение Кали-юги. Это предписанный метод очищения, соответствующий нашему веку. Его применяют только для духовного продвижения и ни для чего иного. Духовное совершенствование не может быть обусловлено высоким или низким происходжением.

“За очистительным обрядом гарбхадхана следуют другие самскары: симантоннайана, садха-бхакшанам и т.д., относящиеся к периоду беременности. Первая же очистительная церемония после рождения ребенка называется джата-карма. Махараджа Юдхиштхира провел ее как положено с помощью добродетельных и ученых брахманов, среди которых были Дхаумья, царский жрец, и Крипачарья, не только жрец, но и великий полководец. Чтобы провести церемонию, Махараджа Юдхиштхира пригласил этих сведущих и безупречных жрецов, которым помогали и другие достойные брахманы. Следовательно, все самскары (очистительные обряды) не являются простой формальностью или традиционным торжеством. Все они преследуют практические цели, и только такие искусные брахманы, как Дхаумья и Крипа, могли правильна проводить их. Подобные брахманы не только редки, в этом веке их просто не существует, вот почему для духовного прогресса в наш век деградации Госвами предпочитают ведическим ритуалам очистительные церемонии по правилам панчаратрики...”

Однако, следование методу Панчаратрики не подразумевает полного прекращения регулярного исполнения самскар в соответствии с традицией Вайшнавизма.

Кроме того, Шрила Гопала Бхатта Госвами, великий провидец, составил руководство по ведическим самскарам (Сат-крия-сара-дипику), как для своих современников, так и для будующих поколений Вайшнавов*10. Таким образом он привел искусство исполнение самскар в соответствие с приемлемыми для преданных идеями Вайшнавизма.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, великий ачарья в цепи преемственности идущей от Чаитанйи Махапрабху, признал Хари-бхакти-виласу авторитетным руководством в поклонению Божеству. Точно также он считал Сат-крия-сара-дипику Шрилы Гопалы Бхатты Госвами единственным действенным руководством по самскарам для грядущих поколений Вайшнавов.

В своей книге Шрила Гопала Бхатта Госвами, основаясь на доводах священных писаний, утверждает поклонение только одному Вишну, и упразняет поклонение полубогам. Во время исполнения самскар было принято по обычаю поклоняться таким полубогам как Ганеша, или шакти-таттве (Дурге и другим), а также господствующим божествам различных планет. Но Шрила Гопала Бхатта Госвами заменил подобное поклонение поклонением Господу Вишну, приносящим поклоняющемуся освобождение, чего нельзя сказать о поклонении полубогам, результаты которого материальны и потому преходящи: “Те, кто поклоняются полубогам, родятся среди полубогов; те, кто поклоняются предкам, отправятся к предкам; те, кто поклоняются привидениям и духам, родятся среди этих существ; а те, кто поклоняются Мне, будут жить со Мной”. (Бхагавад-гита 9.25.)*11

Как объясняется в Бхагавад-гите (2.42-23): “Люди, обладающие скудными знаниями, прельщаются цветистыми словами “Вед”, предлагающих заниматься различными видами кармической деятельности и в награду сулят вознесение на райские планеты, рождение в знатной семье, могущество и многое другое. Стремясь к чувственному удовлетворению и богатой жизни, такие люди говорят, что нет ничего превыше этого”. В отличие от вайшнавов, такие люди в своей деятельности ищут лишь материальной выгоды, и совершая самскары они руководствуются теми же соображениями, тогда как первые делают это только для того, чтобы приблизиться к Кришне.

Хотя поклонение полубогам обычно приносит лишь материальное благосостояние, и в редких случаях - освобождение, не следует проявлять непочтение к ним. Даже если Вайшнавы не и занимаются поклонением полубогам, они все равно должны выражать почтение по отношению к ним:

харир эва садарадхйах сарва-девешварешварах

итаре брахма-рудрадйа наваджнейах кадачана

“Кришна, Хари, - владыка всех полубогов, и потому Он всегда является объектом поклонения. Но это не означает, что не следует оказывает почтения полубогам”. *11 *12 (Падма Пурана)

По традиции, исполнение самскар проводится в соответствии с

той из Вед, которой следует семья. Но, в любом случае, процесс в основе своей один и тот же во всех Ведах. Отличаются только мантры. В Шад-крия-сара-дипике используются мантры из Гобхила-грихья-сутры, сутры, относящейся к Сама Веде.

Цель самскар в том, чтобы освятить каждый важный этап в жизни человека. Поэтому они проводятся в строго определенное время. И хотя их можно считать менне важными по сравнению с вечной деятельностью души (према-бхакти, кришна-сева и т. д.) это не преуменьшает их значения, так как эти обряды очищают и тело и душу, подготавливая их для преданного служения Богу.

Для практики преданного служения достаточно одной лишь веры. Тем не менее, прохождение самскар предоставляет возможность положить хорошее начало своей духовной практике и приобрести все необходимые качества для того, чтобы играть достойную роль в обществе. Именно поэтому, ачарьи (духовные учителя) подчеркивали важность самскар, закладывающих фундамент для общества, основанного на принципах гармоничного сосуществования.

Существует два типа обрядов - нитья и наймиттика. Первый тип - это повседневные ритуалы, исполняемые в таком же виде незапамятных времен, такие как, джапа, поклонения Божеству и т. д. Ко второму типу относятся все остальные ритуалы, включая установление Божества, открытие храма, и семейные обряды (грихья) 14*. К обрядам наймиттика относят обряды, именуемые сраута, принятые в традиции конкретной местности или в духовной ученической преемственности.

Такие обряды, исполняемые на благо всех членов семьи, обычно проводятся главой семьи (грихастхой), если тот является брахманом, за исключение трех случаев: свадебного обряда (вивахи), инициации (упанаяна) и погребальной церемонии (аньешти). Для проведения этих самскар (так же как и для других обрядов, которые сам домохозяин провести не в состоянии), приглашается испоняющий богослужение брахман (ритвик).

Шрила Гопала Бхатта Госвами в своей Шат-крия-сара-дипике приводит перечень самскар, начинающийся с обряда бракосочетания, без которого, по сути дела, не может быть и всех последующих. Поскольку с этого торжественного принятия обетов зарождается семья, можно сказать, что это первый очистительный обряд.

Некоторые считают, что человек становится индивидуальностью только в момент рождения. В таком случае, пока он находится в утробе своей матери, его, практически говоря, не существует, так как, у него нет никакого статуса: ни социального, ни какого-бы то ни было еще. Другие полагают, что жизнь человека начинается с того, как сформировывается эмбрион, третьии думают, что жизнь ребенка начинается с зачатия. Но Вайшнавы, как и остальные последователи идей Веданты, считают, что индивидуальность существует еще за долго до зачатия. И потому нам необходимо правильно подготовиться к принятию и очищению жизни существа, которое должно будет родится у нас.

Вот перечень основных вайшнавских самскар:

* виваха (бракосочетание)

* гарбхадхана (ритуал зачатия)

*пумсавана (обряд для того, чтобы произвести на свет здорового ребенка или ребенка мужского пола)

* симантонаяна (ритуал укладывания волос жены на прямой пробор, при котором муж отмечает его линией, символизирующей защиту от дурного влияния и подключение к благоприятным космическим энергиям)

* сошьянти (обряд для облегчения родов)

* джата-карма (рождение)

*нишкармана (первое появление ребенка перед окружающим миром)

* нама-карана (наречение именем)

* паушти-карма (обряд, совершаемый ради здоровья ребенка)

* мундана (обрезание первых волос)

* анна-прашана (первый прием твердой пищи, то есть, злаков).

* карна-ведха (прокалывание ушей)

* чуда-карана (первое подстрижение волос)

* видьярамбха (начало учебы)

* упанаяна (инициация)

* антьешти-крия (погребальные ритуалы). 15*

Мы можем осознавать присутствие Кришны, живя здесь, на Земле. Но большинству людей, вставших на путь бхакти, но живущих в обществе, где дхарма, артха, кама и мокша являются текущими темами, для духовного благоденствия требуется прочная духовная основа и вайшнавская культура. Им необходимо понять, для чего нужен тот или иной обряд, и какую помощь он окажет им в их духовном развитии. Иначе говоря, пока человек не стал чистым преданным, ему следует проявлять как осторожность, так и терпение. “До тех пор, пока человек не отказался от кармичекой деятельности и пока в нем, благодаря слушанию и повторению, не пробудился вкус к преданному служению Вишну, ему надлежит следовать принципам, предписанным Ведами”. (Шримад-Бхагаватам 11.20.9.)

Шрила Бхактивинода Тхакур, в своей книге "Шри Бхактьялока” объясняет то, как живое существо, находящееся в этой вселенной, может подняться с самого низшего положения до самого возвышеного. Между двумя этими уровнями существует множество ступеней, соответствующих разным стадиям развития, и нельзя не считаться с особыми правилами и предписаниями, существующими для каждой из них. Если достигнув какой-то высокой ступени человек хочет остаться на ней, он должен следовать всем правилам и ограничениям, соответствующей этому уровню. И это предоставляет ему возможность для дальнейшего развития. В противном случае, он опять скатится до низжей ступени. Добросовестно следуя правилам, подобающим его положению и, утвердившись в оном, человек может выполнять то, что называется “предписанными обязанностями”. В этом заключается сама основа благочестия.

Эти правила не обязательно одинаковы для всех; фактически, они различаются по уровням развития на три основных категории: карма, джнана и бхакти. Правила первой категории призывают нас принять систему варнашрамы, следовать самскарам и возносить молитвы, и очистить свою жизнь от дурных привычек и греховных поступков. Вторая категория предписывает отречение, непривязанность и обсуждение тем о духе и материи, тогда как деятельность, совершаемая ради какой-либо выгоды и привязанность к чувствственным наслаждениям, на этой стадии должны избегаться. К третьей категории относятся безразличие к материальным объектам, деятельность, благоприятсвующая преданному служению, а также и следование правилам, соответствующим уровню гьяны и способствующим дальнейшему развитию в преданном служении. При этом следует избегать того, что препятствует духовному росту, то есть, сухого умственного знания, ни на чем не основанного отречения и привязанности к чувственным наслажденям.

Тот, кто поднялся до уровня карма-канды, должен строго следовать принципам варнашрама-дхармы и развивать в себе стремление подняться до уровня джнаны. Таковы обязанности человека на этой стадии. До тех пор, пока у него остается хоть какая-то привязанность к материальной деятельности, ему следует действовать строго в рамках варнашрамы. Его обязанности вынуждают его одновременно и считаться с отличием духа от материи, и анализировать природу ложного самоотждествления. И как только человек таким образом разовьет в себе безразличие к материальной деятельности, он сразу должен оставить приязанность к правилам и предписаниям, которыми руководствовался на уровне карма-канды, иначе он не будет развиваться дальше.

Достигнув уровня джнана-канды, человек обязан всегда оставаться в знании. Он должен следовать правилам, подобающим его ступени развития до тех пор, пока на приобретет вкуса к преданному служению. И тогда он должен оставить привязанность к джнана-канде, в противном случае он станет ниямаграхой*16 и не сможет совершать дальнейшего продвижения. Достигнув более высокой стадии, человек не должен более держаться за правила и предписания для предыдущей ступени.

Как грихастхи, так и ведущие жизнь в отречении, в итоге достигнут одной и той же цели, если будут следовать принципам, предписанным для своего статуса, несмотря на то, что принципы эти могут отличаться. Лучше исполнять свой долг, пусть даже несовершенно, чем пытаться всовершенстве выполнять чужие обязанности (Бхагавад-гита 3.35). Человеку не следует пытаться подражать другим.

Для того, чтобы обрести милость Господа, вайшнав-грихастха, у которого еще остались какие-то материальные привязанности, должен принять естественный для себя уклад жизни в системе варнашрамы и вместе со своей женой следовать принципам дхармы, артхи, камы и мокши, чтобы поддерживать свое существование. Таким образом он сможет трансформировать свою привязанность к материи.

Что же до преданного, достигшего очень высокого уровня в преданном служении, то ему нет необходимости следовать принципам кармы или джнаны, хотя он и может делать это по своей доброй воле. Подобно тому как джнани с готовностью подчиняется принципам варнашрама-дхармы, которым надлежит следовать карми, так и достигшие высот преданные добровольно следует правила кармы и джнаны. Иначе говоря, хотя им не обязательно придерживаться правил и ограничений, они все равно делают это по собственной воле. Но не нужно забывать, что это относится к преданным, находящимся на высоком уровне духовного развития; тогда как садхаке надлежит следовать по пути, указанному шестью Госвами Вринавана.

Эти шесть Госвами объяснили, каким образом мы можем очистить свою деятельность: связав ее со служением Богу. Человек должен действовать с разумом, с пониманием высшего сознания и в согласии с ним. Поступать мудро поистине трудно. То, что вполне возможно в каком-то месте, может быть совершенно неосуществимо в другом. В своем комментарии к 105 стиху 23 главы Мадхья-лилы Чайтанья Чаритамриты Шрила Прабхупада объясняет, что человеку “нужно научиться тому, как практиковать отречение, учитывая место время и самого человека. Ему следует избегать нийамаграхи, то есть, он не должен браться за то, что для него не по силам”. Практическое понимание принципа истинного отречения (юкта-вайрагьи) может отличаться в некоторой степени в зависимости от страны или местности. “Ниямаграхой называется также и то, когда человек пренебрегает регулирующими принципами и живет в излишистве. Мы не должны следовать регулирующим принципам не понимая их назначения, так же как и не должны пренебрегать ими. Просто в зависимости от места, времени и самого человека существуют различные способы их выполнения”.

Самскары позволяют человеку жить полноценной жизнью, не только социально-культурной, но и духовной. Те, кого привлекает семейная жизнь, дружба, развлечения и общественно-профессиональная деятельность, смогут достичь успеха, изучая послания Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам, воспевая Харе Кришна маха-мантру, прославляя Бога и участвуя в религиозных праздниках либо у себя дома, либо в храме. Все это в сочетании с самскарами поможет человеку удовлетворить свое естественное влечение к обрядам и празднествам, и одновременно с этим прогрессировать духовно.

В прежние времена на различные религиозные обряды и церемонии, приглашали деватов, риши и великих брахманов, произнося для этого надлежащие мантры. И присутствие этих личностей привносило в атмосферу благоприятное влияние. Некоторые брахманы обладали таким могуществом и такой преданностью, что могли призвать на арену жевтвоприношения Самого Господа Вишну 18*. Но шастры свидетельствуют о том, что в наши дни, в нашу эпоху, деваты более уже не посещают Землю. Тем не менее, санкиртана-яджна Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, самого милостивого Господа, - это источник всех благословений. Во время обрядов, иполняемых в сознании Кришны, как это заведено со времен Господа Чайтаньи, вайшнавы, совершая санкиртану, приглашают Самого Господа и Его спутников.

Перед тем, как исполнять какую-либо церемонию, преданные собираются и под звуки барабанов, цимбал и гармоники прославляют духовных учителей гуру-парампары, а затем Шри Нитьянанду и Шри Чаитанью, чтобы призвать на церемонию Их Самих, Их милость и благословения. После этого приглашают Радху и Кришну, вознося молитвы во славу Им. В Бенгалии и в Маяпуре все церемонии обычно проводятся именно так. Это наполняет атмосферу трансцендентной энергии, благодаря тому, что на церемонии присутствуют Божества, призванные туда из сердец всех собравшихся. Святые Имена Господа (нама) неотличны от Него Самого (нами). Такие празднества дают каждому шанс принять участие в жертвоприношении, рекомендованном для этого века Кали, в Хари-нама-санкиртана-яджне.

Отличительно чертой повторения Святых Имен является то, что они придают совершенство любой церемонии, подтверждение чему приводится в Шримад-Бхагаватам (8.23.16):

мантратас тантратащ чхидрам

деща-калартха-вастутах

сарвам кароти нищчхидрам

анусанкиртанам тава

“Даже если человек совершает ошибки в произнесении ведических мантр или в следовании регулирующих принципов, или в выборе надлежащего времени, места, личности или атрибутов, если при этом воспевается Святое Имя Твоей Светлости, то все становится безукоризненным и совершенным”.

Когда Святое Имя произносится без оскорблений, все наши привязанности и последствия греховных поступков мгновенно исчезают (анартха-нивритти). Преданный должен сделать все возможное, что поможет научиться повторять Святое Имя без осокрблений. В этом смысле очищающее воздействие самскар представляется хорошим средством для этого. Хари нама позволяет человеку заново открыть в себе свою внутреннюю природу вечного слуги Кришны и помогает достичь чистой любви к Богу, Кришне (ништха, рати, асакти, бхава, према).

“Исполнение религиозных обрядов предназначено для того, чтобы очистить ум живого существа, находящегося в материальном мире, и особой чертой этого века Кали является то, что человек может с легкостью очитстить ум от освернения повторяя Святые Имена Бога: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе” (Комментарий Шрилы Прабхупады к Чайтанья-чаритамрите, Ади 6.15). Такие духовные таинства устанавливают дайви-варнашрама-дхарму (вайшнава-дхарму, кришна-дхарму), от которой Шрила Прабхупада ожидал именно такого очищающего эффекта. И тогда грихастхашрама станет источником воодушевления и трансцендентного счастья.

В своей книге Шрила Гопала Бхатта Госвами объясняет, что брак или зачатие ребенка не может считаться чистым преданным служением. Хотя самскары и не являеются чистым преданным служением, они играют существенную роль в любом обществею

И поэтому следует исполнять их и жить как можно более чистой жизнью. К чистому преданному служению относяться только девять ниже перечисленных занятий: шравана (слушание о Боге), киртана (прославление Бога), смарана (памятование о Боге), пада-севана (служение Богу), арчана (поклонение Богу в храме к Его форме Божества), вандана (вознесение молитв Богу), дасья (близкое служение Богу), сакхья (наслаждение общением с Господом в дружеских отношениях), атма-ниведана (полное вручение себя и всего, что у нас есть, Господу, - поскольку только эти девять видов деятельности могут даровать человеку чистую любовь к Богу. (Ш.Б. 7.5.23)

Церемонии, сопровождающие проведение самскар, обычно бывают настолько торжественными, что естественным образом привлекают внимание. Самскары, такие, как свадебный обряд, -

это настоящие торжества, и они позволяют всем членам семьи, родственникам и друзьям, собравшимся на праздник, ощутить общую радость. Эти церемонии закладывают взаимопроникновение культур, при этом они вполне обоснованы в общественном отношении, и благодаря этому упрочняют социальные и семейные узы, являющиеся существенной составляющей вайшнавской культуры. По традиции обязанности семьянина выходят за рамки его семьи, распространяясь на все его селение, всю общину, нацию, человечество в целом и, в конечном счете, всю вселенную. Веды гласят: васудхайва кутумбакам, “Моя семья -это вся Земля”. Традиционное образование в Индии прививало людям такое понимание всеобщей социальной ответственности, которого так недостает в современном обществе, где, похоже, оно почти совсем вытесненно чрезмерной разобщенностью и индивидуализмом.

Самскары не только придают упорядоченность семейной жизни, поскольку такие ритуалы, как авахана-хома (призвание благоприятного влияния), гриха- правеша (освещение нового дома) и церемония шраддха и без того широко распространены, но особая черта самскар в том, что они всегда располагают нас искать благословений Всевышнего Господа.

Самскары и входящие в них священные церемонии должны вывести человека на уровень юкта-вайрагьи и подготовить его к пробуждению своей чистой и ничем не обусловленной преданности Господу, совершенно свободной корыстных побуждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: